ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2130
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одни и те же фундаментальные образовательные объекты проявляются подчас в разных курсах, поэтому каждый год они могут изучаться детьми с помощью разных учебных дисциплин. Например, культура Руси доступна для рассмотрения учениками на занятиях словесностью в 1-м классе, историей в 5-м, мифологией — в 8-м, обществоведением в 11-м классе.
Одной из проблем конструирования учебных программ является учет индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика при изучении им предмета по общей для всех программе. Для решения этой проблемы в программу включаются такие методологические элементы, которые обеспечивали бы индивидуальность каждого учащегося и их личностную самореализацию при изучении общеобразовательных дисциплин. Такими элементами являются личностные цели ученика, личностное содержание его образования, рефлексия ученика, самоконтроль и самооценка.
Условием фиксации личностного содержания образования является использование учеником рефлексивных приемов и технологий; с их помощью выявляется, осознается и фиксируется Действительное образовательное приращение ученика, уникальное Для каждого из них.
В связи с переходом к единому (выпускному-вступительному) государственному экзамену особую актуальность приобретает разработка применяемых в школе систем контроля. Очевидно, что контролю и оценке должны подлежать все заявляемые в целях программы образовательные результаты. По каждой из целей программы обозначаются формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.
Цели, содержание и другие элементы программы должны соответствовать друг другу: целостность и логичность составленной учебной профаммы — условие эффективности ее реализации. На стадии контроля результатов обучения необходимо обеспечить проверку уровня достижений поставленной каждой цели курса, а не только традиционно проверяемых с помощью контрольных работ или экзаменов.
От структуры учебной профаммы и согласованности поставленных целей и проверяемых результатов зависит успех решения достаточно типичной для массовой школы проблемы, когда планируется одно, происходит другое, а проверяется третье.
Итак, основными компонентами учебной профаммы по общеобразовательным курсам являются следующие элементы:
— Смыслы учебного курса.
— Цели и задачи курса.
— Развиваемые личностные качества учеников (умения и способности).
— Основные виды деятельности учеников.
— Деятельностное содержание образования (технологии, формы и методы обучения).
— Тематическое содержание профаммы, фуппируемое вокруг:
а) фундаментальных образовательных объектов;
б) фундаментальных образовательных проблем;
в) культурно-исторических знаний;
г) ритмической основы конструирования профаммы.
— Личностное содержание образования (образовательная продукция учеников).
— Формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.
Знания и деятельность в образовательной программе. Цель профаммы личностно-ориентированного обучения по любому курсу состоит, прежде всего, в создании условий для самоопределения и самореализации личности по отношению к изучаемой и познаваемой области.
Профамма образования — это «карта», с помощью которой учащийся и педагог могут ориентироваться и самоопределяться в окружающем мире. Для этого необходимо владеть инструментом познания, способами решения возникающих проблем, видами различной деятельности. Таким образом, кроме системы знаний в программу обучения входит система деятельности. Раскроем содержание этих двух составляющих на примере программы по физике.
I. Система знаний.
Какие знания обеспечивают личностную ориентацию? Прежде всего, те, которые имеют непосредственную жизненную и практическую значимость для каждого ученика. Это знания об окружающей природе, о повседневно встречающихся на улице, в школе, дома физических явлениях. Использование таких знаний необходимо каждому человеку, чтобы продуктивно и безопасно жить в окружающем его мире.
Примеры объектов и явлений, составляющих основу таких знаний: кипение воды, горение огня, растворимость веществ, электрический ток в быту, способы передачи и условия сохранения тепла, образование и применение звука, коррекция зрения, принципы действия и способы использования орудий труда и быта (нож, отвертка, термометр, бытовые рычаги, магнитофон, телевизор, автомобиль и др.), защита от стихийных явлений природы (дождь, снег, ветер, молния, землетрясение, бури, наводнения и пр.). Подобные факты и события в повседневной жизни служат исходным пунктом обучения. Ученик каждодневно пользуется соответствующими знаниями в практике, ощущает по мере обучения рост своих сил и возможностей.
Следующий тип знаний — это знания, составляющие общекультурный, гуманитарный потенциал любого человека. Если мы хотим воспитать духовную гармоничную личность, то надо, чтобы она имела целостное видение мира, разбиралась не только в физике, но и в естествознании, в живописи, музыке, литературе. Гуманитарные знания — это единые общечеловеческие, общекультурные основы. Они не являются достоянием какой-либо одной науки, а подлежат изучению в разных дисциплинах. Например, философские категории пространства и времени могут быть раскрыты не только через стереометрию или астрономию, но и через музыку. Законы гармонии, симметрии, эволюции присущи как науке, так и искусству, они окружают нас повсюду.
Среди знаний гуманитарного типа, входящих в состав профаммы физического образования, следует выделить четыре составляющие:
1. Общенаучные знания — философские категории (материя, движение, пространство, время) и законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания); методологические знания, т.е. знания о знаниях, об их структуре, о методах познания и преобразования природы; физические факты, понятия, явления, свойства, законы, теории, опыты, физическая и естественнонаучная картина мира, а также теоретический и экспериментальный методы изучения природных явлений, особенности технических процессов.
2. Естественнонаучные знания — принципы симметрии, вероятности и др., законы сохранения, фундаментальные идеи физики, химии, биологии, астрономии; проблемы жизни и смерти; эволюция природы и система знаний о ней; естественнонаучная картина мира.
3. Фундаментальные физические знания — типы известных физических явлений (механические, тепловые, электромагнитные, гравитационные, звуковые, световые, ядерные), фундаментальные физические понятия (энергия, импульс, масса, сила и др.), законы (Ньютона, Эйнштейна и др.), теории (МКТ, электродинамика, квантовая механика и др.), опыты (Галилея, Броуна, Ампера и др.), взаимодействия (гравитационные, электромагнитное, ядерное, распадное).
4. Знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии. Данный тип знаний включает примерный ориентировочный материал в дополнение к базовому. В программе эти знания могут быть представлены в нескольких вариантах с тем, чтобы учителю и ученикам было лучше выбрать для себя наиболее подходящий. Профильные знания включают в себя отдельные направления физики (физика в живой природе, физика и лирика, история физики, физический эксперимент и др.); наибольшие темы и вопросы, дополняющие или раскрывающие базовую часть программы (электричество в технике, тепловые процессы в медицине, световые явления в сельском хозяйстве и др.); объекты комплексного познания и преобразования (озеро, лес, вода, огонь, автомобиль, кухня, человек, планета и др.); отдельные вопросы для индивидуальной проработки учащимися.
II. Система деятельности.
Второй ведущий компонент учебной программы обеспечивает вооружение учащихся методологией деятельности, технологией самоопределения и самореализации, способами познания и преобразования окружающей среды и самого себя.
Овладение способами деятельности происходит как в самой деятельности, так и при непосредственном изучении ее. Так, ученики не только выполняют физические эксперименты, но и изучают, что такое эксперимент, каковы его функции, в чем особенности экспериментальной деятельности. В первом случае эксперимент используется как средство познания, во втором — как специальный объект изучения.
Перечислим основные виды деятельности, входящие в данный компонент содержания программы, имея в виду, что этот перечень может быть более детализирован:
1. Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи.
Наблюдение. Опыт. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.
Построение модели и ее проверка. Интуиция и озарение. Открытие. Научная революция
.
Естественнонаучные методы познания (теория, эксперимент); математические — (логарифмирование, дифференцирование, итерация и др.); гуманитарные — (литература, древние письмена, мифы, религия, научная фантастика и др.); методы чувственного познания.
2. Преобразующая деятельность. Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения.
3. Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).
4. Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция, осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т.д.).
«си оба рассмотренных компонента образовательной программы система знаний» и «система деятельности» могут быть представлено как раздельно, в виде чередующихся блоков (например, сначала деятельностныи блок на тему «Наблюдения и опыты в физике», а за ним блок с системой знаний «Оптические явления»), так и в синтезированном, смешанном виде.
Приведем пример фрагмента тематической программы синтезированного вида.
Тема: Молекулярно-кинетическая картина мира.
Органы чувств и познание мира. Запах и вкус, их причины.
Наблюдение. Научная гипотеза. Модели строения вещества по Анаксагору и Демокриту. Противоречие как движущая сила в науке. Дискуссия. Молекула.
Тепловые явления в природе. Четыре состояния вещества. Виды теплопередачи. Температура. Термометры. Лабораторная работа «Измерение температуры» (объекты исследования по выбору).
Тепловые явления в быту. Диффузия. Скорость молекул и температура вещества: причинно-следственные связи. Лабораторная работа «Засолка огурцов» или «Приготовление варенья».