ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2073
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целостное содержание высказывания, несводимое к значениям его частей, но само определяющее эти значения.
Смысловыми образовательными идеями отечественных философов являются следующие:
— Образование — не столько «заказ» социума, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равновелик миру, следовательно, его предназначение — вселение в свой мир. Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося человека. Продукты его деятельности адекватны содержанию соответствующих сфер познаваемой действительности.
— Связь человека с миром определяется на уровне их общих сфер: биосферы — сферы живого (В.И. Вернадский), ноосферы — сферы разума, пневматосферы — сферы духа (П.А. Флоренский). В связи с развитием современных средств телекоммуникаций и Интернет-ресурсов можно говорить об инфосфере — сфере информации.
— Образование — это поиск нового, свободное открытие мира. Образование является открытым, направленным на освоение неизвестного, а не только на изучение известного. Образовательное движение должно опираться на базовые основы, но его целью является не изучение этих основ, а создание нового. Образование суть творение, а не присвоение.
— Смысл творчества заключается в самой природе существования человека, этот смысл не может быть понят из замкнутой системы бытия. Отечественные философы связывают смысл творчества человека с продолжением акта божественного творения. Творчество человека есть его «выход из себя» (НА. Бердяев). Осуществляемое каждым индивидуально, творчество имеет общечеловеческий, космический характер.
Дискуссия. «Все мы являемся частью Вселенной...» Должен ли этот факт обсуждаться с учениками на уроках только таких курсов, как астрономия и философия?
- Образование человека имеет смысл связи времен, изучая и «воскрешая» прошлое, например, своих предков, он создает будущее. Это возможно через общее дело всех людей. Цель общего дела — преодоление смерти, призванное изменить будущее, в частности, привести к изменению жизни последующих поколений (Н.Ф. Федоров). Через личную деятельность в историческом времени человек становится участником культурно-исторических процессов человечества. Н.Ф. Федоров предложил способ «открытия» прошлого через «воскрешение» в настоящем. Этот способ позволяет конструировать связанное с прошлым будущее. Практическое воплощение данная идея получает, когда ученик «воскрешает» в собственной деятельности знания и достижения прошлого, не всегда через их прямое изучение по книгам, но и через познание реальных объектов, содержащих в себе знания о себе.
Философские принципы образования. Процессы познания и творения относятся не только к внешнему, но и к внутреннему миру ученика. В обучении учащийся проявляет себя, прежде всего, в тех способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. В этом состоит принцип персонализма в обучении.
Важнейшая особенность человека, констатируемая русскими философами, — открытость неизвестному, новому, будущему. К.Э. Циолковский (1857—1935), например, разработал формы будущего существования человечества и предпринял конкретные шаги в этом направлении — создал теорию ракеты для космических полетов, философскую теорию «лучистого человечества»:
«Все вещества всех светил и всех небесных тел вечно перемешиваются, и что было внутри солнца, то попадет на планеты, и что было на планетах — попадет в солнце. Это несомненно — и Земля и мы раньше составляли часть солнца. Это однако не помешало нам жить. ... Оживление, как и смерть, повторяется без конца»1.
На основе философских идей К.Э. Циолковского и других философов космистов разрабатываются программы образования ГОМО КОСМИКУСа — человека космического, работают специализированные школы: Боровская ноосферная школа в Калужской области, Новосибирский аэрокосмический лицей, Красноярская школа космонавтики.
Другой принцип — открытость образования. Ученик, постоянно действующий в ситуации неизвестности, научается быть открытым для иных типов и структур жизни, которые в настоящее время могут быть ему неизвестны, но которые будут востребованы от него в будущем.
В центре внимания знаменитого ученого и педагога К.Э. Циолковского находится процесс взаимодействия человека со Вселенной не только в пространственном, но и во временном, историческом отношении. Данный принцип является общим для многих русских философов и обоснован к тому же экспериментально. Так, А.Л. Чижевский обнаружил и исследовал связь исторических, социальных и человеческих ритмов с процессами, происходящими на Солнце (одиннадцатилетний цикл). «Исторические и общественные явления наступают не произвольно, не когда угодно, не безразлично по отношению ко времени, а подчиняются физическим законам в связи с физическими явлениями окружающего нас мира и могут возникнуть только тогда, когда этому будет благоприятствовать вся сложная совокупность взаимодействия политико-экономических и других факторов в мире человеческом и физических факторов в мире неорганической природы»1.
Особым принципом образования является его творческостъ. НА. Бердяев в своей работе «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» устанавливает следующие положения:
- Творчество возможно лишь при допущении свободы. «Творческий акт человека и возникновение новизны в мире не могут быть поняты из замкнутой системы бытия»2. Для объяснения природы творчества человеку необходимо преодоление границ бытия, максимальная степень свободы, какая только возможна для него.
- Творец одинок, и творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и социальный характер. «Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя. Поглощенность собой подавляет, выход из себя освобождает»1.
- «Творческое развитие должно быть открыто в мире, а не его эволюция. Познание творческой эпохи активное, не пассивное, оно предполагает творческое усилие и потому открывает творчество. Познание же эволюции было лишь пассивным приспособлением. Учение о творческом развитии предполагает свободу как основу необходимости и личность как основу всякого бытия»2.
Дискуссия. Согласны ли вы с утверждением Н.А.Бердяева, что без конфликта и столкновения с нормой и законом творчество невозможно? Обоснуйте свое утверждение на конкретном примере процесса обучения в школе.
Н.А. Бердяев формулирует важную с дидактической точки зрения проблему: «Ортодоксальные системы, которые выражают организованный социальный коллектив, должны отрицать творчество или признавать его в очень поверхностном смысле»3. Ученый подчеркивает, что настоящее творчество невозможно, «если нет конфликта, столкновения с нормой и законом ... Ортодоксальные системы не хотят знать никакой новой проблематики, относятся подозрительно и враждебно к творческому беспокойству, к исканию, к борениям духа»4. Если это положение верно, то для обеспечения сущностного творчества учеников в образовании требуется специальная система мер и условий, позволяющая если не ликвидировать, то хотя бы максимально нейтрализовать отрицательное отношение образовательных систем к организуемым в них инновационным и творческим процессам.
Ряд других общих принципов и практических методов обучения предложил автор «Философии общего дела», философ и педагог Н.Ф. Федоров (1829-1903):
— принятие в качестве образца образовательной деятельности отношение ребенка к открываемому им миру;
— постепенное расширение содержания образования, начиная с «малой родины», представленной отцами, дедами, местом жительства, до «большой родины», а затем и всей Вселенной;
— звездное небо — первый учебник для детей — земных путешественников во Вселенной;
— замена учебников общей программой, добывание учениками и учителями материала непосредственно из географических особенностей и истории родного края, создание школы-музея.
Д.Л.Андреев называет важнейшим принципом просветление человека по отношению к Природе. Погружение и вживание в природу, трансфизическое ее познание способны озарить человека прорывом космического сознания, чувством всеобщей гармонии. «Большего счастья, чем полное раскрытие внутреннего зрения, слуха и глубинной памяти, на Земле нет»1.
Блок самоопределения
Тема. Философские принципы образования
Сравните высказывания в первых двух столбцах таблицы и предложите свои суждения в третьем столбце.
Конструирование содержания образования. Главная идея русского философа Вл.Соловьева (1853—1900) — идея всеединства, — открывает человеку переход от видимого многообразия внешней реальности к внутреннему его единству и последующему познанию этого единства. Существование в мире единых первооснов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям, несет в себе важный дидактический принцип конструирования содержания образования на основе первосмыслов, которые можно назвать фундаментальными образовательными объектами.
Из учения Вл. Соловьева, обосновавшего необходимость «собирания вселенной», стягивания всего к общим основаниям, непосредственно вытекает метапредметный характер содержания образования. Всеединство подразумевается ученым не только как общность рядоположных категорий, например, пространства и времени, но и как динамическая связь между основными типами бытия различных уровней, например: неорганика — растения — животные — человек — богочеловек. Метапредметные основы одноуровневого и разноуровневого всеединства познаваемого бытия могут служить структурной онтодидактической основой конструирования содержания образования.
Дискуссия. Возможна и необходима ли обучающая система, основой содержания образования в которой была бы идея всеединства? Как в данном случае решался бы вопрос о национальном своеобразии данной системы обучения?
Укажем на другие принципы, выделенные в работах русских философов, которые можно отнести к конструированию содержания образования:
— Содержание образования заложено в реальной действительности, являемой познающему ее человеку как непосредственно, так и через особые «средоточия» — символы (П.А. Флоренский).
— Внешнее многообразие реальности базируется на ее внутреннем единстве (всеединстве по Вл. Соловьеву). «Многоцентренность» реальности означает отсутствие в задаваемом содержании объективно главных объектов познания. Любой объект способен вывести познающего его человека к основам бытия. Отсюда следует вывод об отсутствии единой для всех учащихся схемы познания и образования.
— Основа бытия — личность (Н.А. Бердяев), в содержании образования должен присутствовать личностный компонент, то есть то содержание, которое создается лично каждым человеком.
- Знание заключено в бытии, гносеология тождественна онтологии (Н.О. Лосский). Следовательно, бытие не отчуждено от личности и ее образования, а содержит в себе субъекта познания. Отсюда познание бытия тождественно самопознанию. Эта идея предполагает необходимость и единство двух тождественных образовательных процедур: познавательного целеполагания и рефлексии познавательной деятельности.
Смысловыми образовательными идеями отечественных философов являются следующие:
— Образование — не столько «заказ» социума, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равновелик миру, следовательно, его предназначение — вселение в свой мир. Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося человека. Продукты его деятельности адекватны содержанию соответствующих сфер познаваемой действительности.
— Связь человека с миром определяется на уровне их общих сфер: биосферы — сферы живого (В.И. Вернадский), ноосферы — сферы разума, пневматосферы — сферы духа (П.А. Флоренский). В связи с развитием современных средств телекоммуникаций и Интернет-ресурсов можно говорить об инфосфере — сфере информации.
— Образование — это поиск нового, свободное открытие мира. Образование является открытым, направленным на освоение неизвестного, а не только на изучение известного. Образовательное движение должно опираться на базовые основы, но его целью является не изучение этих основ, а создание нового. Образование суть творение, а не присвоение.
— Смысл творчества заключается в самой природе существования человека, этот смысл не может быть понят из замкнутой системы бытия. Отечественные философы связывают смысл творчества человека с продолжением акта божественного творения. Творчество человека есть его «выход из себя» (НА. Бердяев). Осуществляемое каждым индивидуально, творчество имеет общечеловеческий, космический характер.
Дискуссия. «Все мы являемся частью Вселенной...» Должен ли этот факт обсуждаться с учениками на уроках только таких курсов, как астрономия и философия?
- Образование человека имеет смысл связи времен, изучая и «воскрешая» прошлое, например, своих предков, он создает будущее. Это возможно через общее дело всех людей. Цель общего дела — преодоление смерти, призванное изменить будущее, в частности, привести к изменению жизни последующих поколений (Н.Ф. Федоров). Через личную деятельность в историческом времени человек становится участником культурно-исторических процессов человечества. Н.Ф. Федоров предложил способ «открытия» прошлого через «воскрешение» в настоящем. Этот способ позволяет конструировать связанное с прошлым будущее. Практическое воплощение данная идея получает, когда ученик «воскрешает» в собственной деятельности знания и достижения прошлого, не всегда через их прямое изучение по книгам, но и через познание реальных объектов, содержащих в себе знания о себе.
Философские принципы образования. Процессы познания и творения относятся не только к внешнему, но и к внутреннему миру ученика. В обучении учащийся проявляет себя, прежде всего, в тех способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. В этом состоит принцип персонализма в обучении.
Важнейшая особенность человека, констатируемая русскими философами, — открытость неизвестному, новому, будущему. К.Э. Циолковский (1857—1935), например, разработал формы будущего существования человечества и предпринял конкретные шаги в этом направлении — создал теорию ракеты для космических полетов, философскую теорию «лучистого человечества»:
«Все вещества всех светил и всех небесных тел вечно перемешиваются, и что было внутри солнца, то попадет на планеты, и что было на планетах — попадет в солнце. Это несомненно — и Земля и мы раньше составляли часть солнца. Это однако не помешало нам жить. ... Оживление, как и смерть, повторяется без конца»1.
На основе философских идей К.Э. Циолковского и других философов космистов разрабатываются программы образования ГОМО КОСМИКУСа — человека космического, работают специализированные школы: Боровская ноосферная школа в Калужской области, Новосибирский аэрокосмический лицей, Красноярская школа космонавтики.
Другой принцип — открытость образования. Ученик, постоянно действующий в ситуации неизвестности, научается быть открытым для иных типов и структур жизни, которые в настоящее время могут быть ему неизвестны, но которые будут востребованы от него в будущем.
В центре внимания знаменитого ученого и педагога К.Э. Циолковского находится процесс взаимодействия человека со Вселенной не только в пространственном, но и во временном, историческом отношении. Данный принцип является общим для многих русских философов и обоснован к тому же экспериментально. Так, А.Л. Чижевский обнаружил и исследовал связь исторических, социальных и человеческих ритмов с процессами, происходящими на Солнце (одиннадцатилетний цикл). «Исторические и общественные явления наступают не произвольно, не когда угодно, не безразлично по отношению ко времени, а подчиняются физическим законам в связи с физическими явлениями окружающего нас мира и могут возникнуть только тогда, когда этому будет благоприятствовать вся сложная совокупность взаимодействия политико-экономических и других факторов в мире человеческом и физических факторов в мире неорганической природы»1.
Особым принципом образования является его творческостъ. НА. Бердяев в своей работе «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» устанавливает следующие положения:
- Творчество возможно лишь при допущении свободы. «Творческий акт человека и возникновение новизны в мире не могут быть поняты из замкнутой системы бытия»2. Для объяснения природы творчества человеку необходимо преодоление границ бытия, максимальная степень свободы, какая только возможна для него.
- Творец одинок, и творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и социальный характер. «Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя. Поглощенность собой подавляет, выход из себя освобождает»1.
- «Творческое развитие должно быть открыто в мире, а не его эволюция. Познание творческой эпохи активное, не пассивное, оно предполагает творческое усилие и потому открывает творчество. Познание же эволюции было лишь пассивным приспособлением. Учение о творческом развитии предполагает свободу как основу необходимости и личность как основу всякого бытия»2.
Дискуссия. Согласны ли вы с утверждением Н.А.Бердяева, что без конфликта и столкновения с нормой и законом творчество невозможно? Обоснуйте свое утверждение на конкретном примере процесса обучения в школе.
Н.А. Бердяев формулирует важную с дидактической точки зрения проблему: «Ортодоксальные системы, которые выражают организованный социальный коллектив, должны отрицать творчество или признавать его в очень поверхностном смысле»3. Ученый подчеркивает, что настоящее творчество невозможно, «если нет конфликта, столкновения с нормой и законом ... Ортодоксальные системы не хотят знать никакой новой проблематики, относятся подозрительно и враждебно к творческому беспокойству, к исканию, к борениям духа»4. Если это положение верно, то для обеспечения сущностного творчества учеников в образовании требуется специальная система мер и условий, позволяющая если не ликвидировать, то хотя бы максимально нейтрализовать отрицательное отношение образовательных систем к организуемым в них инновационным и творческим процессам.
Ряд других общих принципов и практических методов обучения предложил автор «Философии общего дела», философ и педагог Н.Ф. Федоров (1829-1903):
— принятие в качестве образца образовательной деятельности отношение ребенка к открываемому им миру;
— постепенное расширение содержания образования, начиная с «малой родины», представленной отцами, дедами, местом жительства, до «большой родины», а затем и всей Вселенной;
— звездное небо — первый учебник для детей — земных путешественников во Вселенной;
— замена учебников общей программой, добывание учениками и учителями материала непосредственно из географических особенностей и истории родного края, создание школы-музея.
Д.Л.Андреев называет важнейшим принципом просветление человека по отношению к Природе. Погружение и вживание в природу, трансфизическое ее познание способны озарить человека прорывом космического сознания, чувством всеобщей гармонии. «Большего счастья, чем полное раскрытие внутреннего зрения, слуха и глубинной памяти, на Земле нет»1.
Блок самоопределения
Тема. Философские принципы образования
Сравните высказывания в первых двух столбцах таблицы и предложите свои суждения в третьем столбце.
В обучении учащийся проявляет себя, прежде всего, в тех способах деятельности, которые присущи его индивидуальности (принцип персонализма). | Учащийся — социальный тип, могущий полностью реализовать себя только в коллективной деятельности (принцип коллективизма) | |
Ученику в обучении необходимо действовать в ситуации неизвестности, научиться быть открытым для иных типов и структур жизни | Ученику легче обучаться в системе ценностных ориентиров, установленной «авторитетами» (учителями, родителями, учеными) | |
Творчество учащихся не нуждается в каких-либо алгоритмах задаваемой деятельности, оно возможно лишь при полной свободе личности от правил, в условиях душевного подъема, озарения | Творчество учащихся невозможно без конкретной, четко продуманной системы организации творческой деятельности, без освоения способов и методов достижения творческого продукта | |
Содержание образования начинается с «малой родины», представленной отцами, дедами, местом жительства, до «большой родины», а затем и всей Вселенной | Содержание образования идет от метапредметного познания космоса к собственной планете, родине, дому, родителям, себе | |
Конструирование содержания образования. Главная идея русского философа Вл.Соловьева (1853—1900) — идея всеединства, — открывает человеку переход от видимого многообразия внешней реальности к внутреннему его единству и последующему познанию этого единства. Существование в мире единых первооснов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям, несет в себе важный дидактический принцип конструирования содержания образования на основе первосмыслов, которые можно назвать фундаментальными образовательными объектами.
Из учения Вл. Соловьева, обосновавшего необходимость «собирания вселенной», стягивания всего к общим основаниям, непосредственно вытекает метапредметный характер содержания образования. Всеединство подразумевается ученым не только как общность рядоположных категорий, например, пространства и времени, но и как динамическая связь между основными типами бытия различных уровней, например: неорганика — растения — животные — человек — богочеловек. Метапредметные основы одноуровневого и разноуровневого всеединства познаваемого бытия могут служить структурной онтодидактической основой конструирования содержания образования.
Дискуссия. Возможна и необходима ли обучающая система, основой содержания образования в которой была бы идея всеединства? Как в данном случае решался бы вопрос о национальном своеобразии данной системы обучения?
Укажем на другие принципы, выделенные в работах русских философов, которые можно отнести к конструированию содержания образования:
— Содержание образования заложено в реальной действительности, являемой познающему ее человеку как непосредственно, так и через особые «средоточия» — символы (П.А. Флоренский).
— Внешнее многообразие реальности базируется на ее внутреннем единстве (всеединстве по Вл. Соловьеву). «Многоцентренность» реальности означает отсутствие в задаваемом содержании объективно главных объектов познания. Любой объект способен вывести познающего его человека к основам бытия. Отсюда следует вывод об отсутствии единой для всех учащихся схемы познания и образования.
— Основа бытия — личность (Н.А. Бердяев), в содержании образования должен присутствовать личностный компонент, то есть то содержание, которое создается лично каждым человеком.
- Знание заключено в бытии, гносеология тождественна онтологии (Н.О. Лосский). Следовательно, бытие не отчуждено от личности и ее образования, а содержит в себе субъекта познания. Отсюда познание бытия тождественно самопознанию. Эта идея предполагает необходимость и единство двух тождественных образовательных процедур: познавательного целеполагания и рефлексии познавательной деятельности.