Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2119

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЛИТЕРАТУРА

Альтшуллер Г.С., Верткин ИМ. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1988.

Берлянд И.Е. Загадки числа. М., 1996.

Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. №4. С. 66-73.

Волков И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. М., 1988.

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М., 1999.

Гончаров И.Ф. Русская национальная школа: Концепция. Спб., 1992.

Гончаров И.Ф. Школа уходящая и восходящая//Народное образование. 1993. № 1.

Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. М., 2000.

Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». Учебное пособие для учащихся старших классов. М., 1998.

Жестоканова А. и др. Своеобразие культурной модели ноосферной школы-лицея // Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып.7 / Ред. серии Н.Б. Крылова. М., 1997. С. 77-84.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.

Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. Краснодар, 1998.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. 1990. № 5. 1991. №2.

Хуторской А.В. Школа свободного развития // Частная школа. 1994. № 2. С. 21-27.

Хуторской А.В. Свободное развитие как пространство образования // Школьные технологии. 1998. №5. С.105-113.

Хуторской А.В. «Погружение» в школу будущего//Физика в школе. 1989. № 5. С. 68-77.

Школа диалога культур. Методические рекомендации / Сост. СЮ. Курганов. Красноярск, 1991.

Школа диалога культур. Основы программы / Под общей редакцией B.C. Биб-лера. Кемерово, 1992.

Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А.Н. Тубельский. М., 1994.

Школа творчества: Сборник ученических работ / Ред. и сост. А.В. Хуторской. Ногинск, 1996.

Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М., 1986.

Ямбург Е.А. Школа для всех: Адапт. модель: (Теорет. основы и практ. реализация). М., 1996.


Итоговая рефлексия — глава 4

1. Восстановите этапы своего изучения главы. Назовите свои самые яркие чувства и ощущения, вызванные изучением темы.

2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Формы и методы обучения»?. Результаты рефлексии оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные

результаты):

Проблематика форм и методов обучения

Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т.д.)

Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты

1. Общие формы обучения (индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные). 2. Внешние формы организации обучения (урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д.). 3. Внутренние формы организации обучения (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, знание по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).







4. Организационные формы обучения: 1) индивидуальные; 2) коллективно-групповые; 3) системы занятий.







5. Классно-урочная система и ее альтернативы







6. Лекционно-семинарская форма обучения.







7. Групповые формы обучения







8. Классификации методов обучения







9. Эвристические методы обучения







10. Образовательный проект







11. Эвристическое «погружение»







12. Творческая и научная недели









3. Вспомните обнаруженные вами противоречия между различными дидактическими системами, ход ваших мыслей и действий при этом. Обозначьте свою деятельность по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму. Не забудьте отметить наиболее яркие ситуации, возникшие во время семинарских занятий по отношению к дидактическим системам.



4. Выберите и проанализируйте свою деятельность по отношению к наиболее значимым событиям, изложенным в таблице. Результаты анализа оформите в следующем виде:

- Мое понимание сути дидактической системы.

- Что для меня является (было, остается) проблемой в данной теме.

- Как я решал(а) актуальную для меня проблему.

- Что явилось результатом этой деятельности.

- Мои гипотезы по отношению к дальнейшей своей деятельности поданной теме.

5. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Формы и методы обучения» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.

ГЛАВА 5

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

Средства обучения — обязательный элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения, средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.

Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются контроль и оценка.

Глава посвящена рассмотрению особенностей компонентов дидактической системы — средствам обучения и контроля.

§ 1. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Классификация средств обучения. Средствами обучения называют орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонстрационное оборудование предназначено в основном для учителя, а лабораторное — для ученика; а вот традиционные мел и доска могут использоваться ими совместно.

Средства обучения — материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Орудия познавательной деятельности увеличивают ее эффективность, поскольку служат средством достижения целей образовательной деятельности. Изготовление учениками и учителем средств обучения (моделей, плакатов, приборов, а также теоретических идеализации, мысленных экспериментов и т.п.) ведет к освоению тех предметных знаний, которым эти средства соответствуют. Развивающий и обучающий эффект в данном случае оказывается значительно большим, чем при простой передаче ученикам информации. Например, составление с учениками карты местности позволяет им в собственной деятельности осваивать принципы работы с картой, понятия масштаба, Условных обозначений, соотношения между реальным и идеальным.


Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например:

— по составу объектов — материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);

— по отношению к источникам появления — искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

— по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

— по способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

— по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

— по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

— по носителю информации — бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);

— по уровням содержания образования — средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

— по отношению к технологическому прогрессу — традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. К таким группам относятся: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения1.

Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы,

материалы и др. К этой группе нередко относят технические средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений, их качеств и количеств, исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, установки, которые также являются объектами изучения).

Изображения и отображения составляют группу, в которую входят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы,
серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио и телепередачи).

Дискуссия. Может ли в качестве средства обучения выступать его содержание?

Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.).

Технические средства обучения (ТСО) — диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, школьные радиоузлы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, смартдоски и др. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий — компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники.

Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования и изготовления. Основные дидактические функции средств обучения:

- компенсаторность, т.е. облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

— информативность — передача необходимой для обучения информации;

- интегративность — рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

— инструментальность — безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

В современной школе существует система средств обучения — совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач.

По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику. Например, системы средств обучения по гуманитарным курсам во многом состоят из пособий на печатной основе: учебных книг, дидактических материалов, таблиц, картин. Естественно-научные курсы предполагают значительный объем натуральных объектов, моделей, приборов для наблюдения и эксперимента. Курсы технологии предусматривают наличие станков, инструментов и соответствующих приспособлений.

Существуют официальные «Перечни» учебного оборудования, необходимые для реализации федерального компонента образования, которые обеспечивают государственный стандарт образования. Состав «Перечней» формируется по модульному принципу и включает в себя комплекты оборудования для практикумов, лабораторно-практических работ, наборы учебных книг и т. д.