Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2092

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В конце учебного года ученику выдается свидетельство, в котором фиксируются основные параметры его образовательных результатов. Важно, чтобы подобные свидетельства не офаничивались фиксацией уровня усвоения учеником образовательных стандартов, но включали достижения ученика в углублении и опережении программных фебований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения. Ниже приведен пример такого свидетельства.

Министерство образования и науки РФ

Школа_______________________город_______________________

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Выдано____________________________________(Ф.И.) —ученику(це)_______

класса_________________ в том, что он (она) за______учебный год достиг(ла)

следующих образовательных результатов:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ



Учебный курс

Отметка




Русский язык







Литература







Алгебра







Геометрия







Английский язык







История







Естествознание







Физика







География







Биология







Музыка







Живопись







Физкультура







Информатика







Технология






  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ



Учебный курс

Результат




Английский язык







Французский язык







Информатика







Фортепиано







Бассейн (плавание)







  1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ



Тип качества

Уровень развития

Когнитивные (познавательные) качества




интеллектуальные способности







гуманитарные способности







смысловое видение







Разнонаучное видение







умение задавать вопросы







навыки самоопределения







прогнозирование




Креативные (творческие) качества




самобытность







воображение, фантазия







вдохновленность







генерация идей







символотворчество







инициативность







склонность к риску




Оргдеятельностные качества




целеполагание







целеустремленность







планирование







нормотворчество







работоспособность







рефлексия







самооценка






  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Дата защиты

Название творческой работы

Руководитель

Результат
























































































  1. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



Раздел программы

Результат

























































Итоги учебного года:________________

(решение педсовета от_____________)

Директор школы:

РЕЗЮМЕ

Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка — результат этого процесса.

Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах, единицах и инструментах измерения.

В обучении применяются различные виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый. Содержание контроля определяется на основе выбранной модели образования. Например, в когнитивно-ориентированном подходе контролю будут подлежать иные образовательные элементы, чем в личностно-ориентированной системе обучения.

От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение образовательного процесса. Ориентирами для контроля выступают предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы деятельности, развитые способности.

Субъектами образовательной деятельности и диагностики выступают не только ученики, но и учителя, а также образовательные учреждения. Деятельность субъектов каждой из групп проверяется на основе анализа их образовательной продукции.

Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Признание субъективности творчества ученика — руководящий принцип в планировании, диагностике и оценке его образовательных достижений.


Личностный подход к образованию восстанавливает в правах субъективизм в оценке образовательных достижений ученика, повышает роль учителя в диагностике и оценке образовательных приращений ученика. Одно из средств диагностики личностно-ориентированного обучения — образовательная характеристика результатов обучения ученика. Итоговые документы также не только фиксируют усвоение учеником образовательных стандартов, но включают достижения ученика в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде дидактических систем происходит отказ от нее?

2. В чем состоит дидактическая роль понятий «относительность творчества», «степень творчества», «область творчества»?

3. Какими способами можно осуществлять контроль и оценку уровня развития личностных качеств учащихся?

4. В чем отличие диагностики достижения учениками образовательных стандартов от диагностики их творческой образовательной деятельности?

5. Какие дидактические задачи решают контроль, взаимоконтроль и самоконтроль обучения?

Дидактический практикум

Тема 20. Контроль обучения

1. Выберите любую пару из указанных ниже дидактических систем и сравните применяемые в них подходы к диагностике и оценке обучения:

а) школа свободного развития и система «погружения»;

б) школа самоопределения и Методологический колледж;

в) школа диалога культур и Русская школа. Результаты сравнения изложите в форме таблицы:

Параметры диагностики и оценки

Дидактическая система 1

Дидактическая система 2

Главные цели обучения







Объект контроля







Эталон для оценивания







Способ оценки







Методы контроля







Форма оценки







Обучающая роль контроля









2. Предложите способы оценки образовательных результатов разных учеников и выполните примерную оценку каждого из них в письменной форме:


а) один ученик придумал задачу на несколько действий после того, как учитель решил на доске задачу на одно действие;

б) другой — предложил свою последовательность действий в решении задачи после того, как учитель решил ее на доске;

в) третий — придумал задачу, обратную задаче учителя;

г) четвертый — придумал задачу, построенную на ином математическом принципе — с избыточным или недостаточным количеством данных.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.; Воронеж, 1998.

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994.

483Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.

Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. Минск, 1987.

Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1982.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методологический анализ / Под ред. А.А. Кузнецова. М., 1987.

Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. М., 2000.

Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.

ШишовС.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998.

Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. СПб, 1997.