Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2117

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разведчик и Следователь пытаются нарисовать устройство ситуации, чтобы ответить на вопрос: что в самой организации ситуации вынудило разных ее членов поступать так, а не иначе? Под ситуацией понимается внезапно возникшее взаимодействие ее участников, которое явилось для них полной неожиданностью, ими специально не замысливалось и не планировалось. Проблема — это способ обнаружения и фиксация отсутствия в мышлении мыслительных средств достижения поставленной цели

Основная задача Разведчика и Следователя состоит в том, чтобы, выслушивая мнения разных очевидцев, выстраивать собственную точку зрения. Их деятельность принимается объективной операцией, которая не совпадает с мыслями и мнениями людей, осуществляющими процесс самой разведки.

Курс ставит задачей научить понимать и анализировать предмет противоречий и конфликтов, переходя от пассивного воспроизведения чужих взглядов к активному построению собственного представления.

Под умением мыслить понимается способность организовывать и осуществлять, строить мышление. Для этого необходима практика мышления в разнообразных ситуациях и наличие описания процесса мышления, которые можно было бы соотносить с собственным опытом мышления. Описания — особый тип знания в виде инструкций типа: «Делай так, делай так, делай так». Кроме того, знание про мышление одновременно с описанием инструкций содержит выявляющее описание самого мыслящего и его форму движения в процессах мышления.

Знание про мышление — это не только знание-наказ, но и знание-зеркало, смотрясь в которое человек определяет, кто он есть, а также программирует и планирует, кем он станет.

Мышление в проблемной ситуации — это мышление в ситуации катастрофы. Первое, что требуется в ситуации катастрофы, — опознать, в чем катастрофа, что в данной ситуации не срабатывает. Учиться умению мыслить в проблемной ситуации значит формировать способность выявлять ненормальность ситуации и осуществлять в ней свой мыслительный ход.

Метапредмет «Знание» (Н.В. Громыко). В этом курсе излагаются основы мыследеятельностной теории развития знания. Параллельно расширяются представления ученика о развитии культуры и философии в целом, о роли мыследеятельностного подхода в выстраивании учения о знании. Показывается, что знание о знании накапливалось вместе с научными открытиями, а также в ходе споров, которые велись по поводу методов этих открытий, а также в процессе столкновения разных научных теорий и философских систем.


Применяемая в учебном курсе мыследеятельностная эпистемология опирается на принципы платонизма, развивая их. Происходит работа и с коммуникативными, и с мыслительными различениями. Дается описание актов деятельности, которые приводят к порождению данных типов различений. Показывается, как можно осуществлять переход от слоя коммуникации к слою мышления, а от него — к слою собственно действия. Знание несет на себе следы всех трех этих процессов. Мыследеятельностная эпистемология позволяет изучить деятельностные процедуры, связанные с конструированием объекта знания. Сами процедуры тоже представляют собой различения — различения, существующие внутри деятельности. Цель учебного курса: научить ученика применять «деятельностные лекала» к себе, выполняя задания, которые предлагаются в сценариях различных уроков.

В качестве результатов обучения планируется: научиться слышать и понимать своего собеседника; научиться легко порождать различения в разговоре, пользуясь методом диалектических противопоставлений и сопоставлений; научиться развивать собственное умение выделять "отличительный" признак вещи, вокруг которого все различения смогут постепенно структурироваться в единый объект личностного знания.

Эпистемология — философско-методологическая дисциплина о знаниях, их типах и разновидностях, о развитии формы знания, способах происхождения и употребления знаний, а также о методах построения знаниевых систем.

Метапредметное содержание образования включается в общее содержание образования не только путем выделения в отдельные учебные дисциплины — метапредметы, но и с помощью включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними метапредметных тем.

РЕЗЮМЕ

Фундаментальные образовательные объекты — ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия; это узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней.

Способы отыскания фундаментальных образовательных объектов: 1. Анализ науки или исходной области деятельности. 2. Анализ учебного предмета. 3. Рефлексивный анализ учебной деятельности.

Образовательный объект как элемент содержания образования включает в себя:

— источник, причину происхождения объекта;

— смысловую и функциональную предназначенность;

— внутреннее устройство и систему внешних взаимосвязей. Рассмотрение и анализ учениками перечисленных компонентов составляет основу конструирования их знаний об объекте.



Процедура познания учениками образовательных объектов включает актуализацию субъективного образа объекта у ученика; отыскание и формулирование учеником смысла и сущности этого объекта; конструирование субъективной системы знаний об объекте.

Личностное усвоение учащимся норм и способов культурно-исторической или научной деятельности происходит в результате сопоставления понятых им норм собственной деятельности с теми, которые исторически существуют по отношению к изучаемому объекту.

Культурно-исторические аналоги — это продукты, созданные специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности (учеными, писателями, художниками, музыкантами, инженерами и др.), которые содержат в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми или создаваемыми образовательными продуктами учеников.

Виды культурно-исторических аналогов: 1) произведения искусства, словесности, философии, прикладного творчества и т.п.; 2) разнонаучные способы решения одних и тех же проблем, технических задач, методы исследования одних и тех же объектов; 3) различные смысловые подходы и позиции в решении мировоззренческих задач (естественнонаучные, религиозные, художественные и иные точки зрения на общие проблемы); 4) версии, гипотезы, технологические подходы к решению одних и тех задач; 5) аналоги, авторами которых являются другие ученики.

Учебный метапредмет — предметно оформленная образовательная структура, содержание которой базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. Метапредмет может входить в структуру обычного учебного курса, иметь статус метапредметной темы или раздела. Примеры метапредметов: «Числа», «Мироведение», «Проблема», «Знание».

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Какова причина использования понятия «фундаментальный образовательный объект» при конструировании содержания образования? Почему недостаточно ограничиться выделением в учебном материале фундаментальных понятий, законов, теорий?

2. Чем отличается методика последовательного изучения отдельных рядоположных вопросов по изучаемой теме от методики выделения и познания фундаментальных объектов, отраженных в данной теме?

3. Проанализируйте параграф любого выбранного вами учебника и определите в процентном отношении, какой объем в нем отведен реальным изучаемым объектам, собственным образовательным продуктам учеников и культурно-историческим аналогам, относящимся к рассматриваемому объекту. Сформулируйте выводы, предложения.


4. В чем состоит социальная значимость учебных метапредметов по сравнению с обычными учебными курсами? Какова их роль в личностно-ориентированном обучении?

5. В чем сходства и отличия приведенных в качестве примеров метапредметов «Знание», «Проблема», «Числа», «Мироведение»? Предложите совокупность метапредметов для старшей профильной школы по естественнонаучному, гуманитарному и технологическому направлениям.

Дидактический практикум

Тема 8. Метапредметное содержание образования

1. Выберите тему учебного курса и проанализируйте ее содержание на предмет выделения среди всех изучаемых объектов фундаментальных. Перечислите найденные объекты и обоснуйте их фундаментальность по отношению к другим объектам. 2. На примере одного из выдающихся открытий (изобретение колеса, таблица Пифагора, закон Ома, периодическая таблица Менделеева и т.п.) восстановите возможную цепь познания: фундаментальный объект — проблема — цель — варианты достижения — первичный результат — сопоставление с аналогами — пересмотр или развитие первичного результата. Разработайте план урока по исследованию данного фундаментального объекта.

3. Составьте поурочный план изучения раздела объемом около 10 часов по выбранному вами учебному курсу в двух вариантах: 1) на основе познания учениками реальных объектов с последующим сопоставлением полученных результатов с культурными аналогами и 2) на основе изучения готовых знаний об этих объектах с использованием активных форм обучения. Тематику уроков занесите в таблицу:

Темы уроков


Вариант «Познание объекта»


Вариант «Изучение знаний»


1.

1.

2.

2.

3.

3.






§ 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Стандартизация отечественного образования стала актуальна в начале 1990-х годов в связи с демократизацией школы ^предоставлением регионам широких прав в разработке собственных учебных планов и программ. Наряду с положительными образовательными эффектами — вариативностью образовательных систем, профильной дифференциацией обучения, предоставлением учащимся и их родителям прав свободного выбора общеобразовательных учреждений, появились негативные факторы: исключение некоторыми школами из учебного плана ряда предметов, необходимых для полноценного общего образования; ранняя специализация школ; учебная перегрузка учащихся непомерным количеством вводимых курсов, нарушение целостности общеобразовательного пространства на территории Российской Федерации. Сдерживающим фактором подобных явлений, а также средством регламентации обучения служат образовательные стандарты.

Образовательный стандарт— 1) стандартный результат обучения; 2) уровень обучения (качество образования), на которое нацелен этот стандарт; 3) образ, отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты.

Государственные образовательные стандарты. Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в стране, является Закон Российской Федерации «Обобразовании», принятый в 1992 г., измененный и дополненный в 1996 г. Он содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управлению, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование, международной деятельности в области образования.

В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке:

1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

3) требования к уровню подготовки выпускников.

В этих трех компонентах сосредоточен именно федеральный компонент образовательных стандартов. Предполагается, что кроме федерального компонента должен быть национально-региональный, школьный и ученический компоненты образовательных стандартов1.