ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2021

Просмотров: 1484

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. De Cock K.M. et al. Tuberculosis and HIV infection in sub-Saharan Africa. Journal of the American Medical Association, 1992, 268:1581—1587.

  2. Dye C. et al. Estimated incidence, prevalence, and mortality by country. Journal of the American Medical Association, 1999, 282:677—686.

  3. Nosocomial transmission of multidrug-resistant tuberculosis among HIV-infected persons Florida and New York, 1988—1991. Morbidity and Mortality Weekly Report, 1991, 40: 585—591.

  4. Global tuberculosis control. WHO Report 2001. Geneva, World Health Organization, Communicable Diseases, 2001 (document WHO/CDS/TB/2001.287).

  5. Nunn P. et al. Cutaneous hypersensitivity reactions due to thiacetazone in HIV-1 seropositive patients treated for tuberculosis. Lancet, 1991, 337:627—630.

  6. Harries A.D. et al. Treatment outcome of an unselected cohort of tuberculosis patients in relation to human immunodeficiency virus serostatus in Zomba hos­pital, Malawi. Transactions of the Royal Society of Tropical Medicine and Hygiene,

1998, 92:343—347.


75. Как можно продвигать и поддерживать службы борьбы с туберкулезом?

Т. Фриден (T. Frieden)1








Проблемы и преимущества

Эффективная программа борьбы с туберкулезом нуждается в политической и административной поддержке на национальном и местном уровнях. Поэтому обеспечение такой поддержки является проблемной задачей противотуберку­лезной программы. Подавляющее большинство больных туберкулезом нахо­дятся в экономически неблагоприятных условиях и фактически не обладают каким-либо политическим влиянием. Кроме того, туберкулез способствует от­чуждению. Больные туберкулезом обычно не создают ассоциаций или групп поддержки для лоббирования своих интересов (улучшение обслуживания и увеличение ресурсов). Наконец, борьба с туберкулезом продолжительна и требует непрерывной поддержки.

Около 2 млрд человек, живущих на земле, инфицированы микобактериями туберкулеза, и активный туберкулезный процесс разовьется у 100 млн из них на каком-то этапе их жизни. Таким образом, эффективная противотуберкулезная служба будет необходимой еще на протяжении не менее 40—50 лет. Но и этот срок может стать реальным только при условиях, что будет полностью прекра­щено дальнейшее распространение туберкулезной инфекции, будет изобретена высокоэффективная противотуберкулезная вакцина, способная защитить не-инфицированных, и применение подобной вакцины будет широким.

Помимо этого эпидемия ВИЧ-инфекции катастрофически увеличивает ко­личество больных туберкулезом, главным образом в странах с ограниченными ресурсами. Службы здравоохранения во многих развивающихся странах рефор­мируются и поднимают новые проблемы в борьбе с туберкулезом. Реформы сектора здравоохранения потенциально могли бы повысить эффективность и увеличить привлечение общественности, однако на практике это часто пре­вращается во взимание платы с пациентов, в свертывание служб и приводит к ограничению способности эффективного функционирования программ борьбы с определенными заболеваниями, прежде всего противотуберкулезной программы [1].

Несмотря на все указанные проблемы, программа борьбы с туберкулезом имеет и ряд преимуществ. Во-первых, туберкулез является вполне излечимым заболеванием, а борьба с туберкулезом — это победоносное сражение в отли-


Специалист по здравоохранению Отдела борьбы с туберкулезом Регионального бюро ВОЗ для Юго-Восточной Азии, Нью-Дели (Индия).

чие от многих других медицинских и социальных проблем. Во-вторых, проти­вотуберкулезные службы четко подотчетны и поэтому зависят от многих руко­водителей, принимающих решения. Программа борьбы с туберкулезом может проследить точное количество обследованных, диагностированных пациен­тов, число лечившихся и излеченных, а также четко обосновать, сколько чело­веческих жизней было спасено благодаря деятельности программы борьбы с туберкулезом. Эта информация сообщается руководителям, финансирую­щим и поддерживающим программу. В-третьих, контроль туберкулезной ин­фекции обеспечивает экономический эффект (см. главу 56 «Является ли стра­тегия DOTS экономически эффективной?»). В-четвертых, многие люди, про­живающие в странах со значительной распространенностью туберкулеза и воспринимающие это заболевание как важную причину инвалидизации и смерти, совершенно справедливо рассматривают эффективно работающие противотуберкулезные службы как решающий показатель хорошего управле­ния. В-пятых, стратегия DOTS может быть успешно применена почти в любых обстоятельствах, так как для ее внедрения требуются сравнительно простые действия. Наконец, возможно, самое важное состоит в том, что стратегия DOTS основана на серьезных научно обоснованных данных, в том числе под­держивающих диагностическую стратегию, которые суммированы в первом разделе данной книги, посвященном выявлению больных. Рандомизирован­ные и контролируемые клинические исследования по проблемам химиотера­пии туберкулеза описаны во втором разделе книги. Они подтвердили эффек­тивность краткосрочных курсов химиотерапии. Последний раздел посвящен описанию системы учета (регистрации) и отчетности, позволяющей быстро идентифицировать проблемы как при индивидуальном, так и при обобщен­ном анализе (см. главу 63 «Почему необходима система учета и отчетности и какая система рекомендована?»).




Содействие службам борьбы с туберкулезом

Программа борьбы с туберкулезом наилучшим образом содействует эффек­тивной работе противотуберкулезной службы на национальном уровне, если она адекватно обеспечена персоналом и пользуется постоянной поддержкой. Общая стратегия программы должна содействовать разработке разумной по­литики действий и прилагать максимум усилий в привлечении и в убеждении руководителей, принимающих решения, к осуществлению подобной полити­ки. Очень важно, чтобы в работу по внедрению эффективного контроля ту­беркулеза включались отдельные лица, группы и целые сообщества помимо правительственных организаций. Большинству программ необходим управ­ляющий орган, чтобы нанимать сотрудников, приобретать материалы и обо­рудование и заключать контракты с различными службами. Все эти функции можно успешно выполнять только при всесторонней политической и адми­нистративной поддержке в пределах всей страны или территории.


Поддержка служб борьбы с туберкулезом

Борьба с туберкулезом — это длительное сражение. Начальный успех, достигну­тый в этом сражении, привел к самоуспокоенности во многих странах, след­ствием чего стало возобновление роста заболеваемости туберкулезом, возник­новение и распространение лекарственной устойчивости возбудителя [2, 3]. Термин «U-образная кривая заинтересованности» используется для обозначе­ния своеобразного феномена. Он заключается в том, что после падения заинте­ресованности, ослабевает деятельность по поддержке программы борьбы с ту­беркулезом. В результате страдает выполнение программы, ухудшается ситуа­ция по туберкулезу и происходит увеличение бремени этого заболевания для общества [4]. Наиболее важным элементом стратегии для сохранения роли противотуберкулезных служб в аспекте данной проблемы является убеждение в высокой эффективности их работы. Эту эффективность и достижения в борь­бе с туберкулезом необходимо систематически документировать и придавать гласности, широко оповещая тех, кто вкладывает средства. Эффективное вне­дрение подразумевает текущий анализ данных программы с целью их объек­тивной оценки и постоянного совершенствования всей службы. Ключевой эле­мент стратегии заключается в определении тех, кто может оказать внешнюю поддержку в стране. Управление в общественном секторе чаще определяется существующими проблемами, а не поставленными задачами [5]. Чтобы ограни­чить влияние этой нежелательной тенденции, программы должны изыскивать поддержку со стороны отдельных лиц, организаций и неправительственных групп. В отношении борьбы с туберкулезом эти изыскания должны быть ори­ентированы на лиц и группы, заинтересованных в эффективной работе проти­вотуберкулезных служб и обеспечивающих их общедоступность в обществе. Отдельные лица и неправительственные организации могут играть решающую роль в продвижении и поддержке эффективной работы противотуберкулезных служб.

В конечном счете установление и поддержание высококачественных служб борьбы с туберкулезом отражает эффективность руководства в национальном масштабе и его деятельность.



Литература

  1. Bosman M.C. Health sector reform and tuberculosis control: the case of Zambia. International Journal of Tuberculosis and Lung Disease, 2000, 4:606—614.

  2. Brudney K., Dobkin J. Resurgent tuberculosis in New York City: human immunod­eficiency virus, homelessness, and the decline of tuberculosis control programs. American Revew of Respiratory Disease, 1991, 144:745—749.

  3. Frieden T.R. et al. The emergence of drug resistant tuberculosis in New York City. New England Journal of Medicine, 1993, 328:521—526.

  4. Reichman L.B. The U-shaped curve of concern. American Review ofRespiratory Disease, 1991, 144:741—742.

  5. Wilson J.Q. Bureaucracy. New York, Basic Books, 1989.


Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ОАО «Издательство «Самарский Дом печати» 443080, г. Самара, пр. К. Маркса, 201

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов


Второе издание этого важного для практики авторитетного руководства обеспечива­ет рациональную основу для диагностики и лечения туберкулеза. Это руководство, написанное коллективом экспертов, остается верным оригинальному формату Курта Томена, группировавшего весь материал в виде вопросов и ответов по трем основным разделам: выявлению туберкулеза, его лечению и мониторингу.

отдавая дань выдержавшему проверку временем первому изданию, авторы по воз­можности не изменили включенных в него материалов. наряду с этим необходимость нового издания связана не только гигантским всплеском заболеваемости туберкулезом, появлением множественной лекарственной устойчивости его возбудителя и особыми пот­ребностями у виЧ-инфицированных больных туберкулезом, но также и со значительными достижениями науки. Эти изменения в профиле болезни и в подходах к борьбе с ней делают неизбежным возникновение множества новых вопросов, на которые следует дать ответы, согласующиеся с различными аспектами проблемы.

«Туберкулез: выявление, лечение и мониторинг по К. Томену» остается необходимым пособием для всех, кто нуждается в совершенствовании своих знаний по всем аспек­там туберкулеза - по его выявлению, лечению и эффективным стратегиям контроля. Руководство обеспечивает неоценимую поддержку всем, находящимся на передней линии борьбы с этим заболеванием, — от руководителей противотуберкулезных программ до политиков и медицинских работников, до добровольных помощников службы здравоохранения.

9789244546031

911789244 11 546031

















ISBN10 92 4 454603 5 ISBN13 978 92 4 454603 1

1 На основе главы в предыдущем издании, написанном К. Томеном.

2 Специалист по здравоохранению Отдела инфекционных болезней Всемирной организа­ции здравоохранения, Женева (Швейцария).

3 Специалист по здравоохранению Отдела борьбы с туберкулезом Регионального бюро ВОЗ для Юго-Восточной Азии, Нью-Дели (Индия).

4 На основе главы в предыдущем издании, написанном К. Томеном.

5 Директор Исследования ТБ/ВИЧ-инфекции Проекта «BOTUSA» Отдела ликвидации ту­беркулеза Национального центра профилактики ВИЧ-инфекции, БППП и ТБ, Центров профилактики болезней и борьбы с ними, Атланта (США).

6 Заместитель директора по международной деятельности Отдела ликвидации туберкулеза, Национального центра профилактики ВИЧ-инфекции, БППП и ТБ, Центров профилак­тики болезней и борьбы с ними, Атланта (США).

7 Аспирант Отдела инфекционных болезней и географической медицины Медицинского центра Стэнфордского университета, Стэнфорд (США).

8 Адъюнкт-профессор Отдела инфекционных болезней и географической медицины Меди­цинского центра Стэнфордского университета, Стэнфорд (США).