ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2124
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтобы оформить получающиеся межпредметные образовательные блоки, вводятся особые дисциплины — метапредметы, которые представляют собой предметно оформленные связки образовательных направлений, определяемых учителями. Темы метапредметов опираются на фундаментальные внепредметные основания и комплексное познание учениками ключевых первосмыслов. Для метапредмета в целом характерны те же требования, что и для обычных курсов: гармония и единство целей, содержания, форм и способов проверки результатов. Отличия — в субъективном характере построения такого предмета, в возможности перекомпоновки метапредмета и появления во время образовательного процесса на его основе новых метапредметов. Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение». Общая совокупность изучаемых метапредметов и обычных предметов всегда охватывает весь общеобразовательный комплекс условий для гармоничного развития детей.
Фрагмент программы по метапредмету «Числа» (1 класс).
Тема «Нуль».
Что такое нуль? Чего в мире (вокруг нас) нуль? Число ли это? Числа 1, 2, 3 и др. — натуральные (природные). Можно ли нуль назвать натуральным? Есть ли в природе что-либо, соответствующее нулю? (Долгое время математики не считали нуль числом). 412
Какого цвета нуль? Каков его характер? Оживление нуля. Сочинение сказки про нуль. Как его можно получить? Из чего он состоит? Можно ли получить нуль сложением? (0+0=0), вычитанием? 3-(-3)=0. Заполнение математического домика для нуля (в трех окнах на каждом этаже ученики пишут все возможные примеры на сложение и вычитание с числами от 0 до 10 с обязательным ответом 0).
Какая геометрическая фигура соответсвует нулю? По форме, по смыслу? Нуль и круг. Нуль и точка. Нуль и линия. Что противоположно нулю? Понятия бесконечности, множества.
Обозначение нуля. В древних индийских рукописях нуль обозначали точкой. В римской нумерации нет знака для нуля. Гипотеза: в славянской нумерации нулю соответствует вторая буква алфавита — «буки», почему? Гипотеза: современный знак 0 возник от греческого слова «ouden», что означает «ничто». Каковы другие версии?
Путешествие по числовому ряду. Что находится по другую сторону от нуля? Зазеркалье. Отрицательные числа.
0 и 10 — их сходство и отличие. Что может сделать нуль, поставленный справа от других цифр?
Нуль — то, что стоит перед единицей. А что стоит перед первой буквой алфавита? Перед первым днем недели? Перед первым человеком?
Заповеди учителя Школы свободного развития
Эти заповеди родились из живого опыта творческого общения с детьми в Школе свободного развития и стали играть роль принципов, помогающих учителю в повседневной педагогической работе.
1. ПРИМИ ВСЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ В РЕБЕНКЕ, как естественное, сообразное его природе, даже если это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребенок кричит или бегает по коридорам — в первую очередь это особое и законное проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую — нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение — неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его собственному здоровью.
2. Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, СОПРОВОДИ ЕГО ПОЗИТИВНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ. Если всячески помогать и одобрять культурный труд и достижения ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться. Просчеты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируется, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.
3. СТАРАЙСЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА НАПРЯМУЮ. ВСЕГДА УЧИСЬ САМ. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью — рисуй сам; если все сочиняют сказку, сочиняй и ты; на математике решай новые для себя задачи вместе с учениками.
4. НЕ ЗАДАВАЙ ДЕТЯМ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ЗНАЕШЬ ОТВЕТ (или думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.
5. ИСКРЕННЕ ВОСХИЩАЙСЯ ВСЕМ КРАСИВЫМ, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, искусстве, технологиях, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
6. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЙ ПРОСТО ТАК. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя — педагогическая. Умей сам создать ее или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребенку осознать и сформулировать свои результаты
, оценки, выводы.
7. Считай своим основным педагогическим методом ОСОЗНАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ. Все, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь «переводчиком» всех его поступков и работ. Вглядывайся, вслушивайся и вдумывайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.
Свободное развитие как педагогическое направление имеет модификацию в эвристическом обучении, позволяющем ученикам не просто гармонично развиваться, но действовать продуктивно, т. е. создавать образовательную продукцию, развивая при этом соответствующие личностные качества.
Русская школа. Автор: Иван Федорович Гончаров, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета. Объединил в системе обучения три направления русской национальной школы: историко-этнографическое (былины, сказания, русские народные песни и музыка, хоровое пение, родиноведческий материал); православное (молитвы, Жития святых, духовная музыка, церковное песнопение); общеобразовательную и общекультурную подготовку, обращенную в будущее.
В основе Русской школы три идеи:
1. Душевная и нравственно-духовная красота как идеал отечественной культуры. Школа как мастерская гуманности, доверия и взаимопомощи.
2. Сотворчество воспитателя и воспитанника, совместное созидание, соразвитие, соавторство с печатью высокой нравственности и эвристики. Соборность как единение учителя и ученика вокруг общего дела.
3. Самоусовершенствование человека (Л.Н. Толстой) как основной инструмент развития и сохранения душевности и духовности.
Целевые ориентиры
Образование русского человека с национальным духовным характером, имеющим следующие черты:
- идея единения и согласия, гармония народного бытия («лад», «мир»);
- идея великой Русской земли;
- ощущение исторического долга и преемственности поколений, служение отеческой вере, государству (державе), народу;
- идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте личных человеческих помыслов;
- идея духовного служения и стремления к истине («правде-матушке»);
- идея православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, богослужения (служения высшим ценностям);
- идея «чинности», «слаженности» (русский аналог гармонии) бытия;
- идея святости и почитания святостроителей Русской земли и жизнетворчества ее народов;
- всечеловечность (всемирная отзывчивость).
Концептуальные положения
- Русская школа — средство национальной самозащиты, а также форма защиты национального от националистического.
- Образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий.
- Приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, христианских идей веры, надежды, любви.
- Опора на концепции экологического, планетарного, ноосферного, космического мышления, сочетание принципов патриотизма и всемирного взаимоуважения народов.
- Ориентир на создание массовой регулярной школы как национального русского организма, продукт которого — широкообразованные и преданные России люди.
Содержание образования определяется наукой, народностью и православием. Науку представляют учебные дисциплины по основным отраслям знания, история развития мировой и отечественной науки, разумное сочетание гуманитарных и естественных дисциплин. Народность — это отечественная культура: русский язык и литература, отечественная история и география, родная природа и др. Родной русский язык изучается в россиеведческом аспекте: русскость русского языка, искусство русского слова, русского красноречия, речевой этикет, связь с историей. Православие — это не столько уроки о религии, сколько построение всего процесса воспитания на идеях, на духе, менталитете православия.
Изучаются обновленные общеобразовательные курсы, а также специальные и факультативные:
Курс «Русская душа» (1—9 кл.) — посвящен исконным качествам русского человека; это обычаи, праздники, трудовые навыки, сказки; это символы ее природы — березы, дубы, реки и озера, птицы и звери, которых надо беречь и охранять, чтобы не опустела Русь.
Курс «Святыни России» (5—7 кл.) — природные, культурные, исторические Святыни. Погружает ученика в мир национальных русских ценностей, вселяет гордость за нашу необъятную и богатейшую страну.
Спецкурс «Светочи России» (8—11 кл.) — представляет учащимся великих людей прошлого и настоящего, национальных гениев, раскрывает самобытность и значение их личностей, идей и поступков.
Изучаются также курсы «Моя Родина» (1-4 кл.), «Русский фольклор» (1-4 кл.), «Русская этнография» (народные обряды, свадьбы, ярмарки, образ жизни, календарная основа русской жизни), «Русское прикладное искусство» (5-8 кл.), «Русская художественная культура» (1-11 кл.), «Русская философия» (10-11 кл.).
В курсе «Русское православие» ученик вовлекается в размышления о мире, о Боге, о Церкви, о Православии, о Духовности человека. Эти
размышления делают жизнь ученика более осмысленной, направленной на служение лучшему на Земле. •
Модель «Русская школа» осуществляется в школе № 141 г.Москвы (Л.Н. Погодина), объединяющей детский сад, школу-лицей и учительскую семинарию.
Школа диалога культур. Диалог в данной школе не столько форма или способ обучения, сколько сущностная методологическая характеристика всего образования. Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ними диалог с позиций современности (соотношение филогенеза и онтогенеза).
В основе школы лежат идеи М.М.Бахтина о внутреннем диалоге, положения В.С.Библера о философской логике культуры, результаты исследований С.Ю.Курганова.
Образовательная система построена на следующих целевых ориентациях:
1. Формирование у детей диалогического сознания, свободного от монокультурного восприятия действительности.
2. Построение содержания образования на основе не сводимых друг к другу культур.
3. Многоголосье мира (мир не един в своем проявлении, у каждого ребенка тоже есть внутреннее многоголосье) и полифонический слух — умение слышать как минимум две точки зрения.
Структура школьного обучения:
1—2-й классы: Обучение строится вокруг «точекудивления», которые в дальнейшем становятся для детей предметами разноречия и диалогов. «Точки удивления» обозначаются в виде загадок числа, слова, явлений природы, момента истории, сознания человека, предметного орудия. Межвозрастные диалоги со старшими классами.
3—4-й классы: Античная культура во всей совокупности ее форм. Но это не «погружение» ученика в античность с потерей его «все находимости», а диалог с ней. Эйдетическое (образное мышление.
5—6-й классы: Культура средневековья. Причащающее средневековое мышлении
7—8-й классы: Культура нового времени, Возрождения. Рационалистическое мышление, разум — это все.
9—10-й классы: Культура современности. Релятивизм (отсутствие единой картины мира).
11-й класс: Специальный диалогический класс.
Фрагмент программы «Введение в письменную речь», 1-й класс
Загадки слова (5 ч.)
Исходные странности слова. Слово и предмет. Слово как то, что называет предает, и слово как само себя называющее. Слово в сказке и мифе. Слово оракула. Звучащее и написанное слово.