ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2098
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важно определить содержание и методы контроля, т. е. выяснить, что именно и как будет контролироваться.
Традиционно контролю подлежат знания, умения и навыки учащихся, которые проверяются с помощью контрольных работ, зачетов, экзаменов.
Другой подход — контроль достижения учащимися целей обучения, формулируемых в терминах действий учеников. Например, проверяются знания, понимания, применения, аналитические действия, обобщения, оценивания.
Формы проверки разнообразны: тестирование, анкетирование, комплексные проектные действия, образовательные ситуации и др.
Блок самоопределения Тема. Содержание контроля обучения
Сравните содержание контроля обучения в первых двух столбцах таблицы и предложите свой вариант в третьем столбце.
Когнитивно-ориентированный подход | Личностно-ориентированный подход | Мой подход |
Главные цели обучения: передача знаний, умений и навыков; социализация, т.е. подготовка к выполнению своих функций в обществе. | Главная цель обучения: обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям. | Главные цели обучения: |
Объект контроля: внешне заданное содержание образования, независимое от учителя и ученика | Объект контроля: внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности ученика | Объект контроля: |
Эталон для оценивания: внешние образовательные стандарты | Эталон для оценивания: индивидуальные качества личности ученика, сопоставленные с образовательными стандартами | Эталон для оценивания: |
Способ оценки: сравнение достижений ученика с эталоном | Способ оценки: сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обученности | Способ оценки: |
Методы контроля: контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены. | Методы контроля: сопоставление полученных результатов с целями индивидуальной образовательной программы | Методы контроля: |
Форма оценки: выставленные отметки, рейтинг | Форма оценки: качественные характеристики, описывающие степень образовательного приращения ученика по каждому из выделенных направлений. | Форма оценки: |
Обучающая роль контроля: умение учащегося соотносить свое обучение с требованиями к нему со стороны общества. | Обучающая роль контроля: умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям. | Обучающая роль контроля: |
Параметры образовательной диагностики. Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах, единицах и инструментах измерения.
От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение всего образовательного процесса. Учитель-профессионал всегда заранее определяет те контрольные ориентиры, которые будет предлагать ученикам после изучения ими каждого раздела или темы курса. Такими ориентирами являются конкретные предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы деятельности, развитые способности, творческая продукция учеников.
По каждому из выделенных ориентиров в ходе обучения учитель предлагает соответствующие задания, организует определенные виды деятельности учеников, направленные на достижение ими заданных результатов. Приведем примеры планируемых результатов обучения различных уровней1.
Знания— результат познавательной деятельности человека, отраженный в его сознании в виде представлений, фактов, понятий, законов, теорий.
1. Проверка знаний:
1.1. Знание фактов, их причин, различий.
1.2. Знание научных и иных проблем по изучаемой теме; наличие представлений о возможных путях их решения.
1.3. Знание фундаментальных понятий по теме, их определений (дефиниций); представление об объеме и содержании понятий; знание практических применений понятий.
1.4. Знание основных правил, закономерностей и законов, их формулировок, условий и границ проявления, специфики применения.
1.5. Знание теорий, опытных фактов, послуживших основой их разработки; основных положений, уравнений, доказательств, выводов, практических приложений, прогностических возможностей.
2. Проверка умений:
Умения — освоенные приемы и способы выполнения действий со знаниями.
2.1. Владение фактами:
- установление причин фактов;
- установление взаимосвязей между фактами;
- отличение фундаментальных объектов и фактов от второстепенных.
1 Конкретные требования к учебным достижениям по отдельным учебным курсам публикуются в соответствующих образовательных стандартах. См., например: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
2.2. Владение проблематикой:
- формулирование и переформулирование проблем по теме;
- умение отыскивать возможные пути решения проблемы.
2.3. Владение понятиями:
- узнавание понятий, конструирование их определений;
- раскрытие объема понятий: характеристика количественного состава объектов, их классификация;
- раскрытие содержания понятия: характеристика существенных признаков объектов;
- установление взаимосвязей между понятиями, выделение среди них фундаментальных;
- практическое применение понятий.
2.4. Владение правилами, закономерностями и законами:
- узнавание правила, закономерности, закона;
- формулирование правила, закономерности, закона;
- раскрытие содержания правила, закономерности, закона (характеристика сущности, условий и границ проявления, применения);
- характеристика действий, связанных с применением правила, закономерности, закона.
2.5. Владение теориями:
- узнавание теории;
- отыскание опытных фактов, необходимых для разработки теории;
- раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, уравнений, доказательств, выводов);
- осуществление на основе теории практических действий.
Навыки — действия, отдельные операции которых доведены до автоматизма в результате упражнений.
3. Проверка навыков:
3.1. Построение и осуществление алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умения;
3.2. Моделирование практического выполнения действий, составляющих данное умение;
3.3. Выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение;
3.4. Самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
3.5. Время выполнения умения (измерение скорости чтения, устного счета и т.п.);
Способ— прием, действие, направленные на достижение определенной задачи.
4. Проверка усвоенных способов деятельности:
4.1. Узнавание методов и процедур, относящихся к изученному материалу.
4.2. Раскрытие содержания методов и процедур: характеристика действий и операций, составляющих их сущность.
4.3. Владение методами и процедурами, связанными с получением знаний и их обработкой.
4.4. Применение методов и процедур в различных вариантах последовательности составляющих их действий, а также в новых условиях.
4.5. Характеристика условий и границ применения метода или процедуры.
Способность — индивидуальная особенность личности, являющаяся условием выполнения той или иной деятельности.
5. Проверка уровня развития способностей:
5.1. Выполнение тестов достижений, тестов интеллекта, тестов креативности и др.
5.2. Создание образовательной продукции, соответствующей изучаемой теме с заданными параметрами.
5.3. Выполнение видов деятельности, соответствующих целевым предметным установкам изучаемой темы.
5.4. Выполнение видов деятельности, соответствующих целевым метапредметным образовательным установкам.
5.5. Выполнение методологических, организационных, самоорганизационных видов образовательной деятельности.
Субъекты образовательной диагностики. Субъектами образовательной деятельности и диагностики выступают не только ученики, но и учителя, а также образовательные учреждения. Деятельность субъектов каждой из данных групп проверяется на основе анализа их образовательной продукции. Соответствие между параметрами диагностики, видами продукции и способами анализа указаны в табл. 4-6.
Таблица 4.Параметры диагностики результатов деятельности учеников
Параметры диагностики | Вид продукции | Формы и способы анализа |
Творческий образовательный потенциал | Творческие достижения на уроках, творческие работы | Контентанализ содержания творческих работ, рецензирование и оценка |
Базовые образовательные стандарты | Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены | Поэлементный анализ, оценочная система |
Личностные качества учащихся | Рефлексивные записи и самооценки учеников, образовательные характеристики и таблицы учителей | Диагностика и оценивание учителями уровня развития личностных качеств. Статистические методы обработки результатов |
Индивидуальная образовательная траектория | Индивидуальные образовательные программы и рефлексивные записи учеников, образовательные характеристики учителей | Анализ соответствия программ и результатов. Степень отличия образовательных результатов разных учеников |
Таблица 5. Параметры диагностики результатов деятельности учителей
Параметры диагностики | Вид продукции | Формы и способы анализа |
Творческий педагогический потенциал (креативные качества личности) | Разработанные авторские образовательные программы, анкеты, рефлексивные записи | Поэлементный анализ творческих разработок. Анализ моделируемых занятий и творческих работ |
Педагогическое мировоззрение | Научно-методические работы, выступления на семинарах | Участие в оргдеятельностных семинарах, выступления на конференциях. |
Владение организацией обучения (оргдеятельностные качества личности) Занятия эвристического типа с учениками. | Защита своих разработок на педагогических семинарах | Видеосъемка занятий, рефлексия и обсуждение образовательной деятельности на семинарах |
Инновационная и экспериментальная деятельность | Разработанные дидактические системы, методики и приемы | Анализ и экспертное заключение о разработанных материалах |
Владение системой контроля и оценивания результатов обучения | Качественные характеристики учеников | Поэлементный анализ образовательных характеристик |
Таблица 6.Параметры диагностики результатов деятельности школ
Параметры диагностики | Вид продукции | Формы и способы анализа |
Обоснованность концепции, программ и планов работы школы, их целостность и системность | Образовательная программа школы и другая документация | Экспертная оценка, сравнительный анализ концепций разных школ |
Эффективность административной системы организации образовательного процесса | Система организации эвристического обучения. Расписание организации учебного процесса в течение года, четверти, недели, дня | Анализ творческой продукции учеников, учителей, администраторов. Анализ целостности применения системы обучения |
Система педагогической и родительской подготовки | Документация и система организации деятельности учителей и родителей | Анализ обеспеченности условий для достижения учениками творческих результатов |
Степень соответствия документально выраженных норм реальным образовательным процессам | Документация, ориентированная на творческую самореализацию | Экспертная оценка, сравнительный анализ разных концепций, ученическая и педагогическая рефлексия образовательной деятельности школы |
Диагностика личностных качеств учащихся. Результаты обучения имеют две стороны — внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностную). Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и их внутренние качества. Образование как атрибут личности определяется в первую очередь результатами ее внутреннего развития.
Зачастую для диагностики способностей применяют различные тесты. Но не менее эффективным является ситуативный подход, т. е. диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций. Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание всегда уникальной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса. Такой подход в педагогике называется герменевтическим.