Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2067

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

.

РЕЗЮМЕ

В дидактике используются философские категории, общенаучные, методологические, педагогические, психологические, физиологические и иные понятия.

Дидактика как научная теория описывается системой понятий методологического уровня: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы и методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения и др.

Фундаментальными дидактическими понятиями являются понятия «образование» и «обучение», которые раскрываются с помощью взаимосвязанных понятий: преподавание, учение, изучение, освоение и др.

Понятие «образование» характеризует различные стороны реальности. Оно может относиться к отдельному человеку или классу учеников, всей школе, обществу, государству. Образование отражает как процесс, так и результат обучения. Под образованием понимается также система образовательных структур — учебных заведений, различных форм и типов образования.

Среди различных пониманий образования выделяются два противоположных: образование — как процесс воздействия на ученика («дать образование») и образование как процесс образовывания ученика при организующей роли учителя («быть в образовании»).

Понятие «обучение» раскрывается в зависимости от выбранного смысла образования. В формирующей педагогике обучение представляет собой два основных вида деятельности — преподавание и учение: учитель передает ученикам знания, умения и навыки, а ученики их усваивают. Вличностно-ориентированной педагогике обучение — это совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.

Роль учителя личностной ориентации — организация образовательной среды, в которой ученик образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Сформулируйте чувства и ощущения, которые возникли у вас в результате изучения данной темы. Назовите свои главные результаты.

2. Какие противоречия в понятийной структуре дидактики вами обнаружены?

3. Приведите два-три варианта трактовок понятия «образование», сравните их между собой и найдите общие признаки разных дефиниций.

4. Дайте определение понятию «образование», которое выходило бы за рамки педагогики и охватывало процессы, изучаемые в других науках, например, в истории (образование государства), географии (образование гор).


5. Первоклассник придумал математическую задачу на изученные действия сложения и вычитания. При составлении условия задачи он использовал уже известный ему принцип: «было ..., прилетело (улетело) ..., сколько всего стало?» Ученик заменил людей или зверей на птиц и получил новое условие задачи. Оцените область, уровень и специфику творчества ученика. Присутствует ли в данном образовательном продукте ученика математическое творчество?

6. Сформулируйте вопросы, предложения и пожелания себе на дальнейший период изучения курса дидактики.

Дидактический практикум

Тема 2. Дидактические понятия

1. Любые объекты, в том числе и дидактические, можно перевести в язык знаков, символов, образов. Такой перевод позволяет лучше понять и изучить сам объект. Изобразите в виде знака, образа или рисунка символ образования. Прокомментируйте полученный символ и его специфические особенности.

2. Используя лист бумаги, нитки и скотч, изготовьте материальную модель образования. Предложите объяснение данной модели. Представьте свою работу для коллективного обсуждения во время семинара. Ответьте на вопросы коллег о вашей модели.

3. Предложите определение понятия «образование». Запишите это определение и обсудите его на семинаре. Сопоставьте свое определение с дефинициями, предложенными другими студентами.

4. Аналогичным образом сконструируйте символ, модель и дефиницию дидактических понятий «обучение», «учение», «изучение», «преподавание», «освоение».


§ 3. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

Национальная идея в образовании. Основой образования в российской школе являются, прежде всего, те глубинные национальные идеи отечественной истории и культуры, которые играют объединяющую, вдохновляющую и воспитывающую роль в обществе. Они служат основанием для конструирования отечественной педагогики и дидактики.

Идею российского национального образования обосновал основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824-1870), который считал, что главные цели образования и воспитания определяются народным характером. Философское осмысление своеобразия российского характера позволяет отыскивать основы соответствующего ему образования.

Идея — от греч. idea: то, что видно, образ. Термин, обозначающий смысл, значение, сущность.

Образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Задачи, организационные формы или содержание такого образования могут быть различны, но получаемый в итоге результат образования человека определяется базовыми философскими смыслами, на которых строится учебный процесс.

Если принять, что смыслом и целью образования является развивающийся человек, то с точки зрения национальной идеи образование человека есть такое его состояние и результат, когда он свои чувства, ум, тело и волю ориентирует на самореализацию и саморазвитие, поддерживаемый желанием добывать новые знания, верить в лучшее, делать добро, исполняя свое предназначение перед собой, своей семьей, отчизной. Созидание человека культуры — в этом смысл национального образования. Развитие внутреннего потенциала каждого человека — цель народного образования. Высший идеал образованности народа и каждого его представителя — духовное состояние нации, самоосознание величия многонационального российского общества, являющееся условием экономического, материального и культурного процветания всего народа.

Дискуссия. Каким образом можно использовать в отечественном обучении лучшие образцы зарубежной педагогической мысли, чтобы результаты отечественного образования сохраняли свое национальное своеобразие?

Философские предпосылки российского образования содержатся, прежде всего, в работах отечественных мыслителей. Характерными чертами русской философии, по мнению Н.О. Лосского, являются космологиям, социология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологиям)1.


Перечисленные черты присущи комплексу учений о взаимодействии человека и мира, созданных плеядой русских ученых мирового уровня, среди которых: Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, К..Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.А. Бердяев, Д.Л. Андреев, Н.А. Умов и др.

В ряде исследований совокупность идей, учений и работ этих мыслителей называют русским космизмом, поскольку данная философия опирается на фундаментальный принцип: человек подобен Вселенной, т. е. микромир подобен макромиру. Предназначение человека — вселиться в свой дом — Вселенную. Это возможно, поскольку глобальные процессы в определенной степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации природы и общества сходны и сопряжены со вселенскими изменениями.

Рассмотрим те элементы учений отечественных философов, которые имеют дидактическую значимость.

Образ человека. С позиций антропоцентризма первичным источником всех изменений, в том числе и глобальных, является сам человек, взятый в совокупности своих потенций, проявлений и деятельностей. По отношению к образованию деятельность ученика тождественна деятельности учителя и школы в целом, школа — обществу, общество — миру, мир — Вселенной. Таким образом, изменения отдельного человека соответствуют изменениям всей Вселенной. Отсюда и соответствующая миссия обучения — обеспечивать изменение и развитие людей, сообразное общечеловеческим задачам и процессам.

Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Человек, включенный в образовательную систему с целями, относящимися к его вселению в окружающий мир, по особому складывает свою мировоззренческую ориентацию и реализует личностный потенциал. Индивидуальная траектория его образования представляет систему отношений с природой, культурой, космосом, с самим собой. Для самоопределения и движения в окружающем мире и овладевает набором способов деятельности, в том числе и рефлексивных, необходимых ему для обеспечения, оценки и корректировки происходящего образования.

Основные черты человека облагороженного образа, которого должна готовить будущая школа, изложены русским философом и поэтом Д.Л. Андреевым (1906-1959) в его книге «Роза мира»1:


Умственный облик характеризуется интеллектуальной независимостью, свободным и счастливым чувством преклонения перед явлениями Глубокого и явлениями Великого.

Эстетический облик проявится в развитом вкусе, знании и понимании искусств прошлого, потребности художественных впечатлений и собственного творчества, в чувстве восхищения перед явлениями Прекрасного.

Нравственный облик нового человека характеризуется деятельной добротой к окружающим, чувством единства общечеловеческого, чувством единства космического, чувством благоговения перед явлениями Высокого.

Религиозный облик характеризуется внутренней работой над раскрытием органов духовного воспринимания, ощущением жизни как мистерии, знанием религиозных форм прошлого и настоящего, умением советовать всем религиям, т. е. понимать опыт и учение каждой из них как отражение одного из рядов духовной реальности, потребность собственного участия в религиозной жизни и творчестве.

Телесный облик характеризуется дружбой со светлыми стихиями, стройным телосложением, пластичными движениями, открытым светящимся лицом.

Особое внимание в педагогике Д.Л. Андреева уделяется развитию внутренних задатков натуры учеников. «Вообще, заботливо пестуется и всячески поощряется творческое начало: взращиваются малейшие ростки музыкального, словесного, сценического, архитектурного, живописного, философского, религиозного творчества»2.

Основным типом общеобразовательной школы Д.Л. Андреев считает колледж-интернат, расположенный за городом. Обучение в нем занимает 12—13 лет по 7 месяцев в году Среди учебных дисциплин — всеобщая история религий, политическая история, история искусств и наук, т. е. ориентация на «включение» ученика в культурно-исторические процессы.

Смысл образования. Одна из доминирующих идей русских философов — Вселенский масштаб предназначенности человека. С педагогической точки зрения вселиться своим внутренним миром во внешний можно через собственную деятельность, создавая творения, подобные тем, которые окружают тебя. Например, постичь глубины природы и тайны мироздания позволяют самостоятельные размышления, исследования, трактаты; проникнуть в устное народное творчество и познать его основы помогает сочинение сказок, считалок, загадок; войти в мир настоящей математики можно через собственные математические открытия простых чисел и форм.

Смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, ценность.