ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2112
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сайт (или веб-сайт) — группа взаимосвязанных веб-страниц, расположенных на сервере организации или частного лица и посвященная, как правило, определенной направленности.
Уникальность веб-сайтов делает их универсальным средством для решения многих образовательных задач: предоставление информации для учеников, учителей и школ, желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами, использование кибербиблиотек, возможность пополнения их собственными материалами, интерактивные формы коммуникации — чаты, веб-форумы, телеконференции.
Как сконструировать сайт учебного заведения, чтобы с его помощью решать общеобразовательные задачи и учить детей успешно действовать в образовательном Интернет-пространстве?
Основой разработки образовательного сайта является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление, например, информационные технологии. Школьный сайт должен решать не отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы.
Веб-страница — отдельный документ в сети Интернет, имеющий свой адрес. Например, титульная страница автора этого учебника имеет адрес: http://khutorskoy.ru
Педагогическая концепция школы и ее основные структурные элементы определяют базовую основу сайта и находят свое отражение уже на его титульной странице.
Концептуальный характер построения сайта не обязательно предполагает серьезную форму выражения: школьный сайт может быть занимательным, дискуссионным, даже озорным. Для лицеев и школ с углубленным изучением предметов возможен и научный стиль изложения. Независимо от формы, стиля и конструктивных особенностей сайта педагогическая концепция школы является основой его функционирования.
Имеются два значимых аспекта разрабатываемого школьного сайта: внешний и внутренний. Во-первых, школа организует деятельность своих учеников и педагогов в открытом информационном пространстве, и поэтому она должна быть интересна для внешних посетителей, которых привлекают не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера. Во-вторых, школьный сайт может стать полезным инструментом для более качественного и эффективного решения традиционных внутренних задач учебного заведения: проведения „Интернет-занятий, организации дистанционных педсоветов и родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.
Главные принципы конструирования образовательного сайта — его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей — участников процессов, организуемых школой с помощью сайта.
Перечислим способы и формы реализации указанных принципов в отношении деятельности основных адресатов школьного образовательного сайта: учеников, их родителей, учителей.
Учащиеся школы. Это очные ученики школы, взаимодействующие с сайтом как из школы, так и из дома, библиотеки, из других мест, например, из другого города, в который они отправляются путешествовать. Для этих учеников на школьном сайте организованы аналоги средствам очного обучения: классы, предметы, парты, дневники, журналы, расписания занятий и др. У каждого ученика на сайте есть виртуальный школьный портфель, в котором «лежит» необходимая информация и инструменты. Свою учебную продукцию школьник размещает также в специально отведенных местах на сайте, например, картины — в живописной мастерской, сочинения — в литературной хрестоматии или в школьной электронной газете, работы по естествознанию — в научном ученическом журнале. Учебная продукция и другая информация каждого ученика связаны системой гиперссылок с рабочими местами других пользователей сайта — учителей, администрации. Данная система предполагает наличие разных уровней доступа к данным, защиту информации паролями.
Учащиеся других школ — удаленные от данной школы ученики, которые проживают в других районах и городах. Удаленные ученики взаимодействуют с сайтом другой школы для решения своих задач: участвуют в межшкольных проектах или олимпиадах, обучаются на отдельных курсах, предлагаемых другой школой, переписываются со сверстниками.
Для учеников на сайте располагаются базы данных с ресурсами по изучаемым образовательным областям, включаются поисковые системы и средства навигации. Полезными для учеников являются страницы с тестами по разным предметам учеников. Родители очных учеников используют школьный сайт для того, чтобы получить информацию о своем ребенке, посмотреть его достижения, задать вопрос учителю. Если ребенок заболел, то его родитель может «зайти» на школьный сайт, чтобы узнать домашние задания, получить советы учителей, консультацию врача, психолога или других специалистов. В ряде случаев возможно дистанционное обучение заболевшего ученика, который не может посещать школу очно, но вполне готов заниматься со своими учителями с помощью школьного сайта.
Для родителей на сайте собрана полезная информация, советы учителей и психолога, организована веб-конференция. Традиционные родительские собрания также переведены в электронную форму, благодаря чему родители могут участвовать в них, находясь в любом месте, где есть доступ в Интернет, например, из дома или из рабочего офиса.
Сайт рассчитан на работу не только с родителями очных учеников, но и с теми родителями, которые предполагают отдать своих детей в школу. Этим родителям предлагаются дополнительные образовательные услуги для их детей, формы заявлений и договоров с родителями, другая полезная информация.
Учителя. Для учителя хорошо организованный и информационно насыщенный школьный сайт является существенным подспорьем. При подготовке к урокам каждый педагог пользуется постоянно пополняемой методической базой, в которую входят учебные планы, программы, конспекты уроков и материалы к ним. По всем учебным предметам создаются веб-квесты — страницы сайта со ссылками на внешние ресурсы сети Интернет, которые используются как во время занятий, так и в самостоятельной работе школьников. Учителю не приходится тратить драгоценное время очного урока на диктовку домашних заданий и рекомендаций к ним, все это оставляется для детей на сайте. Там же размещаются и выполненные учениками работы, что обеспечивает их наглядность для желающих и ускоряет организацию контроля.
Школьный сайт имеет разделы и функции, улучшающие систему администрирования учебно-воспитательного процесса. Дирекция школы с помощью электронных списков рассылки оперативно информирует учеников, учителей, родителей о текущих мероприятиях, обсуждает насущные проблемы, осуществляет диагностические процедуры. Школьный сайт используется для взаимодействия с департаментом образования, школами региона, образовательными фондами и организациями (вузы, библиотеки, музеи, театры, санитарная и пожарная службы, магазины учебных
пособий и т.д.)
К образовательному сайту и связанным с ним технологиям применимы универсальные критерии, справедливые для любых сайтов: технические, эстетические, эргономические, психологические, информационные и иные. В то же время сфера образовательной деятельности накладывает специфические требования к конструированию школьных сайтов, и педагогическая составляющая является в данном случае главной.
Образовательные веб-квесты. Так называют веб-страницы по определенной теме на образовательных сайтах, которые соединены гиперссылками со страницами из других сайтов во «Всемирной паутине» WWW Например, страница по курсу астрономии имеет ссылки на серверы реально действующих обсерваторий, библиотек научно-исследовательских институтов, космических организаций — как отечественных, так и зарубежных. При этом сама веб-страница оформляется как образовательная, с соответствующим описанием, целями, заданиями, предполагаемыми результатами дистантных учеников и контролирующими функциями. В основе веб-квеста — чаще всего проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Веб-квест (от англ. web — паутина и quest — поиски) — страницы на сайтах в сети Интернет, имеющие гиперссылки на другие страницы по определенной теме.
Образовательные веб-квесты могут быть автономными или входить в содержание учебных курсов. На веб-странице по учебному курсу располагается текст преподавателя или разработчика, подготовившего курс. Как правило, страница посвящена какому-то отдельному вопросу. Каждый тезис в тексте сопровождается ссылками на статьи, иллюстрации и другие материалы, относящиеся к изучаемому вопросу и расположенные как на данном сервере, так и на Удаленных веб-серверах.
Количество гиперссылок на одной веб-странице достигает двух десятков. Учащийся самостоятельно выбирает, какие материалы ему просматривать подробно, а какие не открывать вообще. Кроме текста и гиперссылок на другие сайты, некоторые страницы содержат ссылки на видеофайлы с интервью специалистов по изучаемому
вопросу или другие учебные материалы.
Русскоязычные Интернет-ресурсы в настоящее время достаточно развиты, чтобы служить средством для создания образовательных веб-квестов. Например, учителями и учениками гимназии из г. Ангарска разработан межпредметный образовательный веб-квест на тему «Сохраним Байкал» (http://school-sector.relarn.ru/tanya/ schoolweb/gimnl/webquest/index.htm). Веб-квест предполагает работу группы учащихся 8-11 классов, которые выполняют одну из предложенных им ролей: археолога, гидролога, биолога, метеоролога, эколога, экономиста. По ссылке можно зайти на страницу каждого специалиста. Ученику, работающему с веб-квестом, предлагается план действий:
1. Выберите себе одну из предложенных ролей.
2. Выбрав роль, изучите проект закона «Об охране озера Байкал».
3. Перейдите к досье по вашей роли и изучите его.
4. Изучите список информационных ресурсов.
5. Составьте персональный план поиска информации по своей роли.
6. Исследуйте информационные ресурсы по своей роли, заранее продумайте, какие артефакты (карты, фотографии, схемы, рисунки) вы можете включить в свой отчет.
7. Подготовьте артефакты для своей роли. Для этого используйте сканер, находящийся в кабинете информатики .
8. Оформите свой отчет в виде веб-страницы.
9. После того как все члены команды завершат работу, вы должны собраться вместе, обсудить результаты работы и подвести итоги вашей работы.
10. Свяжите ваши отчеты гиперссылками, оформите выводы по работе и представьте общий отчет учителю.
Для того чтобы выполнять свою работу, ученик пользуется источниками, которые сведены разработчиками веб-квеста в отдельную страницу. Здесь представлены данные двух видов: адреса Интернет-ресурсов, библиографический список традиционных «бумажных» изданий.
Образовательные веб-квесты могут быть созданы по любому учебному предмету: как естественнонаучному, так и гуманитарному. Например, материалы для веб-квеста по истории славянской культуры имеются на сервере петербургского музея Кунсткамеры (www.kunstkamera.ru). На сайте Дарвинского государственного музея ученики могут познакомиться с Мезозоем и даже поиграть — собрать из отдельных картинок изображение динозавра (www.darwin.museum.ru). Прямо на веб-странице можно оставить свой вопрос, на который дадут ответ специалисты истории естествознания, можно написать письмо тем школьникам, которые здесь уже были.
Ссылки для образовательных веб-квестов имеются на русскоязычных музейных сайтах: www.museum.ru, www.hermitage.ru, http://museumpushkin.ru и др.
РЕЗЮМЕ
Средства обучения — орудия деятельности учителя и учеников; представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.
Существует множество классификаций средств обучения, отличающихся своими основаниями, например: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.
Дидактические функции средств обучения: уменьшение затрат времени; передача необходимой для обучения информации; рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом; обеспечение деятельности учащихся и педагога.
Удобной является кабинетная система, когда все средства обучения по учебному курсу или нескольким смежным курсам располагаются в одном помещении, имеющем лаборантскую и подсобную комнаты.
Дидактические требования по подготовке урока с использованием средств обучения: а) проанализировать цели урока, его содержание и логику изучения материала; б) выделить главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися; в) установить, на каком этапе и для какой цели необходимо использование средств обучения; г) отобрать оптимальные средства обучения; д) определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания.
Средства медиаобразования: учебник, средства массовой информации (печать, радио, телевидение), видео, компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.
Компакт-диски (CD-Rom) помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, обеспечить индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «ученик-учитель».