ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2163
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На этом этапе учениками создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период (урок, день, неделя, учебная четверть, год). Эти программы являются образовательным продуктом оргдеятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала ученика. При оценке оргдеятельностной продукции учеников применяются те же способы диагностики, контроля и оценки, что и для продукции предметного типа.
5-й этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников и общеколлективной образовательной программы. Реализация учениками намеченных программ происходит в течение определенного периода времени: для первоклассника это может быть урок, для старших детей — неделя и более. Ученик осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели — план —деятельность — рефлексия — сопоставление полученных продуктов с целями — самооценка. Данный цикл реализуется многократно до усвоения всех его элементов. Роль учителя сводится к алгоритмизации индивидуальной деятельности детей (но не алгоритмизации их образовательных продуктов), вооружению их соответствующими способами деятельности: поиском средств работы, ориентацией в проблеме, выделением критериев анализа работы, рецензированием, оцениванием и др.
Коллективные занятия включают в себя предъявление ученикам фундаментальных образовательных объектов; усвоение способов работы с ними; создание и разрешение образовательных ситуаций; получение учениками индивидуальных образовательных продуктов — субъективных образов фундаментальных образовательных объектов; демонстрация, сопоставление и обсуждение ученической продукции. Организующая роль отводится системе образовательных стандартов, обеспечивающих наряду с индивидуальной траекторией обучения достижение учениками нормативного образовательного уровня.
6-й этап. Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение. Введение учителем культурных аналогов ученическим образовательным продуктам, т. е. идеальных конструктов, принадлежащих опыту и знаниям человечества: понятий, законов, теорий и других продуктов познания. Организуется выход учеников в окружающий социум с целью отыскания в нем тех же вопросов, проблем и продуктов, элементы которых получены учениками в собственной деятельности. Особенность данного этапа состоит в том, что освоение культурно-исторических аналогов учениками происходит под углом зрения личностных качеств детей. Каждый ученик осваивает один и тот же образовательный объект с субъективной точки зрения и в соответствии со своей индивидуальной образовательной программой.
7-й этап. Рефлексивно-оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов), фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий. Каждый ученик осознает и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области. Оценивается также общий образовательный процесс, коллективно полученные результаты и способы их достижения.
С выявленным общим набором средств познания и видов деятельности, как с коллективным продуктом обучения, соотносятся достижения каждого ученика, что дает ему возможность не только понять коллективные результаты, но и оценить степень своего собственного продвижения в освоении данных способов деятельности и реализации личностных качеств. 306
Выявленные индивидуальные образовательные продукты, относящиеся к одним и тем же образовательным объектам, сопоставляются, анализируются, классифицируются, между ними находятся общность и различие, соподчинение, иерархия; конструируется итоговый концепт знаний и опыта всех участников обучения в данной образовательной области. Этот концепт сопоставляется с начальным, при этом выявляются возникшие в нем изменения и их причины. Изменения представляются в виде приращения объема или качества содержания знаний, в виде выявленных проблем и противоречий, особенностей приобретенного учениками опыта.
На основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, а также при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности каждого ученика и всех вместе, включая учителя. Оценивается полнота достижения целей, качество продукции, делаются выводы и заключения.
На рефлексивно-оценочном этапе создаются условия для коррекции и планирования последующей индивидуальной и коллективной образовательной деятельности. При изучении новых образовательных областей рассмотренные этапы деятельности повторяются на новом уровне. Ученики планируют свою деятельность на больший период времени — неделю, четверть, учебный год, атак-же в других образовательных областях (учебных курсах).
Содержание рассмотренного цикла включает технологии и формы обучения, необходимость которых устанавливается учителем или обнаруживается на рефлексивном этапе. Например, отдельным блоком может быть осуществлен практикум по решению задач или серия лабораторных работ, для реализации разработанных учениками образовательных проектов может быть введена недельная производственная практика.
Учитель вводит культурные аналоги не только образовательным продуктам учеников по учебным предметам, но и ученическим образовательным программам. В итоге ученик выстраивает образ своего обучения, уточняет индивидуальную методологию реализации образовательной программы.
Диапазон возможностей, предоставляемых ученику в его движении по индивидуальной образовательной траектории, достаточно широк: от индивидуализированного познания фундаментальных образовательных объектов и личностной трактовки изучаемых понятий до построения индивидуальной картины мира и личного образа жизни.
РЕЗЮМЕ
Одна из главных целей личностно-ориентированного обучения — одновременность реализации персональных моделей образования учащихся. Для этого каждому ученику предоставляется возможность собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.
Ученик получает право на индивидуальный смысл и цели обучения, отбор изучаемых предметов, опережение и углубление учебного материала, выбор темпа, форм и методов обучения, на индивидуальную картину мира.
В качестве универсальных основ индивидуального образования могут использоваться различные структурно-логические схемы, алгоритмические предписания, обобщенные планы деятельности. Алгоритмические планы и процедуры могут являться предметом рассмотрения и составления учениками на новом — метапредмет-ном методологическом уровне.
Технология индивидуализированного обучения предполагает последовательное прохождение основных этапов учебной деятельности: диагностика особенностей учащихся, фиксирование фундаментальных образовательных объектов, выстраивание личного к ним отношения со стороны каждого ученика, одновременная реализация индивидуальных образовательных программ учеников, демонстрация их образовательных продуктов, рефлексия и оценка деятельности.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Каждый ли ученик нуждается в индивидуальной образовательной траектории?
2. Чем дифференциация обучения отличается от индивидуализации?
3. Каковы главные особенности одновременной реализации индивидуальных траекторий учеников в обучении?
4. Предложите свой вариант того, как можно одновременно обучать всех по-разному.
5. Траектория — геометрическое понятие, применяемое для отражения специфики личностно-ориентированного обучения. Предложите другие математические термины и понятия, которые вместе с педагогическими понятиями отражали бы образовательные процессы в современной школе.
Дидактический практикум
Тема 14. Индивидуальная образовательная траектория
1. Составьте примерный перечень возможных индивидуальных смыслов и целей разных учеников по изучению литературы (русского языка, математики и т.п.) в 10-м классе.
2. Сформулируйте перечень основных проблем, которые, на ваш взгляд, могут возникнуть в процессе перехода школы от массового обучения к индивидуально-ориентированному. Предложите возможные пути и способы решения этих проблем.
ЛИТЕРАТУРА
Блонский П.П. Педология / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды: В 2 т.). Ростов-н/Д, 2006.
Зайцев В.В. Теория и практика развития личностной свободы учащихся в системе начального образования. Волгоград, 1999.
Земцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект). Волгоград, 1996.
Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. науч. трудов по материалам 2-й Межрегиональной научной тьюторской конференции и региональных семинаров / Отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровская. Москва-Томск, 1997.
Личностно-ориентированная педагогика. Вып. 1—3. Воронеж, 1997—1999.
Новые ценности образования. Вып. 1—21 /Ред. серии Н.Б. Крылова. М., 1995— 2006.
Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2005.
Цой О.Н., Проценко О.Ю., Хуторской А.В. Индивидуальные образовательные траектории учащихся как условие их творческой самореализации // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент/ Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 1999. С. 285-291.
§ 5. РЕФЛЕКСИЯ В ОБУЧЕНИИ
Для чего необходима рефлексия? Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью ее осмысления. Традиционная педагогика не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от учеников, в ней нет места рефлексивным видам деятельности. Вместо этого применяется так называемое закрепление или обобщение полученных знаний. Учителю чаще всего предлагается набор готовых средств для организации процесса усвоения знаний на каждом этапе. Собственного установления, переопределения или корректирования целей обучения, его содержания и других элементов учебного процесса от педагога не требуется. Лично-стно-ориентированное обучение предлагает учителю решать проблему постановки целей обучения, разработки плана обучения, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки.
Рефлексия в обучении — мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности.
Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности — ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности, учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия — источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.
Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, поскольку ученик проявляет себя в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности.
В методологически ориентированном обучении показано, что «ребенок, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет — не учится.
Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса»1.