Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2083

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


реализации данной направленности в дистанционном обучении определены следующие педагогические принципы.

1. Продуктивная ориентация обучения. Главная цель Интернет-занятий — создание учащимися собственных творческих продуктов в изучаемых с помощью сети образовательных областях, использование ими информационных и веб-технологий для демонстрации и обсуждения достигнутых результатов.

Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат, то этот предвосхищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса.

В качестве образовательной продукции для дистантных учеников могут выступать их способы решения учебных проблем, сконструированные графические образы, обнаруженная в сети Интернет и систематизированная определенным образом информация, телекоммуникативные дискуссии или Дистантное сотрудничество по общей теме со сверстниками из других школ и городов, результаты участия в совместных дистанционных образовательных проектах, виртуальных экскурсиях, естественно-научных, экономических, социологических и иных исследованиях, выполняемых как с помощью сетей, так и в традиционной форме.

Возможность демонстрации учениками продуктов своей образовательной деятельности увеличивает число потенциальных веб-зрителей, что создает широкие возможности для обсуждения, развития и экспертной оценки творческих достижений дистантных учащихся. Видя свою работу опубликованной в сети, ученик заявляет собственную позицию в данной образовательной области, становится автором научного, художественного или иного произведения.

2. Индивидуализация дистанционного обучения. Организация проектов, олимпиад и других форм дистанционного обучения происходит с опорой на индивидуальные особенности, уровень подготовленности и мотивацию субъектов деятельности.

Система контроля внешних образовательных продуктов учащихся позволяет адекватно выполнить диагностику их личностного образовательного приращения. Этот принцип предполагает, что для оценки результатов дистанционного обучения ученик должен выполнить как минимум два образовательных продукта на одну тему, например, в начале и в конце изучения темы. Так, во время многодневного дистанционного проекта «Мой виртуальный дом» (www.eidos.ru/project/virt-hom2/index.htm) ученикам вначале предлагается составить и описать эскиз своего жилища. После нескольких занятий с использованием эвристических методов ученики готовят второй вариант работы. Количественно-качественная диагностика отличий двух внешних результатов позволяет установить степень личностного образовательного приращения каждого участника обучения.


3. Открытость содержания образования и учебного процесса. Взаимодействие с образовательными массивами и удаленными учениками развивает у учащихся универсальные умения дистанционной деятельности, которые не формируются в традиционном обучении, но являются условием жизни в современном обществе.

Традиционной общепринятой схемой обучения является следующая: учитель объясняет новый материал — ученик закрепляет его по учебнику — ученик воспроизводит полученную информацию. В данном случае происходит направленность на зафиксированный образец — учебник, наглядное пособие. Увеличение объемадоступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, мировых культурных и научных сокровищ требует иного, чем в очном обучении, подхода к проблеме конструирования содержания образования. Содержание образования играет роль среды для организации деятельности учащихся.

В открытом образовательном пространстве учащийся выстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Формы подбора и структурирования содержания дистанционного образования позволяют использовать данные, у которых нет единого информационного источника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Например, применение в качестве учебных пособий «веб-квестов» — тематически подобранных гипертекстовых материалов со ссылками на локальные или глобальные ресурсы, позволяет ученикам максимально индивидуализировать образовательную траекторию своего обучения.

4. Приоритет деятелъностного содержания перед информационным. Традиционное содержание образования концентрируется в единообразных источниках — учебниках и пособиях, основное назначение которых — трансляция ученикам отобранного содержания. Возрастание объема образовательных Интернет-ресурсов, возможность быстрого доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняет привычную роль содержания образования. Значительный объем, открытость и доступность информации в сети Интернет не требуют от учащегося ее полного усвоения и репродукции. Акцент в данном случае переносится на деятельность ученика, на технологию, с помощью которой он создает планируемую образовательную продукцию.

Дистанционное обучение позволяет использовать телекоммуникационные методы конструирования знаний, при которых нет единого для всех информационного источника, и направленность обучения относится не к материалу, а к самой деятельности, осуществляемой учениками с помощью методов дистанционного творчества. К таким методам относятся: методы участия в дистанционных конференциях, дистанционный «мозговой штурм», способы создания интерактивных веб-страниц, сетевых творческих работ, методы работы с поисковыми программами, сопоставительный анализ информации в WWW, методы дистантных исследовательских работ, коллективных образовательных проектов.



5. Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий. Цели, содержание, формы и методы обучения должны соответствовать особенностям технических, программных и технологических компьютерных средств (электронная почта, «Всемирная паутина», чат, веб-форумы, видеоконференции, ICQ и др.). Необходима алгоритмизация дистанционной деятельности, ее интеграция с организационно-управленческой образовательной деятельностью. Система организации дистанционного взаимодействия удаленных друг от друга субъектов обучения направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, решение проблем взаимопонимания, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации, адекватную оценку результатов обучения.

Веб-форум — форма взаимодействия (переписки) пользователей «Всемирной паутины». Записи вводятся и сохраняются непосредственно на вебсайте, где расположена соответствующая программа.

Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет специфику, накладывающую ограничения на образовательный процесс. И наоборот, необходимость применения тех или иных образовательных технологий требует поиска адекватных им телекоммуникационных средств и информационных технологий. Например, для индивидуальных занятий интенсивность взаимодействия тьютора и учащегося не так важна, поэтому для обеспечения занятий достаточно возможностей электронной почты. Для дистанционных занятий в группе, где количество и качество образовательных взаимодействий определяет эффективность всего обучения, более приемлемым оказывается режим телеконференций.

6. Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся. Для каждого ученика устанавливаются соотношения между его сетевой и очной учебной деятельностью, поддерживаемой как очными, так и удаленными педагогами. Дистанционное обучение не предполагает 100-процентного пребывания ученика за компьютером. Так, в дистанционном курсе естествознания младшие школьники вначале изучают живых моллюсков у себя в аквариумах, обмениваются результатами наблюдений, и лишь затем отыскивают в сети Интернет и систематизируют информацию о моллюсках.

7. Деятелъностные критерии оценки. Существующая система очного школьного образования приводит к тому, что лидерами посещаемости среди образовательных сайтов являются всевозможные коллекции рефератов и готовых контрольных работ, а не «коллекции образовательных инструментов», где содержались бы наборы способов познания, методов обучения, необходимых для осуществления реального образования. Использование учащимися чужих готовых рефератов определяется несовершенством контрольных требований традиционной системы образования, в которой проверяется отчужденный от учащегося продукт, а не его собственные образовательные изменения.


Проверке должны подлежать не информационные, а деятельностные результаты обучения. Очный зачет или дистантный экзамен для учащихся строится тогда на рефлексивных вопросах и заданиях типа: «Опишите способы достижения полученных вами результатов». Подобная система контроля оценивает не столько материализованный продукт учащегося, например, реферат, который может быть взят из «коллекции рефератов», а личную деятельность ученика, характеризующую его внутренние образовательные приращения.

Дистанционные курсы, проекты и другие формы обучения, разрабатываемые на основе перечисленных выше принципов, направлены на творческую самореализацию дистантных учащихся, на выработку индивидуальных траекторий их обучения в каждой из образовательных областей, на формирование у них пространственного мировоззрения.

Дискуссия. Для всех ли учащихся применимо дистанционное обучение? Все ли учебные курсы можно изучать с помощью Интернет? ковы границы применимости дистанционного обучения?

Типы дистанционного обучения. Анализ особенностей дистанционного обучения и его прогноз на ближайшее будущее позволяют выделить, по крайней мере, пять типов дистанционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционности, индивидуализации и продуктивности:

1-й тип: «Школа — Интернет». Дистанционное обучение решает задачи очного обучения. Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.

Основной учебный процесс происходит в очной школе. Используется доступ в Интернет, его информационные и телекоммуникационные возможности. Коммуникации с удаленными учениками и педагогами носят эпизодический характер. Сеть расширяет возможность доступа к массивам информации. Главную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы из сети. Критерии оценки результатов дистанционного обучения данного типа практически не отличаются от тех, которые используются при очном обучении.

2-й тип: «Школа — Интернет — Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.


Обучение происходит в форме дистанционных образовательных проектов. Организаторами проектов выступают школы или центры дистанционного обучения, вузы, учреждения дополнительного образования.

Данный тип образования—дополнительный к базовому, но иногда проекты позволяют изучить отдельные темы и разделы основных учебных дисциплин, что является скорее исключением, чем правилом.

Коммуникации с удаленными учениками и педагогами носят организованный, но не систематический характер. Более успешно, чем в первом типе обучения, формируются навыки работы учеников и педагогов с открытыми образовательными системами, но в основном за счет перегрузки очного учебного процесса, поскольку его объем и критерии оценки результатов обучения детей очной школой, как правило, не меняются.

Усиливается продуктивность образования, поскольку результатом дистанционного проекта является создание его участниками определенной продукции — текстов, рисунков, исследований, творческих работ.

Для дистанционного обучения данного типа достаточно наличия электронной почты. Другие Интернет-технологии расширяют возможности участников дистанционных проектов, но не меняют сущности данного типа обучения как дополнительного к очному. Центр тяжести обучения сохраняется за очным общеобразовательным процессом, коллективные и групповые формы занятий преобладают над индивидуальными.

3-й тип: «Ученик — Интернет — Учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чата, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации. Продуктивность обучения зависит от педагогической позиции учителя и используемых программ.

Количество и качество дистанционных коммуникаций учеников и удаленных педагогов увеличиваются. Роль очного учителя выполняет местный локальный координатор — родитель или учитель, который берет на себя часть организации учебного процесса, выполняя предписания удаленного педагога.

Дистанционное обучение данного типа становится не только дополнительным к очному, но и частично заменяет его. В некоторых случаях (например, в очной школе нет необходимого педагога) удаленный педагог полностью ведет занятия по отдельным предметам, которые входят в базовый компонент школьного образования. Такие программы, KaKNetMeeting, CU-SeeMe, iVisit позволяют обеспечить видео- и аудиосвязь, что приближает дистанционные формы обучения к очным. Результаты дистанционного обучения школа вносит в итоговую аттестацию детей.