ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2160
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели образования должны проектироваться с учетом различных его субъектов (заказчиков): самого ученика, его родителей, семьи, рода, школы, учителей, местного социума, государства, общества, человечества, Вселенной.
Таксономии целей обучения — систематизированные банки подцелей (задач), соответствующих определенным образовательным областям или конкретному учебному курсу. Сформулированные в терминах научения и расположенные по порядку достижения, подцели помогают учителю достигать общие цели курса.
В личностно-ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.
Чтобы формулируемые учителем образовательные цели были обеспечены условиями достижения, необходим учет ученических целей. Организация целеполагания включает деятельность ученика, деятельность учителя и их совместную деятельность.
Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения школьников целеполаганию.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Сформулируйте чувства и ощущения, которые возникли у вас в результате изучения данной темы. Назовите главные достигнутые вами результаты.
2. Какие требования должны предъявляться к образовательным целям учителя и ученика, чтобы они могли быть достигнуты?
3. Должны ли отличаться цели, которые формулируются в начале изучения крупного раздела от целей в середине его изучения и в конце?
4. Каким образом можно обеспечить постановку целей учеником, у которого нет желания учиться?
5. Чем цели отличаются от норм и правил, намерений, смысла, миссии, ценностей?
Дидактический практикум
Тема 13. Образовательное целеполагание
1. Сформулируйте свои начальные цели изучения курса дидактики; цели изучения данной темы; цели ваших последующих занятий по данному курсу.
2. Составьте таксономию целей обучения по выбранной теме школьного учебного курса.
3. Составьте анкету со списком целей для учащихся, приступающих к изучению определенной темы учебного курса. Укажите учебный курс, класс, название темы, время на ее изучение. В основу подбора возможных целей положите следующие направленности: развитие самобытности ученика, творческая самореализация, исследовательская направленность, коммуникативные качества, индивидуальные качества.
ЛИТЕРАТУРА
Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия в творчестве// Школа творчества: Сборник ученических работ. Ногинск, 1996. С. 14—18.
Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. С. 121— 124.
Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США// Педагогика. 1996. № 2. С. 102-108.
Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования. СПб, 1992.
Павлов И.П. Мозг и психика. М.; Воронеж, 1996.
Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М., 1994.
Хуторской А.В. На пути к гармонии целей // Физика в школе. 1989. № 2. С. 98-101.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М, 2005.
§ 4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
Право ученика на собственный путь. Тенденция личностно-ориентированного образования все чаще находит свое отражение в регламентирующих документах, стандартах, учебниках, в практике работы школ. Очевидно, что данная тенденция не ограничивается лишь индивидуальной работой с учеником. Речь идет о признании роли ученика в его собственном образовании, об отборе индивидуального содержания образования, о возможности выбора учеником своего стиля обучения, его мировоззренческих основ, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов.
Учет индивидуальных особенностей и характера обучения необходим уже в начальной школе. Каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.
Одновременность реализации персональных моделей образования — одна из целей образования в старшей профильной школе. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать ту образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.
Дискуссия. Что необходимо для того, чтобы современная школа реализовала право ученика на индивидуальную траекторию образования?
Индивидуальная траектория образования — это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Организация личностно-ориентированного образования учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:
— право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе, теме, уроке;
— право на личные трактовки и понимания фундаментальных понятий и категорий;
— право на составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым курсам на четверть или год;
— право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей;
— индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые в соответствии с базисным учебным планом определены школой в качестве предметов и занятий по выбору;
- превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
- право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика: смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.
Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневое™ и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:
а) индивидуальные задания ученикам на уроках;
б) организация парной и групповой работы;
в) формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником («Мой образ зимы», «Моя математика», «Что я понимаю под словом» и т.п.);
г) предложение ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.
Главная задача личностно-ориентированного обучения состоит в построении каждым учеником такой индивидуальной траектории своего образования, которая соотносилась бы с общепринятыми достижениями человечества. Образование ученика не ограничивается только достижением им личных целей. После демонстрации образовательных продуктов ученика происходит их сопоставление с культурно-историческими аналогами. Данный этап может дать начало новому циклу обучения с соответствующим целеполагани-ем. В ходе рефлексивно-оценочного этапа обучения выявляются образовательные продукты ученика, относящиеся как к индивидуальным результатам его деятельности, так и к изучаемым обшекуль-тУРным достижениям, в том числе и образовательным стандартам.
Как одновременно обучать всех по-разному? Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей: как одновременно обучать всех по-разному? В связи с этим возникает проблема: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям? Наиболее успешно решает эту проблему тот педагог, который знает и владеет набором разных смыслов, форм и технологий образования, т. е. опирается на концепцию, допускающую внутри себя многообразие образовательных траекторий учеников. От такого учителя требуется непрерывное переопределение своих действий и позиций, для него становится привычной ситуация образовательной неопределенности.
Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.
Первый способ — дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу: «физики», «гуманитарии», «техники»; или: способные, средние, отстающие; уровни А, В, С.
Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.
Первый подход наиболее распространен в школах, второй — достаточно редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.
Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика. Опираясь на индивидуальные качества и способности, ученик выстраивает свой образовательный путь. Одновременность реализации персональных моделей образования — одна из целей личностно-ориентированного образования.
Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям.
Из сказанного следует, что если мы выделим конкретные личностные способности учащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности по каждому учебному предмету, то путь освоения этих предметов будет определяться не столько логикой данных предметов, сколько совокупностью личностных способностей каждого ученика. Главная роль среди этих способностей будет принадлежать тем