ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2092
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В конце учебного года ученику выдается свидетельство, в котором фиксируются основные параметры его образовательных результатов. Важно, чтобы подобные свидетельства не офаничивались фиксацией уровня усвоения учеником образовательных стандартов, но включали достижения ученика в углублении и опережении программных фебований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения. Ниже приведен пример такого свидетельства.
Министерство образования и науки РФ
Школа_______________________город_______________________
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Выдано____________________________________(Ф.И.) —ученику(це)_______
класса_________________ в том, что он (она) за______учебный год достиг(ла)
следующих образовательных результатов:
-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
№ | Учебный курс | Отметка |
| Русский язык | |
| Литература | |
| Алгебра | |
| Геометрия | |
| Английский язык | |
| История | |
| Естествознание | |
| Физика | |
| География | |
| Биология | |
| Музыка | |
| Живопись | |
| Физкультура | |
| Информатика | |
| Технология | |
-
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
№ | Учебный курс | Результат |
| Английский язык | |
| Французский язык | |
| Информатика | |
| Фортепиано | |
| Бассейн (плавание) | |
-
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
№ | Тип качества | Уровень развития |
Когнитивные (познавательные) качества | ||
| интеллектуальные способности | |
| гуманитарные способности | |
| смысловое видение | |
| Разнонаучное видение | |
| умение задавать вопросы | |
| навыки самоопределения | |
| прогнозирование | |
Креативные (творческие) качества | ||
| самобытность | |
| воображение, фантазия | |
| вдохновленность | |
| генерация идей | |
| символотворчество | |
| инициативность | |
| склонность к риску | |
Оргдеятельностные качества | ||
| целеполагание | |
| целеустремленность | |
| планирование | |
| нормотворчество | |
| работоспособность | |
| рефлексия | |
| самооценка | |
-
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Дата защиты | Название творческой работы | Руководитель | Результат |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
-
ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ | Раздел программы | Результат |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Итоги учебного года:________________
(решение педсовета от_____________)
Директор школы:
РЕЗЮМЕ
Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.
В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка — результат этого процесса.
Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах, единицах и инструментах измерения.
В обучении применяются различные виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый. Содержание контроля определяется на основе выбранной модели образования. Например, в когнитивно-ориентированном подходе контролю будут подлежать иные образовательные элементы, чем в личностно-ориентированной системе обучения.
От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение образовательного процесса. Ориентирами для контроля выступают предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы деятельности, развитые способности.
Субъектами образовательной деятельности и диагностики выступают не только ученики, но и учителя, а также образовательные учреждения. Деятельность субъектов каждой из групп проверяется на основе анализа их образовательной продукции.
Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Признание субъективности творчества ученика — руководящий принцип в планировании, диагностике и оценке его образовательных достижений.
Личностный подход к образованию восстанавливает в правах субъективизм в оценке образовательных достижений ученика, повышает роль учителя в диагностике и оценке образовательных приращений ученика. Одно из средств диагностики личностно-ориентированного обучения — образовательная характеристика результатов обучения ученика. Итоговые документы также не только фиксируют усвоение учеником образовательных стандартов, но включают достижения ученика в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде дидактических систем происходит отказ от нее?
2. В чем состоит дидактическая роль понятий «относительность творчества», «степень творчества», «область творчества»?
3. Какими способами можно осуществлять контроль и оценку уровня развития личностных качеств учащихся?
4. В чем отличие диагностики достижения учениками образовательных стандартов от диагностики их творческой образовательной деятельности?
5. Какие дидактические задачи решают контроль, взаимоконтроль и самоконтроль обучения?
Дидактический практикум
Тема 20. Контроль обучения
1. Выберите любую пару из указанных ниже дидактических систем и сравните применяемые в них подходы к диагностике и оценке обучения:
а) школа свободного развития и система «погружения»;
б) школа самоопределения и Методологический колледж;
в) школа диалога культур и Русская школа. Результаты сравнения изложите в форме таблицы:
Параметры диагностики и оценки | Дидактическая система 1 | Дидактическая система 2 |
Главные цели обучения | | |
Объект контроля | | |
Эталон для оценивания | | |
Способ оценки | | |
Методы контроля | | |
Форма оценки | | |
Обучающая роль контроля | | |
2. Предложите способы оценки образовательных результатов разных учеников и выполните примерную оценку каждого из них в письменной форме:
а) один ученик придумал задачу на несколько действий после того, как учитель решил на доске задачу на одно действие;
б) другой — предложил свою последовательность действий в решении задачи после того, как учитель решил ее на доске;
в) третий — придумал задачу, обратную задаче учителя;
г) четвертый — придумал задачу, построенную на ином математическом принципе — с избыточным или недостаточным количеством данных.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.; Воронеж, 1998.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994.
483Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.
Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. Минск, 1987.
Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1982.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методологический анализ / Под ред. А.А. Кузнецова. М., 1987.
Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. М., 2000.
Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
ШишовС.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998.
Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. СПб, 1997.