ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2118
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. Старшеклассники проводят уроки в младших классах. Это не столько готовит ребят к выбору педагогической профессии, сколько расширяет опыт самостоятельного действия и рефлексии. Старшеклассники проходят стажировки в других школах, по месту предполагаемой учебы или работы.
6. Совокупность образовательных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в которых ребенок приобретает опыт жизни. Предполагается взамен классно-урочной системы создать насыщенную среду — пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребенок сможет образовывать себя.
7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Большинство учителей школы вовлечены в поисковую педагогическую работу. Достигается это путем создания образовательных ситуаций для профессионально-личностного развития учителя. Ежемесячные семинары для коллег из разных школ России являются способом профессионального существования учителей школы.
Структура школы. Подготовка детей к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счета, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми.
В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность. Содержание уроков определяется учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.
В основной школе главная задача состоит в обеспечении «пробы сил» подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физ-культурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в кабинетах-лабораториях для работы над самостоятельно выбранными темами и проектами.
В старшей школе за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса — мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и др. деятельности от мастера к ученику. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.
Учебный процесс. Основной организационной формой учебно-воспитательного процесса является «погружение», когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем.
В разновозрастных группах вместе с воспитателями дети «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т. п.
Принципиальным является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.
Особенностью учебного занятия в школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем, учениками и существующих в культуре.
Один день в неделю посвящается трудовой подготовке — учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть: изготовление изделий из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т. п. Через два месяца ученик может сменить мастерскую. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.
Особое место занимают мастерские по общеобразовательным и дополнительным предметам, в которых происходит передача способов работы: естественно-научного исследования, текстологического анализа художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Учителя-мастера ученик выбирает сам из числа учителей, работающих в школе (с их согласия). Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.
Балльной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации, как повысить эффективность учебы, при этом успехи связываются не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.
Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии приглашенных учениками родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения детей.
РЕЗЮМЕ
Инновационные дидактические системы делятся на личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные. Системы занятий могут быть образованы путем трансформации методов обучения до уровня форм обучения.
Основные принципы обучения в школе М.П.Щетинина: 1) каждый человек — источник своего развития, уникальный многомерный мир, нуждающийся в сообразной его природе среде; 2) для сохранения образовательной доминанты (А.А. Ухтомский) необходима концентрация содержания (концепты) и учебного процесса («погружение»); 3) природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы. Работает система ученических кафедр — дети приходят к учителю и планируют свою деятельность, выполняют углубленное изучение предмета, готовят опыты и демонстрации для уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных занятиях.
Эвристическое «погружение» — форма занятий, которая обеспечивает сохранение образовательной доминанты на протяжении нескольких дней путем организации познания учениками различных образовательных объектов с помощью эвристических методов.
Особенности конструирования занятий по методу «погружения»: чередование рационально-эмоциональных уроков; многообразие форм уроков при единстве содержания; наличие «разности потенциалов» учеников; систематизация и структурирование знаний; совместное планирование работы с учителем и учеником; многообразие форм в системе оценок.
Смысл образования в Школе свободного развития (А.В. Хуторской) — не столько передача ученику опыта прошлого, сколько расширение его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ребенка. Учителя составляют и обсуждают ведущие образовательные установки по изучаемым предметам. Окончательные учебные программы в их общепринятом виде появляются не до обучения, а после него, как результат работы конкретного учителя с конкретными детьми. Для оформления возникающих в учебном процессе межпредметных образовательных блоков вводятся метапредметы — предметно оформленные связки образовательных направлений.
Русская школа (И.Ф. Гончаров) объединяет три направления русской национальной школы: историко-этнографическое (былины, сказания, русские народные песни и музыка, хоровое пение, родиноведческий материал); православное (молитвы, Жития святых, Духовная музыка, церковное песнопение); общеобразовательную и общекультурную подготовку. Главные идеи школы: душевная и нравственно-духовная красота как идеал отечественной культуры; соборность как единение и сотворчество учителя и ученика вокруг общего дела; самоусовершенствование человека. Кроме общеобразовательных курсов ведутся курсы «Русская душа», «Святыни России», «Светочи России» и др.
В Школе диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) диалог является сущностной методологической характеристикой всего образования. Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ними диалог с позиций современности. Диалог выступает как форма организации обучения и как организация содержания изучаемых наук. Ученик оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного видения, свободного от монокультурного восприятия действительности.
Идея организации образования в Проектно-методологическом колледже (Н.В.Громыко) связана с противопоставлением классических образцов дореволюционного образования в России мыследеятельностным принципам развития мышления. Предлагается идея «органической формы», которая строится всякий раз заново и предполагает воспроизводство мыслительного образца в другой практической ситуации.
Школа самоопределения (А.Н.Тубельский) основывается на антропологической позиции предзаданности ребенка. Процесс образования — развертывание этой предзаданности, поиск, узнавание, формирование ребенком образа «Я». Роль школы — создавать систему благоприятных условий для осуществления такого процесса.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. С какой целью в школе М. П. Щетинина дети на кафедрах обучаются навыкам обучения других? Не ведет ли это к уменьшению качества их общеобразовательной подготовки по учебным предметам?
2. Возможно ли сохранение образовательной доминанты в классно-урочной системе занятий?
3. Какие методы репродуктивного обучения могут быть эффективны во время эвристического «погружения»?
4. Чем творческая неделя отличается от эвристического «погружения»?
5. Какая из заповедей учителя Школы свободного развития более всего отвечает вашему педагогическому мировоззрению? Почему? Какая из них является наиболее трудной для реализации в традиционной школе?
6. Выскажите свое мнение о предложении, чтобы Русская школа стала массовой регулярной школой в России, составной частью национального русского организма, продукт которого — образованные и преданные России люди.
7. Что общего в дидактических системах обучения Школы диалога культур и Методологического колледжа?
8. Что вы понимаете под самоопределением в образовании ученика? Учителя? Школы?
Дидактический практикум
Тема 18. Системы занятий в авторских школах
1. Разработайте план трехдневного эвристического «погружения» в 11-м классе по биологии или другому курсу. Для этого сформулируйте тему каждого из пяти ежедневных уроков (всего 15 уроков) и дайте краткую характеристику видам деятельности учеников на уроке. Необходимо, чтобы создаваемые учениками образовательные результаты были сопоставлены с культурно-историческими аналогами. Разработанный план обсудите во время семинара, обращая внимание на его соответствие принципам организации обучения методом «погружения».
2. На основе концепции Школы свободного развития составьте фрагмент урока по метапредмету «Числа» во 2-м классе. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей:
1. Тема урока | |
2. Ведущая образовательная установка (не меняется во время урока) | |
3. Качества учеников, которые будут развиваться на уроке | |
4. Перечень видов деятельности детей по отношению к математике | |
5. Предполагаемые результаты (выражаются в открытой форме, т. е. содержание результатов заранее учителю неизвестно) | |
6. Основной вопрос или проблема Урока | |
7. Несколько вариантов ученических ответов на вопрос или решений проблемы | |
3. Опираясь на свой педагогический «конек», любимую учебную тему или хобби, определите название мастерской, которую вы предложите детям на выбор вместе с другими учителями. Составьте текст презентации своей мастерской для учеников. Цель презентации: помочь детям самоопределиться в их предстоящей двухмесячной деятельности (ваша мастерская будет работать 2 раза в неделю) и увлечь именно тех учеников, которые в наибольшей степени смогут проявить себя в вашей мастерской.