Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2088

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итоговая рефлексия (глава 5)

1. Восстановите этапы своего изучения данной главы в форме обнаруженных вами ключевых проблем и противоречий. Изложите ход ваших мыслей и действий по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму.

2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Средства обучения и контроля»? Результаты рефлексии оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):

3. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Средства обучения и контроля» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.

Дидактические проблемы по теме «Средства обучения и контроля»

Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т.д.)

Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты

1 Классификации средств обучения







2. Дидактические функции средств обучения







3. Кабинетная система







4. Урок с использованием средств обучения







5. Средства медиаобразования







6. CD-ROM







7. Электронный учебник







8. Образовательный сайт







9. Образовательные веб-квесты







10. Образовательная диагностика







11, Формы и виды контроля







12. Оценка и отметка








13. Контроль в разных моделях образования







14. Герменевтика. Субъективность контроля







15. Образовательные характеристики








ГЛАВА 6

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

В связи с интенсивным развитием информационных технологий возникают основания для пересмотра подходов к образованию детей, которые будут жить в системе знаний и деятельностей, отличающихся от сегодняшних. Развитие локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийные средств обучения, стремительная бытовая компьютеризация могут существенно изменить формы, содержание, а быть может, и смысл школьного образования.

Эти изменения относятся прежде всего к обучению с использованием ресурсов и технологий сети Интернет.

§ 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Возможности дистанционного обучения. Все больше школ сегодня активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах, курсах, олимпиадах. К 2008 г. запланировано подключение к Интернету всех отечественных школ.

Интернет — всемирная компьютерная «сеть сетей», соединенных между собой. Интернет предоставляет услуги передачи файлов, удаленного доступа к электронным ресурсам, электронной почты и др.

Развитие системы дистанционного (дистантного) обучения обусловлено целым рядом его преимуществ и возможностей. Это прежде всего более гибкие условия образования для детей, которые не смогли или не могут осуществить его обычным путем из-за удаленности от квалифицированных учебных заведений; физических недостатков, индивидуальных особенностей и потребностей.

Дистантное обучение способно удовлетворить дополнительные образовательные потребности учеников. Талантливый ученик сельской школы может, например, одновременно учиться дистантно у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке страны и мира, не покидая своего места жительства. С помощью электронных сетей ученик из любого города, поселка или деревни имеет доступ к мировым культурным и научным сокровищам, может учиться в престижных университетах мира.

Предполагается, что по мере развития информационных технологий человек будет отводить до 40% своего общего учебного времени на дистанционные формы образования, сочетая их с очными занятиями (40%) и самообразованием (20%).

Дистанционное обучение имеет следующие преимущества перед очным:



— оперативные (преодоление барьеров в пространстве и времени, получение актуальной «свежей» информации, быстрая обратная связь);

— информационные (возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных серверах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, списках рассылки, и других средствах сети Интернет);

— коммуникационные (увеличивается число потенциальных участников обучения — школьников, педагогов, специалистов, которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помощью электронных сетей; снимаются территориальные ограничения для проведения Интернет-уроков, проектов, олимпиад);

— педагогические (в силу специфики дистанционных телекоммуникаций обучение становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспертиза и оценка);

— психологические (создание более комфортных, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей устного общения);

— экономические (общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40% из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помещений, сокращения «бумажного» делопроизводства и тиражирования пособий);

— эргономические (дистантные ученики и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий наиболее подходящую технику и компьютерное оборудование).

Дистанционное обучение позволяет учебным заведениям увеличить количество учащихся. Если у школы не слишком много учеников, но есть высококвалифицированные педагоги, и у них остается свободное время, они могут обучать тех, кто физически не посещает учебное заведение по тем или иным причинам. В условиях существенного сокращения в будущем числа школьников для талантливых учителей это еще и дополнительный доход (по прогнозам специалистов, из-за демографического спада к 2010 г. в России будет только 13 млн учеников (в 1999 г. их было 21 млн).


Интернет-технологии — информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети или с помощью сети Интернет.

Школа может приглашать для работы педагогов из других регионов. Например, школа в Перми может доверить обучение детей французскому языку учителю, который живет во Франции, а французских детей русскому языку мог бы обучать учитель из России.

Всем учителям необходимы курсы повышения квалификации. Но на их посещение обычно тратится очень много времени и средств. С помощью Интернета можно повышать квалификацию регулярно без отрыва от основной работы, используя для этого преимущества дистанционных телекоммуникаций.

Понятие «дистанционное обучение». Данное понятие — одно из развивающихся понятий современной дидактики. Термин «дистанционное обучение» иногда употребляется для обозначения форм обучения, которые существовали задолго до появления компьютеров. Заочное, корреспондентское, домашнее обучение, экстернат — эти типы обучения претендуют на название «дистанционное», поскольку обозначают обучение на расстоянии, дистанции.

Среди толкований смысла дистанционного обучения следует выделить два существенно различающихся с дидактической точки зрения подхода.

Электронная почта (e-mail) - служба в сети Интернет, позволяющая обмениваться документами в электронном виде. Адресаты имеют почтовые ящики с адресом типа info@eidos.ru, на которые приходят сообщения.

Первый, достаточно распространенный сегодня подход понимает под дистанционным обучением обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников) с помощью электронных сетей или иных средств телекоммуникаций. Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной работы высылаются затем обратно педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащихся и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.

Второй подход принципиально отличается от предыдущего. Доминантой дистанционного обучения выступает личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога «виртуальные доски» с графикой и т.п.), а также асинхронно (телеконференции на основе электронной почты). Параллельно с созданием учениками образовательных продуктов происходят их внутренние образовательные приращения. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования — основные черты дистанционного обучения данного типа.


Отличительные признаки дистанционного обучения:

а) физическое разделение преподавателя и некоторых или всех учащихся, по крайней мере, на большую часть учебного процесса;

б) использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов, как удаленных, так и находящихся в непосредственном окружении учащихся;

в) обеспечение телекоммуникаций между педагогами и учащимися, а также между самими учениками;

г) продуктивный характер образовательного процесса, т. е. получение в качестве результата образовательной продукции, отличающейся от той, которая используется в качестве электронной образовательной среды.

4am (chat в пер. с англ. «болтовня») — переписка двух и более пользователей Интернета в режиме реального времени, т. е. одновременно на одном и том же «текстовом полотне», расположенном на веб-сервере.

Итак, дистанционное обучение нельзя сводить только лишь к усовершенствованию заочного обучения, когда обычная почта заменяется на электронную, либо к простому переносу информационных технологий в сферу образования.

Дистанционное обучение — это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями). Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.

Понятие «дистанционное обучение» повлекло за собой необходимость включения в современную педагогику и дидактику таких понятий, как «дистанционное образование», «Интернет-образование», «виртуальное обучение». Изменение традиционной модели взаимодействия «учитель-учащийся» привело к тому, что появились очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нуждающимися в соответствующих условиях реализации — «дистанционный учитель»1, «дистанционный ученик», «локальный координатор», «модератор» и др. Появилась необходимость введения особого типа дидактики — дистанционной, со специфическим понятийным аппаратом.

Блок самоопределения

Тема. Понятие «Дистанционное обучение»

Проведите анализ двух подходов к смыслу дистанционного обучения и предложите свой вариант в третьем столбце.