Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2120

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дискуссия. Возможно ли многообразие образовательных стандартов?

Заметим, что образовательными стандартами не являются ни учебные программы, ни учебники или пособия, как это иногда считают. Наоборот, программы и пособия должны разрабатываться в соответствии с установленными стандартами.

Дискуссия. Какова должна быть главная функция государственных образовательных стандартов: задавать достаточно высокий ориентир или устанавливать общий для всех минимальный уровень образования? Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

В 2004 г. Министерство образования РФ утвердило своим приказом федеральный компонент стандарта общего образования2. Это довольно прогрессивный документ, в котором сделана попытка реализовать следующие концептуальные основания: разгрузка содержания образования, личностная ориентация содержания образования, его соответствие возрастным особенностям учеников, деятельностная форма представления стандарта, реализация компетентностного подхода, обеспечение его вариативности и профильное™ на старшей ступени.

Автор этих строк входил в состав концептуальной группы разработчиков данного стандарта и не понаслышке знаком с трудностями разработки документов данного уровня. Так, многие

прогрессивные нововведения, например, компетентностный подход, в стандартах не удалось реализовать в полной мере. Это связано со многими факторами, в том числе и с инертностью системы образования. Между тем разработанный стандарт можно считать стандартом первого поколения, поскольку в России стандарты общего среднего образования были приняты впервые.

О проблематике разработки образовательных стандартов можно судить с точки зрения различий между личностно-ориентированной и знаниевом ориентированной парадигмами. Так, компоненты образовательного стандарта — Обязательный минимум содержания основных образовательных программ («Минимумы») и Требования к уровню подготовки выпускников («Требования») связаны между собой. В знаниево-ориентированном парадигме образования эта связь объясняется так: «Минимум» — это то, что школа должна «дать» ученику, а «Требования» — то, что ученик должен усвоить из переданного ему. То есть соотношение между двумя компонентами стандартов строится в русле «передаточной» педагогики: школа «дает», ученик «берет». В результате у детей формируется иждивенческое отношение не только к школе, но и к жизни вообще. Не уча человека действовать и создавать образовательную продукцию, данный стандарт побуждает школу воспитывать не творца и деятеля, а лентяя и тунеядца.


В личностно-ориентированной парадигме «Минимумы» и «Требования» соотносятся между собой по-другому. Например, в «Минимумы» включаются не только фактические знания, но и практически значимые для детей вопросы, а также способы деятельности. В математике это способы построения таблиц, в литературе — художественные подходы крешению вечных проблем, владение различными жанрами сочинений, в естествознании — способы наблюдений и опытов, в информатике — способы поиска и систематизации информации и т.д.

Борьба между различными толкованиями смысла и целей образования находит свое отражение на всех уровнях его проектирования — от стандартов до конкретного урока.

Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования.

Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

Базисный учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включает учебные курсы общекультурного и общенационального значения. В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.



Школьный компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования. Часы школьного компонента учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для углубленного изучения), на введение новых учебных курсов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

Дискуссия. Возможно ли разграничение федерального и национально-регионального компонентов образования внутри одного базового учебного курса?

Ученический компонент (действовал с 2000 по 2002 гг.) введен для регламентации индивидуальной работы с учениками, занятий поискового и активно-двигательного характера, позволяющих углубить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса. За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности учащихся. При пятидневной учебной неделе эти часы школы могут использовать в шестой, так называемый «развивающий день». Занятия, проводимые в этот день, не относятся к обязательной аудиторной нагрузке и могут не использоваться учащимися.

Дискуссия. В каких именно элементах образования (цели, содержание, формы обучения, учебники и т.п.) необходимо выделять ученический компонент и каким образом?

В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

- федеральный компонент — не менее 75 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

- региональный (национально-региональный) компонент — не менее 10 %;

- компонент образовательного учреждения — не менее 10 %. Часы национально-регионального компонента и компонента

образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов,
проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

Рассмотрим базисные и примерные учебные планы для 3 ступеней обучения: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.

Начальное общее образование

Федеральный базисный учебный план для 1—4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1-й класс — 33 учебные недели, 2-4 классы — не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для 1-го класса — 35 минут, для 2-4 классов — 35-45 минут.

Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно1.

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации. Начальное общее образование

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

99

102

102

102

405

Литературное чтение

66

68

68

68

270

Родной язык и литература

132

136

102

102

472

Иностранный язык

0

68

68

68

204

Математика

132

136

136

1369

540

Окружающий мир (человек, природа, общество)

66

68

68

68

270

Искусство (Музыка и ИЗО)

66

68

68

68

270

Технология(Труд)

33

34

68

68

203

Физическая культура

66

68

68

68

270

Итого:

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)*

132

238

204

204

778

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе *

660

850

850

850

3210

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)

132

136

102

102

472

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

660

748

748

748

2904




* В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами в 1 классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в 1-м классе.

** При расчете часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений

Российской Федерации с русским языком обучения

Начальное общее образование

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

165

170

170

170

675

Литературное чтение

132

136

102

102

472

Иностранный язык

0

68

68

68

204

Математика

132

136

136

136

540

Окружающий мир (человек, природа, общество)

66

68

68

68

270

Искусство (Музыка и ИЗО)

66

68

68

68

270

Технология(Труд)

33

34

68

68

203

Физическая культура

66

68

68

68

270

Итого:

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)*

0

102

102

102

306

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе *

660

850

850

850

3210

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)

0

0

0

0

0

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

660

748

748

748

2904