ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2115
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные социальные, образовательные и технологические изменения требуют не только систематического обновления фонда средств обучения, но и их влияния на корректировку целей и содержания образования, разработку новых форм и методов обучения. Особенно ярко данная тенденция наблюдается в процессе развития ресурсов сети Интернет и электронных средств коммуникаций, обусловливающих развитие Интернет-образования и особого направления в педагогике — дистанционной педагогики1.
Технические средства обучения. Использование учителем технических средств обучения требует предварительной подготовки. При первом знакомстве с техникой учащиеся обычно возбуждены и обращают внимание не на учебную информацию, а на саму технику и второстепенные детали. Поэтому необходимо специально учить их работать с новым средством, проводить инструктаж, готовить к восприятию информации, давать познавательные задания, четко определять цели работы и формы контроля.
На эффективность обучения влияет частота использования ТСО. Если оно используется редко, то каждое его применение создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и освоению учебного материала. Наоборот, частое использование ТСО приводит к потере учащимися интереса к нему, а иногда и к протесту. Оптимальная частота применения ТСО зависит от учебного предмета. Для естественно-математических курсов
в старших классах оптимальная частота использования ТСО составляет восьмую часть от общего объема учебных занятий. Если речь идет о дистанционных формах обучения, данное соотношение может быть увеличено при условии соблюдения санитарных, эргономичных и других норм.
Использование ТСО не должно продолжаться более 20 минут за занятие. Если ТСО применяется несколько минут сразу в начале урока, то ученики быстрее включаются в работу. Использование ТСО на 20-й и 30-й минутах поддерживает устойчивое внимание учащихся в течение всего урока. Это объясняется периодическими изменениями зрительного и слухового восприятия, внимания, утомляемости учеников.
Удобной является кабинетная система, когда все средства обучения по учебному курсу или нескольким смежным курсам располагаются в одном помещении, имеющем лаборантскую и подсобную комнаты. Учебные кабинеты предназначены для теоретических и практических занятий, лабораторных работ, семинаров, решения задач, контрольных работ. В лаборантской готовятся опыты, демонстрации, наглядные пособия, раздаточный материал, приборы для лабораторных работ; в ней выделяется место для стеллажей с приборами, письменный стол для педагога, стол для ремонта и подготовки оборудования.
В кабинете должны быть обеспечены условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление и затемнение, проекционная аппаратура, экран и т.д. Если кабинет совмещен с лабораторной аудиторией, на каждом ученическом столе должен быть полный комплект необходимых условий для работы: электропитание и др. В кабинете висят портреты выдающихся деятелей науки и культуры по изучаемому курсу, постоянные и сменяемые наглядные пособия, укреплена видеоаппаратура и проекторы, стоит компьютер.
Опыт создания в школах отдельных компьютерных кабинетов показал, что в данном случае использование компьютеров и связанных с ними технологий оказывается неэффективным для изучения других учебных курсов. В этом случае учителя-предметники, да и ученики считают компьютеры лишь средством обучения информатике и не используют их возможностей в общеобразовательном процессе. Поэтому рекомендуется в каждом учебном кабинете иметь хотя бы один компьютер, подключенный к локальной школьной сети для доступа к базам данных, а также к сети Интернет.
Методика применения средств обучения. Средства обучения решают множество дидактических задач. Например, аудиовизуальные или мультимедийные средства обучения способны моделировать реальные факты и события. С помощью экранных средств можно показать изучаемый объект в естественной для него среде. Специализированные съемки могут замедлить или ускорить изучаемый процесс, показать микроскопические объекты. Прием мультипликации помогает показать строение и динамику действия сложных объектов.
Дискуссия. Может ли наглядным пособием выступать умозрительный наглядный образ, например, образ древа жизни?
Независимо от вида средства обучения существуют общие дидактические требования для учителя по подготовке урока с их использованием:
а) проанализировать цели урока, его содержание и логику изучения материала;
б) выделить главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, гипотезы, законы), выделить те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения;
в) установить, на каком этапе и для какой цели необходимо использование средств обучения;
г) отобрать оптимальные средства обучения, установить их соответствие целям урока;
д) определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания.
Рассмотрим особенности применения на уроках отдельных видов средств обучения.
Наглядные пособия делятся на объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.); печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.); проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.). Новым жанром наглядных пособий являются мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники.
Наглядные пособия демонстрируются для решения следующих задач:
— ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в классе; 438
- представление об изменении характеристик явления или процесса;
- показ этапов изготовления, проектирования или эксплуатации изделия;
- представление об устройстве предмета и принципе его действия, управления им, техники безопасности;.
- ознакомление с историей науки и перспективами ее развития. Эффективными средствами обучения являются коллекции — наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам и используемых в качестве раздаточного материала. Каждый предмет в коллекции располагается в определенном месте коробки (листа картона, бумаги, фанеры) вместе с наименованием и пояснением. Коллекции применяются в ботанике, зоологии, физике, рисовании и других курсах. К изготовлению коллекций полезно привлекать учащихся, предлагая им выполнить и защитить соответствующую творческую работу.
Модели бывают следующих типов: демонстрирующие принцип действия объекта, изображающие устройство или схему его работы, воспроизводящие внешний вид объекта. Наибольший интерес учеников вызывают модели первого типа. Привлекательны действующие схемы со светящимися индикаторами. Модели третьего типа могут изготавливаться учащимися в предметных кружках и представляют собой объекты в их уменьшенном (модель звездного неба) или увеличенном (модели молекул) виде. Изготовление действующей модели может стать творческой работой для учеников, склонных к данной деятельности.
В дополнение к натуральным предметам и моделям применяются печатные пособия. Печатные таблицы, карты и плакаты хранятся в подвешенном состоянии в специальных, защищенных от солнечных лучей местах. Для графического изображения функциональных зависимостей используются также диаграммы. Эффективно использование прозрачных пленок для кодоскопа, на которых можно прямо во время урока писать фломастерами и отображать создаваемое изображение на экран. С помощью компьютера изображение для таких пленок можно готовить заранее и распечатывать на обычном принтере.
В настоящее время выпускаются слайд-альбомы с пояснениями Для учителя. Например, для школьного курса биологии имеются слайд-альбомы: «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся», «Птицы», «Млекопитающие», «Эволюция», «Экология», «Цитология и генетика», «Человек и его здоровье».
Для детального и постепенного изучения строения сложных объектов или процессов выпускаются транспаранты — прозрачные пленки с изображениями для проецирования. Поочередное наложение кадров таких серий, как «Внутреннее строение животных», «Строение цветков различных семейств», позволяет детально рассмотреть каждую систему органов.
Материальные средства обучения дополняются идеальными. Если материальные средства связаны с привлечением интереса и внимания для практических действий, то идеальные средства обучения ориентированы на понимание материала, логику рассуждения, развитие интеллекта. Оба типа средств в совокупности влияют на развитие личностных качеств учащихся.
Идеальные средства могут быть материализованы с помощью графического или символического обозначения объекта. Материализованные средства могут становиться также и вербализованными; возникающая при этом речь превращается в мысленную форму, возвращающуюся в область идеального.
Медиаобразование. Медиаобразование — направление в педагогике, которое предполагает изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. п. В качестве средств медиаобразования в школьном обучении используются элементы информационной среды: учебник, средства массовой информации (печать, радио, телевидение), видео, компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.
Медиа (от лат. media) — средства.
Содержание медиаобразования, интегрированного с базовым образованием, имеет следующие составляющие:
- обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам средств массовой информации (СМИ);
— развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
— включение внешкольной информации в контекст общего, базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
- формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры,
модемы, факсы, мультимедиа и др.).' С данной точки зрения наиболее значимыми для развития навыков работы школьников со средствами медиаобразования являются следующие: ;
- нахождение нужной информации в различных источниках;
- установление связей между различными информационными сообщениями;
- извлечение из информации необходимых данных, их систематизация по определенным признакам, выделение главного в информационном сообщении;
- понимание направленности информационного потока, целей коммуникации;
- нахождение ошибок, искажений в получаемой информации;
- восприятие и понимание различных точек зрения по одному источнику;
- создание собственных аргументированных высказываний по отношению к сообщению; составление рецензий и анонсов информационных сообщений;
- перевод одного типа информации в другой (вербальную в визуальную) и наоборот;
- преобразование информации исходя из особенностей аудитории, для которой она предназначена;
- определение формы изложения информации, адекватной его содержанию;
- владение простейшим инструментарием подготовки, передачи и получения информации.
Дискуссия. Чем работа ученика с информацией отличается от его работы с реальными объектами?
Приведем вариант приемов обучения учеников начальной школы со средствами медиаобразования2.
1. Дети находят дополнительную информацию по теме урока
(текстовую, изобразительную, знаково-символическую), анализируют увиденное.
2. Дети учатся брать интервью у родителей, товарищей на заданную тему и воспроизводят записанную аудиозапись в классе.
3. Работа со словарями и справочной литературой, освоение правил работы с ними. Систематизация предложенной информации по заданным признакам, аргументация собственных высказываний, составление рецензий (например: «Охарактеризуйте речь героев видеофильма»).
4. Перевод значения информации с одного знакового языка на другой, например, составление детьми собственных диафильмов и комиксов. В рисунках дети учатся передавать свои чувства и настроения.
5. Самостоятельное иллюстрирование детьми определенных строчек изучаемых произведений. Класс получает задание распределить рисунки в точном соответствии с развитием сюжета произведения.
6. Чтение детьми информации в разных формах и на разных языках — символические и схематические изображения.
7. Составление детьми простейших схем, отражающих информацию и объяснение их содержания.