Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2122

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

— обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

— установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

— обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для 9—11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся — выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы — учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранныйязык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».


Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы — учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» — в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. — в социально-экономическом профиле и т.д.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух чебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.

Региональный (национально-региональный) компонент для 10-11 классов представлен количеством часов, отводимых на его изучение.

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения.

Составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года). Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для преподавания учебных предметов. Предлагаемых образовательным учреждением; проведения Ученных практик и исследовательской деятельности; осуществления увел 30Вательных проектов и т.п. Их также можно использовать для и количества часов> отведенных на преподавание базовых профильных учебных предметов федерального компонента. В старшей школе допускается непрофильное (универсальное) обучение. При организации универсального обучения образовательное учреждение, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей, может использовать время, отведенное на элективные учебные предметы, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента федерального базисного учебного плана.



Инвариантная часть

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения (*)

Базовый уровень




Русский язык

70 (1/1)




Литература

210 (3/3)




Иностранный язык

210 (3/3)




Математика

280 (4/4)




История

140 (2/2)




Обществознание

140 (2/2)




Естествознание

210 (3/3)







140 (2/2)




Вариативная часть

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях

Русский язык







Литература







Иностранный язык







Математика







История







Физическая культура







Обществознание







Экономика







Право







География







Физика







Химия







Биология







Информатика и ИТК







Искусство (МХК)







Технология







ОБЖ







Всего: не более 2100 (не более 30 / не менее30)

Региональный (национально-региональный) компонент

Всего: 140 (2/2)

Компонент образовательного учреждения

Всего: не менее 280 (не менее 4/ не менее 4)

Итого: до 2520 (36/36)


РЕЗЮМЕ

Государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам.

Базисный учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный компоненты.

Работа общеобразовательных учреждений ведется по пятидневной или шестидневной учебной неделе. Срок обучения в начальной школе — 4 года, на второй ступени — 5 лет (5—9 классы), на третьей — в средней (полной) общеобразовательной школе — 2 года (10—11 классы). Планируется переход на 12-летний срок обучения.

Третья ступень общего образования призвана обеспечить профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Изучаемые в профильной школе курсы разделяются на базовые, профильные и элективные. Вариативность обучения дополняется такими формами занятий, как предметы по выбору, мастерские, лаборатории. 200

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Чем понятие «европейский стандарт» отличается от понятия «образовательный стандарт»?

2. Возможно ли разграничение федерального и национально-регионального компонентов образования внутри одного базового учебного курса?

3. В базисном учебном плане существует разделение на федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Могут ли быть иные способы разделения компонентов образования?


4. Какой принцип установления учебной нагрузки в базисном учебном плане более целесообразен: недельный или общегодовой? В каких случаях?

5. Предложите свой вариант учебного плана для выбранного вами профиля.

Дидактический практикум

Тема 9. Образовательные стандарты

  1. Компетенции как совокупности взаимосвязанных знаний и способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, отличаются от компетентностей — качеств личности, что определяет их место в структуре образовательных стандартах.

Разработайте фрагменты образовательного стандарта по информатике для начальной школы таким образом, чтобы соблюдалось соотношение между компетенциями и компетентностями. Для этого заполните свободные ячейки таблицы:


Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (компетенции)

Требования к уровню подготовки выпускников (компетентности)

Виды информации: звуковая, числовая, графическая.







Называть источники информации: природа, книга, справочные пособия, технические средства (компьютер, телефон, телевизор, радио);

Методы работы с информацией: поиск, применение, сохранение, передача.








Сравнивать информацию об одном объекте из различных источников.

Простейшие операции с компьютером: включить, выключить, создать Файл, папку, сохранить файл, открыть и закрыть программу, запустить компьютерную игру.






2. На основе Базисного учебного плана профильных общеобразовательных учреждений Российской Федерации составьте рабочий учебный план для школы по выбранному вами профилю. Обоснуйте необходимость и целесообразность вводимых вами учебных курсов и отводимой на них недельной учебной нагрузки.

3. Составьте проект рабочего учебного плана для основной школы (5-9 классы) по реализации ученического компонента образования. Для этого определите учебные предметы, которые будут предлагаться ученикам на выбор, отводимую на них учебную нагрузку. Разработайте механизм реализации ученического компонента в общеобразовательном процессе и опишите, как будет происходить выбор учениками курсов и их проведение. Составьте примерное расписание занятий по реализации ученического компонента образования.