Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2086

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информационный

Продуктивный

Моя позиция

Смысл дистанционного обучения — обмен качественной информацией с помощью информационных технологий

Смысл дистанционного обучения — создание собственной продукции с помощью информационных технологий





Знания — транслируемая информация

Знания — результат продуктивной деятельности




Ученик — получатель информации

Ученик — созидатель новой информации




Нет необходимости в учителе

Учитель — партнер, организатор среды и процесса




Учебники и методики очного обучения переносятся в дистанционное обучение

Разрабатываются новые методики и учебники, интегрированные с информационными технологиями




Использование западного опыта работы с информационными технологиями

Разработка дистанционной педагогики, опирающейся на отечественную философию




Интернет-образование. Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернет, может быть:

1) полностью дистантным с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи;

2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом;

3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие Интернет-ресурсы.

Третий вариант обучения в большей мере относится к Интернет-образованию.

Понятие «Интернет-образование» появилось для обозначения специфики образования, осуществляемого с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет. По отношению к понятию «дистанционное образование» оно является видовым отличием, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения — использование сети Интернет (например, дистанционно можно обучаться не только через Интернет, но и с помощью локальных сетей, видеосвязи и т.п.)


Интернет-образование может происходить без удаленности учителя и учеников друг от друга, обеспечивая лишь их доступ в сеть Интернет, например, из компьютеризированного класса, т. е. Интернет используется в данном случае в качестве средства обучения. Данный фактор делает доступным реализацию Интернет-образования как части очного общеобразовательного процесса. Методика организации таких занятий более проста по сравнению с дистанционным обучением, когда учитель и ученики удалены друг от друга, и требуются особые формы и методы их коммуникации.

WWW— сокращение от World Wide Web — «Всемирная паутина» или просто Web — паутина, одно из самых популярных приложений сети Интернет. Построена по принципу множества страниц, связанных между собой перекрестными ссылками (гиперссылками).

Использование Интернет-технологий и ресурсов в школьном образовании имеет ряд полезных возможностей: использование на уроках удаленных ресурсов, проведение «виртуальных путешествий», Интернет-практикумов, экскурсий. Интернет-образование предоставляет гибкие условия для образования детей одаренных, «трудных», особенно, если используются различные формы дистанционной работы с ними.

Виртуальное образование. Понятие виртуальности применяется в психологии, физике, биотехнологии, искусствоведении, эргономике, индустрии развлечений и др. В психологии используются термины «виртуальный образ», «виртуальный объект». Например, виртуальным объектом считается объединение человека и машины. Функции этого виртуального объекта не сводятся ни к функциям человека, ни к функциям машины, а сам такой виртуальный объект возможен только при взаимодействии реальных объектов — человека и машины.

Виртуальный (от лат. virtualis) - возможный; такой, который может или должен появиться при определенных условиях.

В компьютерной технике применяется так называемая виртуальная память — кажущаяся память ЭВМ, которой не соответствует ни один физический носитель памяти. Виртуальная память существует только в результате функциональных отношений между элементами компьютера. С помощью программных средств, обеспечивающих создание виртуальной памяти, можно пользоваться гораздо большим объемом информации, чем тот, который позволяют вместить реальные физические носители. Кроме того, практически все современные компьютеры оснащаются специальной виртуальной машиной.



Наибольшую популярность сегодня приобрел термин «виртуальная реальность» по отношению к компьютерному моделированию. В данном случае человек взаимодействует с искусственной трехмерной визуальной или другой сенсорной средой, производя в ней виртуальные действия. Для этого он использует диалоговые устройства — виртуальный шлем, перчатки или целый костюм. С их помощью человек погружается в генерируемую машиной среду, в которой он может совершать определенные действия: переходить в другие комнаты, управлять объектами, которые он видит в виртуальной среде, испытывать различные ощущения от изменяющихся точек визуализации или вызываемых им виртуальных событий.

В учебных целях виртуальные технологии начали применяться еще в 1960-х годах, когда с помощью специальных тренажеров пилоты осваивали способы управления самолетом. С 80-х годов в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового управления машинно-генерируемыми образами, прежде всего, для решения задач подготовки военного персонала. Сегодня речь идет о создании виртуальной педагогики и психологии, определяющих специфику образовательной деятельности учеников и педагогов с помощью мультимедийные, телекоммуникационных и других электронных средств обучения и технологий.

Психологами определены следующие свойства виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность1. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Поэтому ее называют искусственной, сотворенной, порожденной. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», пока активна порождающая ее реальность. В ней свое время, пространство и законы существования. Для человека, в ней находящегося, нет внеположного прошлого и будущего. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей ее.

Для виртуального образовательного процесса присущи следующие признаки:

а) предварительная неопределенность данного процесса для субъектов взаимодействия;

б) уникальность для каждого рода взаимодействия субъектов, в том числе и с реальными образовательными объектами;

в) существование только на протяжении самого взаимодействия.

Таким образом, причиной виртуальных образовательных процессов следует считать взаимодействие реальных объектов. В случае, если один или несколько взаимодействующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (например, в роли ученика, учителя), то это взаимодействие становится источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до данного взаимодействия. Изменения и приращения внутренних качеств реальных субъектов, возникающие в результате их виртуального состояния, характеризуют процесс и результат происходящего образования как образовывания самих субъектов.



Дискуссия. В какой мере удаленный в пространстве преподаватель, общающийся с учениками через сеть, может заменить непосредственное живое общение и взаимодействие ученика и учителя?

Под виртуальным образованием понимается процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты.

Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей и учеников невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создается только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не техническими средствами или различными пособиями, в том числе и учебниками. Заметим, что традиционное понимание образования как передачи ученику некоторого объема учебного материала обходится без учета взаимодействия конкретных личностей и устанавливается достаточно объектно в виде заданных для реализации учебных стандартов, планов, программ и т.п.

Педагогику, соответствующую виртуальному образованию, в значительной степени следует считать ситуативной, поскольку особенности ее применения определяются всякий раз конкретными условиями обучения и той образовательной ситуацией, которая существует только в данном пространстве, в данное время, между данными субъектами и объектами образования.

Виртуальное образование тесно связано с дистанционным обучением, но не сводится только к нему. Оно может происходить (и происходит) в обычном очном взаимодействии учителей, учеников и изучаемых объектов. Дистанционные учебные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удаленных друг от друга учеников, педагогов, специалистов, а также информационных массивов. Основная цель виртуального образования, как и образования человека вообще, — это выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире, включая его виртуальную составляющую.

Принципы дистанционного обучения. Опыт использования Интернет-ресурсов в обучении выявил проблему информационного перенасыщения и дезориентации школьника, который не подготовлен к продуктивной деятельности. Ученик, входящий в океан Интернет-информации, должен уметь не только усваивать, но и создавать собственную образовательную продукцию. Креативная позиция ученика, предупреждающая «впитывание» им экологически неотфильтрованной информации, — необходимое условие личностно-ориентированного дистанционного образования. С целью 494