ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2095
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно герменевтике, основная задача образования — понимающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов образования, а также в собственный субъективный мир. Диагностика образовательных результатов, в том числе и определение уровня развития способностей ученика, происходит путем субъективного «вчувствования» учителя в образовывающуюся сущность ученика. Данный подход не отрицает структурной заданности диагностических процедур и математической характеристики их результатов.
Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, т. е. «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Так, осознанное выполнение учителем 50 «замеров» деятельности одного ученика позволяет ему обнаружить более глубокие образовательные процессы, нежели один замер у 50 учеников.
Применение герменевтических методов диагностики требует специальной подготовки учителей, организации их рефлексии, педагогических консилиумов по обсуждению индивидуальных образовательных движений учеников. Рассмотрим структуру подобной диагностики и оценки результатов обучения.
Задачами диагностики уровня развития способностей учащихся выступают:
1) обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования;
2) выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся;
3) соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами.
Дискуссия. К чему должна приближаться диагностика и оценка образовательных результатов учащихся: а) к объективности; б) к субъективности?
Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы данного анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции ученика:
— область творчества;
— степень творчества;
— уровень самостоятельности;
- степень отличия от работ других учеников (оригинальность);
- степень отличия от своих предыдущих работ.
Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, балльной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. Трех-, пяти-, десятибалльные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.
Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
- по количеству творческих элементов;
- по степени оригинальности элемента;
- по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников;
- по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения;
- по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания образовательного продукта;
- по практической пользе и использованию полученного продукта.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки, например: креативные качества, когнитивные, оргдеятельностные.
Можно вести речь об отдельных способностях, уровень развития которых определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. Чтобы обеспечивать и диагностировать уровень развития отдельных качеств ученика, необходимо обозначить их диапазон. Проиллюстрируем диапазон уровня развития личностных качеств ученика с помощью табл. 7. Таблица 7
Диапазон уровня развития личностных качеств ученика
Личностное качество | Начальный уровень развития | Итоговый уровень развития |
Целеполагание | Выбор цели своего занятия на уроке из предложенного учителем набора | Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности |
Рефлексия | Умение вычленять этапы собственной деятельности с указанием успехов, трудностей и примененных способов деятельности | Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-коллективном образовательном процессе |
Генерация идей | Умение сформулировать проблему и предложить способ ее решения | Овладение комплексом приемов и методов генерации идей в групповой и индивидуальной деятельности |
Символотворчество | Умение придумать знак (символ) для обозначения реального объекта — явления, свойства, предмета | Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта |
Прогнозирование | Умение угадывать результат выполнения учебного опыта | Конструирование динамической модели развития культурного, научного или природного явления |
Диапазон уровня развития личностных качеств ученика предполагает его детальную проработку и обозначенность промежуточных уровневых элементов. В этом случае педагог будет иметь ориентировочные предпосылки для разработки коллективных и индивидуальных образовательных программ учеников.
Между личностными качествами ученика, видами образовательной деятельности и образовательными продуктами существует соответствие. Например, для исследовательского типа образовательной продукции данное соответствие выглядит следующим образом:
Личностное качество | умение предложить версию решения проблемы |
Виды деятельности | выдвижение и обсуждение версий решения проблемы |
Образовательный продукт | версии, записанные в текстовой форме по типу: «если..., то ...» |
Подобная система соответствий является ориентиром для конструирования образовательных программ, поскольку дает структурные основания формулирования личностно-ориентированных образовательных целей, отбора форм и методов обучения, обеспечивающих необходимые виды деятельности учеников; помогает определить предмет контроля образовательных результатов.
Для оценки итогового уровня развития личностных качеств каждого ученика используются: а) текстовые образовательные характеристики ученика; б) результаты его образовательных достижений; в) рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика; г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов, сопровождающих эвристическое обучение.
Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трем уровням:
«высокий», когда положительные изменения личностного качества ученика в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
«средний» — изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему;
«низкий» — изменения не замечены.
В целях усиления дифференциации получаемых результатов может применяться пятиуровневая шкала, в которую добавляются такие уровни, как «выше среднего» и «ниже среднего».
Данные, получаемые разными учителями относительно одних и тех же учеников, обрабатываются и переходят в статистически значимые данные, позволяющие судить об эффективности образовательного процесса как в целом, так и по каждому ученику отдельно.
В табл. 8 приведен пример таблицы для обобщения результатов развития личностных качеств учащихся в начале и конце учебного года. Таблица
Уровень развития личностных качеств учащихся
№ | Типы личностных качеств | Уровень развития личностных качеств учеников, % от общего числа | |||||
высокий | средний | низкий | |||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Целеполагание Целеустремленность Инициативность Умение задавать вопросы Символотворчество Смысловое видение Разнонаучное видение Нормотворчество Рефлексия Самооценка | | | | | | |
Диагностика и оценка творческой деятельности. Не всегда предъявляемый учеником результат является продуктом его творчества: одна и та же работа может быть творческой для одного ученика и нетворческой (репродуктивной) для другого. Признание субъективности и относительности творчества ученика — руководящий принцип в планировании, диагностике и оценке его образовательных достижений.
Воплощение данного принципа предусматривает рефлексивный анализ учащимися своей деятельности, когда им предлагается, например, ответить на вопросы типа: почему я выбрал эту тему работы; что я понял и чему научился, как я ее выполнял; что явилось для меня новым; какие у меня возникали трудности, какая их преодолевал. Ответы ученика на подобные вопросы дает представление о степени его творческого участия. Одно лишь внешнее выражение результатов деятельности может не отражать адекватных внутренних изменений ученика.
Другим важным фактором «творческости» ученического образовательного продукта является его отличие от первично заданного учителем или имеющимся у ученика. Отличие продукта от стандарта может иметь как творческое, так и нетворческое проявление. Отличие творческого изменения стандартного образца от некачественного его исполнения изображено на примере написания учениками буквы «А»:
Начальный Качественная Некачественная Творческая
результат репродукция репродукция продукция
(образец) (изменений нет) (изменения нетворческие)(изменения творческие)
Объем личной творческой продукции в каждой работе ученика различен, что характеризуется понятием «степень творчества». Установление степени творчества — задача, стоящая перед учителем, который после проведенной диагностики знает начальный уровень знаний, представлений, информации, которыми владеет ученик, и обнаруживает субъективную новизну созданного образовательного продукта ученика. При соответствующем развитии рефлексивных качеств ученик может определить степень собственного творчества по обнаруженной и осознанной разнице нового и известного ему ранее результата. Для оценки степени творчества ученической работы можно использовать следующую формулу: Р = PSN + PON + + PR, где Р — образовательный продукт; PSN — субъективно новая часть образовательного продукта; PON — объективно новая часть образовательного продукта; PR — репродуктивная часть образовательного продукта.
На практике ученики не всегда проявляют творчество в том предмете, который они обозначают. Например, первоклассник придумал задачу-сказку и представил ее как математический продукт. Творческим элементом в его продукте является сказочный сюжет, сама же математическая конструкция задачи, алгоритм задания им условия, ученику были известны заранее. В этом случае творчество ученика относится к области словесного сочинительства на предмете математики, но не к самой математике.
Не всегда можно явно отнести детский образовательный продукт к какому-либо учебному предмету. Например, выполненный учеником графический образ буквы не может быть однозначно отнесен ни к русскому языку, ни к рисованию, поскольку творчество ребенка выражается здесь в увиденном и обозначенном им метапредметном символе.
Область творчества, таким образом, не всегда совпадает с областью учебной деятельности ученика и конкретной учебной дисциплиной.
Новизна образовательного продукта ученика определяется как по отношению к его начальному уровню и возможностям, так и по отношению к другим учащимся, учителю, достижениям специалистов в данной области деятельности. Степень творчества образовательной продукции ученика отличается, если она состоит в постановке проблемы, известной учителю или неизвестной ему; в известном решении известной проблемы; в неизвестном решении известной проблемы; в неизвестном решении неизвестной проблемы. Аналогично, продукт ученика может быть: а) создан в заданном учителем направлении и с заранее известным результатом; б) создан в заданном направлении, с неизвестным ученику и учителю результатом; в) новым по отношению к специалистам в данной области.