Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2079

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возможны тематические электронные конференции по определенным темам или проблемам, которые работают по принципам списка рассылки. Например, школа создает шахматную электронную конференцию или конференцию по обсуждению прав ученика в образовании.

Тысячи списков рассылки на самые разные темы можно найти на специальных серверах. Например, подписаться на рассылку «Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады» можно по адресу http://www.eidos.ru/list/index.htm. Там же находятся формы для подписки на рассылки по математике, информатике, русскому языку, английскому языку, естествознанию, обществознанию, для начальной школы.

Чтобы знакомиться с аналитическими статьями педагогов-профессионалов, творческими работами дистанционных учеников, можно посетить электронный образовательный журнал «Эйдос» — http://www.eidos.ru/journal/

Эффективным средством оперативного обсуждения проблем являются конференции Usenet. Существует огромное количество новостных групп различных тематик. Подписаться на них можно с помощью почтовой программы и работать далее как с электронной почтой.

Чат-системы бывают как общедоступными, так и локальными. Их особенность состоит в том, что двое или более участников, войдя на сервер с чат-системой, переписываются в режиме реального времени, задавая вопросы и тут же видя ответные послания на экране своего компьютера.

Наиболее эффективна для дистанционного обучения служба «Всемирная паутина» WWW. Достаточно набрать URL-адрес в адресной строке браузера типа Internet Explorer, чтобы на компьютер загрузилась страница искомого сайта. С помощью браузеров происходит просмотр содержимого веб-сайтов, регистрация на образовательном сайте, вход в онлайновые виртуальные библиотеки и многое другое. Практически каждая веб-страница содержит ссылки на другие страницы и ресурсы. Кроме того, существуют поисковые серверы (www.aport.ru, www.rambler.ru), с помощью которых можно найти почти любую информацию в сети. Для размещения в Интернет материалы включают в себя видео, аудио, презентации, а также ссылки на специально разработанные для этих целей сайты, например, веб-квесты. Все эти материалы могут быть просмотрены и изучены учениками с помощью браузеров. В системах типа Internet Explorer имеется возможность использования активных каналов для подписки на выбранные веб-сайты, информация с которых будет сама загружаться на компьютер пользователя.

Для оперативности дистанционного обучения применяются Интернет-пейджеры, такие, как ICQ (I Seek You). Любой желающий может бесплатно зарегистрироваться в этой системе, после чего он получит возможность общаться посредством клавиатурного набора сообщений с любым абонентом ICQ в реальном масштабе времени.


Для аудиосвязи необходим качественный направленный микрофон или головной телефон, включающий в себя микрофон. Почти все существующие компьютерные аудиокарты совместимы с программным обеспечением, предполагающим аудиоразговоры в сети, например, с программой NetMeeting.

Чтобы была возможна видеосвязь, к компьютеру должна быть подключена видеокамера. Видеосвязь позволяют обеспечить такие программы, как NetMeeting, CU-SeeMe, iVisit.

FTP-серверы как самостоятельный сервис используются редко. FTP-архив напоминает собой гигантский объем информации, с которой разобраться бывает крайне сложно. Поэтому FTP-серверы все чаще используются совместно с «Всемирной паутиной» WWW

Преподаватели, администраторы и ученики могут использовать специальные программы типа CuteFTP для размещения на образовательном сервере своих материалов, расписания занятий, показа учебных материалов, коррекции списков класса, внесения других изменений, доступных дистантным ученикам. Используя свой персональный пароль, ученики просматривают расписание занятий, «скачивают» с сервера необходимые материалы, передают информацию одноклассникам, оставляют на сервере или пересылают по электронной почте свою работу для учителя. С помощью специальных программ во время занятия преподаватель может организовать совместное с учениками путешествие по сети.

Дискуссия. Существует точка зрения, что использование телекоммуникационных технологий подходит предметам естественно-математическим и техническим, но не гуманитарным. Приведите по данному вопросу свои аргументированные суждения.

Одним из традиционно необходимых средств обучения является классная доска. В дистанционном обучении такой доской может служить обыкновенный графический редактор Paint, входящий в набор стандартных программ Windows. При использовании для учебного взаимодействия программы NetMeeting, такая «доска» свободно вызывается одним из участников дискуссии, и любой удаленный ученик или педагог может рисовать на ней необходимые схемы и рисунки так, как если бы она была у него прямо под рукой. Все участники будут видеть на своих компьютерах изображаемые на этой доске цветные рисунки.

В сети Интернет существуют специализированные серверы, позволяющие посылать факсимильные сообщения по указанному телефону. Для этого необходимо посредством программы электронной почты выслать свое факсимильное сообщение по адресу нoмep_тeлeфoнa@faxaway.com, где номер_телефона — телефон адресата, включая международный и междугородний код. Постепенно завоевывает свое место IP-телефония, позволяющая осуществлять голосовую связь при существенно меньших, чем обычно, тарифах за время разговора.



Получает развитие форма доступа в Интернет с мобильных телефонов. Непосредственно с мобильного телефона можно посылать и получать электронную почту, просматривать сайты, поддерживающие Wap-протокол или i-mode.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможно применение различных педагогических форм деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, посещение астрономических обсерваторий, виртуальные экскурсии и свободные путешествия по WWW (веб-серфинг), компьютерная переписка школьников, атак-же педагогов друг с другом, выпуск электронных бюллетеней и многое другое.

Средства телекоммуникаций отличаются возможностью взаимодействия субъектов образования в реальном времени, т. е. в непосредственном диалоговом режиме, когда, например, ученик и учитель одновременно находятся на связи, выполняя действия синхронно. Пример синхронных форм телекоммуникаций — чат и видеоконференция.

В ряде случаев более эффективной оказывается асинхронная телекоммуникация, когда каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или выполняет определенную работу в удобное для него время. Электронная почта, например, является асинхронным средством дистанционного обучения. Асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Учащийся посылает преподавателю вопрос, а преподаватель отвечает в любое удобное для него время. От часовых поясов это не зависит, что немаловажно для дистанционного обучения, которое охватывает учеников и педагогов, значительно удаленных друг от друга, например, находящихся в разных частях России.

В режиме электронной конференции вопрос и ответ преподавателя видит вся учебная группа. Переписка попадает на экран каждому удаленному ученику. В ряде случаев такой режим гораздо лучше, чем синхронный, такой, например, как телемост. С помощью электронной почты все необходимые материалы могут быть доставлены ученикам через сеть до занятия, во время занятия или после занятия.

Технические и телекоммуникационные средства могут работать как по отдельности, так и в комплексе. Например, ученикам предлагается лекционный видеоматериал, в котором ставится образовательная проблема. Каждый ученик решает ее, а результаты своей деятельности рассылает всем одноклассникам. Эти продукты сопоставляются и обсуждаются с помощью коллективной телекоммуникации по электронной почте; ученики обмениваются вопросами, суждениями, рецензиями. Педагог обеспечивает ученикам возможность взаимодействия со специалистами в изучаемой области в режиме ICQ. Результатом является формулирование возникших вопросов, коллективный отбор и фиксация ведущих проблем по теме, которые выставляются на учебный веб-сервер.


Существует программное обеспечение, позволяющее комплексно решать многие организационные и педагогические задачи дистанционного обучения. Одной из таких программ является разработка ClassPoint, предназначенная для работы в режиме сервер-клиент. Преподаватель видит одновременно до 12 видеокартинок с удаленными от него учениками и может позволить ученикам видеть столько же. Каждый из удаленных участников может говорить, и его будут слышать во всем «классе». Ученики принимают участие в совместной голосовой дискуссии, до четырех участников могут говорить одновременно. С разрешения преподавателя ученики могут видеть друг друга. Чтобы ученика слышал и видел весь класс, преподаватель должен передать ему так называемый «центр внимания».

Дискуссия. Дистанционное обучение предполагает определенный объем времени на освоение учениками технологий телекоммуникаций. Не приведет ли эта работа к ухудшению непосредственной предметной подготовки по изучаемому курсу?

Педагог может проводить экскурсии и путешествия для всех учеников одновременно, используя сеть Интернет, объяснять материал во время занятия на общей «классной доске». Классные доски могут быть использованы как в одностороннем, так и в общем порядке. Текстовой чат используется преподавателем для беседы со всеми учениками или для конфиденциальной беседы с одним из них, а также для обсуждения между учениками.

Так называемый «центр внимания» позволяет преподавателю «вызвать» одного или нескольких учеников для ответа или позволяет ученикам попросить учителя вызвать их для ответа. Ученики могут запрашивать у преподавателя «центр внимания», при этом они указывают необязательный статус запроса (срочно, не срочно и т.д.). Преподаватель, видя запросы всех учеников, отслеживает их активность.

ClassPoint позволяет преподавателю передавать «центр внимания» кому-либо из учеников или группе учеников, только в этом случае все внимание класса будет сосредоточено на этом ученике или на этой группе. Это позволяет преподавателю полностью контролировать «шум» в классе и сосредоточить внимание учеников на рассматриваемом предмете.

Разработка дистанционного курса. Дистанционные занятия проводятся как элементы целостного дистанционного курса, когда все ученики удалены от педагога, либо как элемент очного обучения, когда учитель использует ресурсы и технологии Интернет в очном учебном процессе. Рассмотрим вариант обучения на основе дистанционного курса.


Дискуссия. Каково может быть количество учеников', одновременно занимающихся на дистанционных курсах?

Для того чтобы разработать дистанционный курс, недостаточно перевести в электронную форму его очный аналог. Необходимо выполнить определенную систему действий, учитывающую специфику дистанционных образовательных процессов, продумать смысловые, содержательные, организационные и иные элементы разрабатываемого курса.

Проектирование дистанционных курсов включает в себя этап получения начального продукта — образа курса. Приведем технологические предписания по разработке дистанционного курса, необходимого для составления целостного обзора и выявления спектра проблематики предстоящей работы.

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

1. Название дистанционного курса.

2. Авторы-разработчики (Ф.И.О., звание, должность, место работы).

3. Для кого предназначен курс (характеристика предполагаемых учащихся).

3.1. статус (школьники, студенты, специалисты и др.);

3.2. возрастной диапазон;

3.3. образовательный ценз;

3.4. география участников;

3.5. специфические требования к уровню подготовки учащихся (технические, языковые и т.д.);

3.6. другие характеристики учащихся.

4. Курсовой сертификат или иное свидетельство об окончании курса.

5. Продолжительность курса.

6. Предполагаемый размер платы за обучение на курсе. Льготы.

7. Зачем и почему учащимся будет необходим именно этот курс? Какова его будущая роль в их образовании? Каковы альтернативы данному курсу?

8. Для чего необходим данный дистанционный курс его работникам? Кто еще кроме разработчиков заинтересован (может быть заинтересован) в данном курсе и почему? 9. Существует ли у предполагаемого дистанционного курса очный (заочный) аналог? Кто его авторы? Какое отношение к очному варианту курса имеют разработчики? Есть ли официальное согласование с авторами очного курса о разработке дистанционного курса на основе их очного курса? Правовая база разрабатываемого курса.

10. В чем видятся основные проблемы «перевода» очного варианта курса в дистанционный (подробный перечень и характеристика проблем)?

11. Финансовые основы последующей разработки и реализации курса (смета, условия и источники финансирования и т. п.).

11. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА

12. ИДЕЯ КУРСА (приводится основная идея, отражающая специфику дистанционного курса).

13. ДЕВИЗ КУРСА (яркая фраза или цитата, характеризующая идею курса).

14. ЦЕЛИ КУРСА:

14.1. Цели курса относительно учащихся (выражаются в виде предполагаемых результатов — образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных навыков и др.).