Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2100

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Электронный учебник предоставляет дополнительные возможности удобства и творчества: учитель и ученики могут добавлять в электронный учебник свои материалы.

Основой разработки образовательного сайта является целостная педагогическая концепция учебного заведения. Главные принципы его конструирования: адресность, интерактивность и продуктивность.

Образовательные веб-квесты — страницы по определенной теме на образовательных сайтах, которые соединены гиперссылками со страницами из других сайтов во «Всемирной паутине».

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Предложите классификацию электронных средств обучения по личностно-ориентированному основанию, например, с точки зрения личностных качеств ученика или видов его деятельности.

2. Назовите принципы, руководствуясь которыми необходимо составлять обязательные «Перечни» средств обучения федерального уровня, национально-регионального, школьного и ученического уровней?

3. Приведите пример влияния средств обучения на изменение целей и содержания образования.

4. Возможна ли замена «бумажных» учебников на электронные? Какие параметры образования могут быть изменены в этом случае?

5. Чем образовательный сайт отличается (должен отличаться) от любого другого сайта в сети Интернет?

Дидактический практикум Тема 19. Средства обучения

1. Разработайте план урока с использованием технических средств обучения. Для этого опирайтесь на следующие рекомендации:

а) определите и проанализируйте цели урока, его содержание и логику изучения материала;

б) выделите главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, гипотезы, законы), выделите те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения с помощью ТСО;

в) установите, на каком этапе и для какой цели необходимо использование •технических средств обучения и каких именно;

г) отберите оптимальные для данного урока средства обучения, установите их соответствие целям и особенностям урока;

д) определите методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулируйте задания для учеников.

2. Изготовьте веб-квест по выбранной вами теме учебного курса. Для этого составьте его предварительный план. С помощью поисковых систем сети Интернет (www.yandex.ru, www.aport.ru и др.) подберите материалы, соответствующие вашей теме. Приведите описание учебного материала для учеников по вашей теме с указанием ссылок на ресурсы в сети Интернет. Организуйте с помощью веб-квеста освоение учениками данной темы.


ЛИТЕРАТУРА

Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.А.Онищу-ка. Киев, 1987.

Дрига И.И., Pax Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1985.

Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань, 1999.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.

Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М., 2000.

Шаповаленко С.Г. Школьное оборудование и кабинетная система // Вопросы школоведения. М., 1982. С. 183-222

Шариков А.В. Медиа-образование: мировой и отечественный опыт. М., 1990.

Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании / Тезисы докладов семинара. М., 2000.


§ 2. ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Формы и виды контроля. Диагностика обучения — обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы — психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.

Диагностика (от греч. diagnosis — распознавание) — процесс распознавания; учение о принципах и методах постановки диагноза.

Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученное™ ученика, объема его учебного труда, внутренних приращений.

Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой — условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов.

Функции оценки:

- мотивационная; оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;

- диагностическая; оценка указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;

- воспитательная; оценка формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;

- информационная; оценка свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

Оценке подлежит, в первую очередь, уровень достижения учеником образовательных стандартов. По каждому учебному курсу существуют требования к уровню подготовки выпускников основной школы, которые представляют собой краткую .характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описаны, как правило, в содержательно-деятельностной форме, т. е. характеризуют виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса. Например: «Вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего» (иностранный язык, 10-й класс) или «Использовать знание зарубежной литературы для сопоставления героев русской и зарубежной литератур» (литература, 10-й класс).


Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Оценка — часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка — результат этого процесса. Оценка выражается качественно, например, вербально («У тебя получилось найти второй способ решения задачи», «Ты — молодец!»), символически (переходной флаг, желтый кружок), эмоционально (улыбкой, одобрением, порицанием). Отметка же, как правило, выражается количественно (в пяти- или десятибалльной шкале; местом в рейтинге, процентами и т. п.).

Традиционной является четырехбалльная система отметок:

«5» — владеет в полной мере (отлично);

«4» — владеет достаточно (хорошо);

«3» — владеет недостаточно (удовлетворительно);

«2» — не владеет (неудовлетворительно).

Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, вводя к баллам дополнительные знаки «+» и «—». В ряде школ, лицеев и гимназий применяются десяти-, двадцати-, стобалльные шкалы. Школы личностной ориентации вводят расширенные системы качественно-количественного оценивания: диагностические карты ученика, дневники личных достижений, письменные характеристики.

Роль оценки и отметки в обучении исследуется педагогами и психологами давно. Негативное влияние отметок (списывание, подсказка, зубрежка, шпаргалки и т.п.) приводит многих ученых к выводу о необходимости ликвидации отметок и развитии способов оценки (Ш.А. Амонашвили). В то же время безотметочное обучение уменьшает соревновательность, конкуренцию, ответственность. В некоторых западных странах плата за обучение существенно снижается, если учащийся желает обучаться без контроля и отметок.

Дискуссия. Как ликвидировать имеющуюся у школьников зависимость от отметок и перевести их внимание на содержание своих образовательных результатов?

В обучении применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.


Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученности учащегося важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученности с начальным, т. е. степень личностного приращения.

Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы такого контроля: опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др.

Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний учеников.

Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель — диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача периодического контроля — обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с нею деятельности.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Не должно быть так, чтобы цели заявлялись одни, а итоговому контролю подлежали совсем другие параметры или только часть из них. Например, если в начале учебного года учитель поставил целью творческую самореализацию учеников на основе выполнения ими исследований по заданным темам, то именно эта цель и должна быть продиагностирована и оценена для каждого ученика и класса в целом.