Файл: Инженернопедагогический колледж государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования республики крым.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) два слова, которые явно принадлежат к одной категории;
2) два слова, в которых сложно найти общее и которые сильно отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае;
3) задача сравнения и различения объектов в конфликте, где различия гораздо более выражены, чем сходства.
Укажите: в одной или нескольких строках проводится сравнение, количество сходств и различий, выделенных индивидами в каждой паре (высокий уровень формирования функции сравнения составляет более двадцати атрибутов, в среднем 10-15 черт), который характеризует (сходство) учащегося, отмеченного в большем количестве, качественные характеристики выделенных признаков или часто используемые общие понятия.
-
2. В другом варианте этой методологии (2) предлагается задавать вопросы ребенку только в случае затруднений (в дальнейшем выделение 2-3 линий сходства и 3-4 различий считается высоким, в среднем 1-2 общих показаний и 2 -3 разные, 1 знак сходства и 1 знак различия). -
3. Учащимся представлены или названы две темы или концепции, всего 5 пар. Каждый ученик на листе бумаги должен написать сходство функций слева и справа - характеристики названных объектов или концепций. Для выполнения задания дается 4 минуты. Листки бумаги затем собираются. При обработке результатов составляется общий список сходств и отличительных признаков этих объектов. Процент сходства и разности общего количества атрибутов, названных студентом в процентах, является уровнем развития сравнительной способности. -
Ребенок получает рисунок, содержащий 18 похожих изображений. Ее просят взглянуть на рисунки 1 и 12 и убедиться, что в них все по-другому. После нужно найти как можно больше пар изображений, где все четыре элемента различны. Время - 10 минут. Высчитывается КУ.
Диагностика уровня генерализацииумения обобщать.
-
Младшему ученику предлагается 5 пар слов. Необходимо выявить общность слов в каждой паре слов. Время завершения 4 минуты. Определяется КУ. -
Необходимо упомянуть в одном слове или фразе каждую из 10 пар предложенных тем. Определяется по КУ. -
Испытуемому предлагается объединить слова из предложенного набора в несколько групп и объяснить, почему так объединил.
Определяют:
-
количество правильных ответов; -
на основе которых (существенные, несущественные, случайные) функции соответствуют каждой группе слов; -
количество групп, созданных на основе материальных, нематериальных и случайных характеристик; -
уровень развития обобщения субъекта (сенсорная стадия - большинство групп создаются на основе несущественных и случайных признаков; -
переходная стадия - равное количество созданных групп на основе базовых и несущественных случайных признаков; -
концептуальный этап - большинство групп создаются на основе ключевых характеристик).
Предлагаются три набора карт с девятью карточками в каждом. На карточках представлены геометрические фигуры (по одной на карту). Каждая фигура изображена на фоне трех степеней насыщенности. В первом ряду все цифры черные, во втором - белые, в третьем - серые. Оборотная сторона карточек содержит слова не имеющие смысла трехбуквенные комбинации. Ученик должен указать в серии карточек комбинацию чисел, нарисованную экспериментатором. Признаки, объединяющие фигуры в группы, школьник должен угадать сосредотачиваясь на ответах учителя «правильно» или «неправильно», а иногда (как можно реже), используя бессмысленные слова, написанные на обратной стороне карточек: фигуры принадлежащие, которые относятся к одной той же группе, обратная сторона имеет одинаковые надписи. Обозначаются: 1) каждый неправильный и каждый правильный выбор учеником групппы фигур; 2) сколько раз, проверяя себя, ученик проверял оборот карты; 3) на основании признаков ученик определил группу фигур.
• Методы «Четвертый лишний», «Исключение слов» предназначены для диагностики формирования способности выделять и обобщать ключевые функции. Ученику предлагается 10-15 эпизодов по 4 слова или 4 изображения в каждом, в том числе «лишнее». Необходимо найти это «лишнее» слово или изображение и объяснить, почему оно считается «лишним». Назовите остальные три темы общим словом. В другом варианте этой методологии (Лосева А.А.) предлагается разделить овал под одним из пяти изображений, который не подходит для всех остальных. Сроки и точность работы постоянны. Один балл присуждается за правильный ответ. Общий результат рассчитывается с учетом коррекции времени.
При анализе ответов также следует учитывать, что обобщение может проводится по различным основаниям. Правильность определяется с точки зрения того, нашел ли ребенок правильную основу для обобщения, и сколько из этих оснований смогли найти (основанием для обозначения «лишнего» слова могут служить характеристики объектов, помеченных словом, как и грамматические особенности слов). Высокий уровень обобщения - три или более причин правильно выделены и объяснены; средний уровень - два основания названы и объяснены правильно; низкий уровень - указание только одной причины или отказ от выполнения задачи.
• Аналогичные задачи предлагаются для диагностики уровня формирования умения классифицировать («Исключение понятий»). Среди пяти слов вы должны найти то, которое не подходит для остальных. Количество заданий 5-10, время выполнения соответственно 3-6 минут. КУ рассчитывает и определяет уровень формирования этой функции (высокий, средний или низкий).
Диагностика уровня формирования умения классифицировать.
• «Классификация».
Ребенок получает 24-30 карточек с изображениями, которые явно отличаются друг от друга (одежда, мебель) и нечеткими, размытыми параметрами (животные). Задание выполняется в три этапа:
1 - необходимо расположить карточки так, чтобы слова, которые сочетаются друг с другом, были в одной группе;
2 - дать этим группам небольшие имена;
3 - соеденить группы, их должно быть как можно меньше, дать им короткие имена. Если ученик на этом этапе образует более трех групп, требуется сформировать 2-3 основные группы из других групп. Результаты работы оцениваются по показателям правильного распределения объектов по группам и количества выбранных групп.
Предмет теста предлагается на 12 изображениях, необходимо выбрать те, которые в некотором роде похожи, и объяснить их интеграцию в группу. Затем верните изображения в набор и создайте новую группу. Так повторить 5 раз. Полученные данные рассчитываются на основе количества выбранных групп и обоснования для выделения конкретной группы. Высокий уровень развития классификации - это распределение по 4-5 группам и правильное обоснование, средний уровень - это распределение по 2-3 группам с правильным обоснованием, низкий - учащийся выбирает только одну группу или вообще отказывается выполнить задание[26, с. 124].
• Метод классификации геометрических фигур проводится в два этапа:
1) Действуя на основе ряда геометрических фигур, необходимо выделить каждую из трех характеристик: цвет, размер, форму. Предлагаются четыре ряда геометрических фигур с шестью элементами в каждом ряду. Первый ряд: основной пункт - цвет (четыре формы одного и два разного цвета), второй: все элементы, кроме двух - квадраты разных цветов, третий - элементы одного размера, кроме двух, четвертый выполнен в соответствии с принципом, аналогичным первому. Требуется удаление двух «лишних» чисел из каждой строки.
2) Чтобы сделать классификацию: необходимо найти ряды геометрических фигур, которые являются одинаковыми для основного признака принятого решения. На основании полученных результатов определяется тип классификации: материальная (по методу действия) или официальная (по внешним признакам).
• В другой методологии ребенок должен классифицировать геометрические фигуры в соответствии с одним из следующих пунктов:
1) Цвет. В игре девять одинаковых звездочек, окрашенных в три разных цвета (по три в каждой). Необходимо поместить их в три группы, чтобы каждая группа имела одинаковые звезды.
2) Форма. Ребенку преподносят другой набор карточек - двадцать четыре геометрических фигуры одного цвета и разных размеров и форм (4 фигуры). Необходимо разложить их на четыре разных группы, в каждом из которых элементы по признаку должны быть одинаковыми.
3) Размер. Необходимо сложить бумаги на две стопки (так как различаются два размера - большие и маленькие). Во время обработки определяется, может ли ребенок различать признаки и классифицировать элементы в соответствии с заданным атрибутом. Уровень формирования этого потенциала установлен.
• Классификация может основываться на словесном материале. Ученик должен разделить 12-14 слов на две группы всеми возможными способами. Результаты работы оцениваются с помощью показателей правильного распределения объектов по группам и количества выбранных групп (чем их больше, тем лучше).
• Для классификации можно также предложить математический материал: разделить на совокупности групп (чем больше этих групп, тем лучше).
Диагностика уровня сформированности умения систематизировать.
Ребёнку предлагается 36-клеточная таблица с геометрическими фигурами (рис.7), расположенными в определенной последовательности (2). 16 внутренних клеток в таблице не заполнены. Необходимо разместить в пустых клетках 5 вырезанных из картона одноцветных фигур в соответствии с их формой и величиной. Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принципы построения таблицы: сочетание классификации фигур по форме и по величине. Оценка 5 баллов ставится за выполнение задания без ошибок. Одна ошибка снижает оценку на 1 балл. Высший уровень — 5 баллов, средний — 3-4 балла, низкий — 1-2 балла[9, с. 232].
Диагностика уровня систематического формирования потенциала.
Ребенку предоставляется таблица из 36 ячеек с геометрическими фигурами, расположенная в определенной последовательности. 16 внутренних ячеек в таблице не заполнены. Необходимо поместить 5 кусочков одноцветного картона, разрезанного на пустые ячейки в соответствии с их формой и размером. Для правильного решения проблемы ребенок должен учитывать принципы построения таблицы: сочетание форм и размеров. Для выполнения безошибочной работы предоставляется 5-балльная оценка. Ошибка снижает оценку на 1 балл. Самый высокий уровень - 5 баллов, средний - 3-4 балла, самый низкий - 1-2 балла[44, с.128-130].
Диагностика уровня концептуального формирования (нарисуйте соотношение)
• Необходимо привести три слова, первые два из которых находятся в определенных отношениях (причина - следствие, пол - вид, функциональные отношения, наоборот, часть - целое. Такая же связь существует между третьим и одним из пяти предложенных слов. Требуется найти это четвертое слово. Школьникам может быть предложено от 5 до 10 задач. Время соответственно 5-10 минут. Высчитывается КУ.
• В методике «Выбор по анологии» ученику дается 6 сложных задач, каждое из которых относится к следующим параметрам: задача 1 - размер; 2 - цвет; 3 - позиция-поза; 4 - количество; 5-6 - характер работы с геометрическими элементами. Определяется КУ.
Результаты, полученные этим и другими методами, позволяют учителю выявить те элементы мышления младших школьников, которые еще недостаточно сформулированы, чтобы учесть это при дальнейшей работе с учениками, наметив соответствующий план действий.
Предложенные выше методы и их варианты могут быть использованы не только для диагностики уровня формирования компонентов логического мышления детей, но и для занятий по развитию абстрактного логического мышления учащихся. Проявив инициативу и воображение и используя принципы построения, учитель может самостоятельно создать еще много полезных задач, аналогичных тем, которые предложены. Содержание заданий должно постепенно усложняться, а их объем должен быть увеличен[46, с.544].
Осуществление регулярных исследований мышления учащихся о контроле и корректировке своего развития может значительно увеличить влияние обучения на развитие, сделав процесс обучения более эффективным.
- 1 2 3 4 5 6