ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2021
Просмотров: 1670
Скачиваний: 1
-
De Cock K.M. et al. Tuberculosis and HIV infection in sub-Saharan Africa. Journal of the American Medical Association, 1992, 268:1581—1587.
-
Dye C. et al. Estimated incidence, prevalence, and mortality by country. Journal of the American Medical Association, 1999, 282:677—686.
-
Nosocomial transmission of multidrug-resistant tuberculosis among HIV-infected persons — Florida and New York, 1988—1991. Morbidity and Mortality Weekly Report, 1991, 40: 585—591.
-
Global tuberculosis control. WHO Report 2001. Geneva, World Health Organization, Communicable Diseases, 2001 (document WHO/CDS/TB/2001.287).
-
Nunn P. et al. Cutaneous hypersensitivity reactions due to thiacetazone in HIV-1 seropositive patients treated for tuberculosis. Lancet, 1991, 337:627—630.
-
Harries A.D. et al. Treatment outcome of an unselected cohort of tuberculosis patients in relation to human immunodeficiency virus serostatus in Zomba hospital, Malawi. Transactions of the Royal Society of Tropical Medicine and Hygiene,
1998, 92:343—347.
75. Как можно продвигать и поддерживать службы борьбы с туберкулезом?
Т. Фриден (T. Frieden)1
Проблемы и преимущества
Эффективная программа борьбы с туберкулезом нуждается в политической и административной поддержке на национальном и местном уровнях. Поэтому обеспечение такой поддержки является проблемной задачей противотуберкулезной программы. Подавляющее большинство больных туберкулезом находятся в экономически неблагоприятных условиях и фактически не обладают каким-либо политическим влиянием. Кроме того, туберкулез способствует отчуждению. Больные туберкулезом обычно не создают ассоциаций или групп поддержки для лоббирования своих интересов (улучшение обслуживания и увеличение ресурсов). Наконец, борьба с туберкулезом продолжительна и требует непрерывной поддержки.
Около 2 млрд человек, живущих на земле, инфицированы микобактериями туберкулеза, и активный туберкулезный процесс разовьется у 100 млн из них на каком-то этапе их жизни. Таким образом, эффективная противотуберкулезная служба будет необходимой еще на протяжении не менее 40—50 лет. Но и этот срок может стать реальным только при условиях, что будет полностью прекращено дальнейшее распространение туберкулезной инфекции, будет изобретена высокоэффективная противотуберкулезная вакцина, способная защитить не-инфицированных, и применение подобной вакцины будет широким.
Помимо этого эпидемия ВИЧ-инфекции катастрофически увеличивает количество больных туберкулезом, главным образом в странах с ограниченными ресурсами. Службы здравоохранения во многих развивающихся странах реформируются и поднимают новые проблемы в борьбе с туберкулезом. Реформы сектора здравоохранения потенциально могли бы повысить эффективность и увеличить привлечение общественности, однако на практике это часто превращается во взимание платы с пациентов, в свертывание служб и приводит к ограничению способности эффективного функционирования программ борьбы с определенными заболеваниями, прежде всего противотуберкулезной программы [1].
Несмотря на все указанные проблемы, программа борьбы с туберкулезом имеет и ряд преимуществ. Во-первых, туберкулез является вполне излечимым заболеванием, а борьба с туберкулезом — это победоносное сражение в отли-
Специалист по здравоохранению Отдела борьбы с туберкулезом Регионального бюро ВОЗ для Юго-Восточной Азии, Нью-Дели (Индия).
чие от многих других медицинских и социальных проблем. Во-вторых, противотуберкулезные службы четко подотчетны и поэтому зависят от многих руководителей, принимающих решения. Программа борьбы с туберкулезом может проследить точное количество обследованных, диагностированных пациентов, число лечившихся и излеченных, а также четко обосновать, сколько человеческих жизней было спасено благодаря деятельности программы борьбы с туберкулезом. Эта информация сообщается руководителям, финансирующим и поддерживающим программу. В-третьих, контроль туберкулезной инфекции обеспечивает экономический эффект (см. главу 56 «Является ли стратегия DOTS экономически эффективной?»). В-четвертых, многие люди, проживающие в странах со значительной распространенностью туберкулеза и воспринимающие это заболевание как важную причину инвалидизации и смерти, совершенно справедливо рассматривают эффективно работающие противотуберкулезные службы как решающий показатель хорошего управления. В-пятых, стратегия DOTS может быть успешно применена почти в любых обстоятельствах, так как для ее внедрения требуются сравнительно простые действия. Наконец, возможно, самое важное состоит в том, что стратегия DOTS основана на серьезных научно обоснованных данных, в том числе поддерживающих диагностическую стратегию, которые суммированы в первом разделе данной книги, посвященном выявлению больных. Рандомизированные и контролируемые клинические исследования по проблемам химиотерапии туберкулеза описаны во втором разделе книги. Они подтвердили эффективность краткосрочных курсов химиотерапии. Последний раздел посвящен описанию системы учета (регистрации) и отчетности, позволяющей быстро идентифицировать проблемы как при индивидуальном, так и при обобщенном анализе (см. главу 63 «Почему необходима система учета и отчетности и какая система рекомендована?»).
Содействие службам борьбы с туберкулезом
Программа борьбы с туберкулезом наилучшим образом содействует эффективной работе противотуберкулезной службы на национальном уровне, если она адекватно обеспечена персоналом и пользуется постоянной поддержкой. Общая стратегия программы должна содействовать разработке разумной политики действий и прилагать максимум усилий в привлечении и в убеждении руководителей, принимающих решения, к осуществлению подобной политики. Очень важно, чтобы в работу по внедрению эффективного контроля туберкулеза включались отдельные лица, группы и целые сообщества помимо правительственных организаций. Большинству программ необходим управляющий орган, чтобы нанимать сотрудников, приобретать материалы и оборудование и заключать контракты с различными службами. Все эти функции можно успешно выполнять только при всесторонней политической и административной поддержке в пределах всей страны или территории.
Поддержка служб борьбы с туберкулезом
Борьба с туберкулезом — это длительное сражение. Начальный успех, достигнутый в этом сражении, привел к самоуспокоенности во многих странах, следствием чего стало возобновление роста заболеваемости туберкулезом, возникновение и распространение лекарственной устойчивости возбудителя [2, 3]. Термин «U-образная кривая заинтересованности» используется для обозначения своеобразного феномена. Он заключается в том, что после падения заинтересованности, ослабевает деятельность по поддержке программы борьбы с туберкулезом. В результате страдает выполнение программы, ухудшается ситуация по туберкулезу и происходит увеличение бремени этого заболевания для общества [4]. Наиболее важным элементом стратегии для сохранения роли противотуберкулезных служб в аспекте данной проблемы является убеждение в высокой эффективности их работы. Эту эффективность и достижения в борьбе с туберкулезом необходимо систематически документировать и придавать гласности, широко оповещая тех, кто вкладывает средства. Эффективное внедрение подразумевает текущий анализ данных программы с целью их объективной оценки и постоянного совершенствования всей службы. Ключевой элемент стратегии заключается в определении тех, кто может оказать внешнюю поддержку в стране. Управление в общественном секторе чаще определяется существующими проблемами, а не поставленными задачами [5]. Чтобы ограничить влияние этой нежелательной тенденции, программы должны изыскивать поддержку со стороны отдельных лиц, организаций и неправительственных групп. В отношении борьбы с туберкулезом эти изыскания должны быть ориентированы на лиц и группы, заинтересованных в эффективной работе противотуберкулезных служб и обеспечивающих их общедоступность в обществе. Отдельные лица и неправительственные организации могут играть решающую роль в продвижении и поддержке эффективной работы противотуберкулезных служб.
В конечном счете установление и поддержание высококачественных служб борьбы с туберкулезом отражает эффективность руководства в национальном масштабе и его деятельность.
Литература
-
Bosman M.C. Health sector reform and tuberculosis control: the case of Zambia. International Journal of Tuberculosis and Lung Disease, 2000, 4:606—614.
-
Brudney K., Dobkin J. Resurgent tuberculosis in New York City: human immunodeficiency virus, homelessness, and the decline of tuberculosis control programs. American Revew of Respiratory Disease, 1991, 144:745—749.
-
Frieden T.R. et al. The emergence of drug resistant tuberculosis in New York City. New England Journal of Medicine, 1993, 328:521—526.
-
Reichman L.B. The U-shaped curve of concern. American Review ofRespiratory Disease, 1991, 144:741—742.
-
Wilson J.Q. Bureaucracy. New York, Basic Books, 1989.
Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ОАО «Издательство «Самарский Дом печати» 443080, г. Самара, пр. К. Маркса, 201
Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов
Второе издание этого важного для практики авторитетного руководства обеспечивает рациональную основу для диагностики и лечения туберкулеза. Это руководство, написанное коллективом экспертов, остается верным оригинальному формату Курта Томена, группировавшего весь материал в виде вопросов и ответов по трем основным разделам: выявлению туберкулеза, его лечению и мониторингу.
отдавая дань выдержавшему проверку временем первому изданию, авторы по возможности не изменили включенных в него материалов. наряду с этим необходимость нового издания связана не только гигантским всплеском заболеваемости туберкулезом, появлением множественной лекарственной устойчивости его возбудителя и особыми потребностями у виЧ-инфицированных больных туберкулезом, но также и со значительными достижениями науки. Эти изменения в профиле болезни и в подходах к борьбе с ней делают неизбежным возникновение множества новых вопросов, на которые следует дать ответы, согласующиеся с различными аспектами проблемы.
«Туберкулез: выявление, лечение и мониторинг по К. Томену» остается необходимым пособием для всех, кто нуждается в совершенствовании своих знаний по всем аспектам туберкулеза - по его выявлению, лечению и эффективным стратегиям контроля. Руководство обеспечивает неоценимую поддержку всем, находящимся на передней линии борьбы с этим заболеванием, — от руководителей противотуберкулезных программ до политиков и медицинских работников, до добровольных помощников службы здравоохранения.
9789244546031
911789244 11 546031
ISBN10 92 4 454603 5 ISBN13 978 92 4 454603 1
1 На основе главы в предыдущем издании, написанном К. Томеном.
2 Специалист по здравоохранению Отдела инфекционных болезней Всемирной организации здравоохранения, Женева (Швейцария).
3 Специалист по здравоохранению Отдела борьбы с туберкулезом Регионального бюро ВОЗ для Юго-Восточной Азии, Нью-Дели (Индия).
4 На основе главы в предыдущем издании, написанном К. Томеном.
5 Директор Исследования ТБ/ВИЧ-инфекции Проекта «BOTUSA» Отдела ликвидации туберкулеза Национального центра профилактики ВИЧ-инфекции, БППП и ТБ, Центров профилактики болезней и борьбы с ними, Атланта (США).
6 Заместитель директора по международной деятельности Отдела ликвидации туберкулеза, Национального центра профилактики ВИЧ-инфекции, БППП и ТБ, Центров профилактики болезней и борьбы с ними, Атланта (США).
7 Аспирант Отдела инфекционных болезней и географической медицины Медицинского центра Стэнфордского университета, Стэнфорд (США).
8 Адъюнкт-профессор Отдела инфекционных болезней и географической медицины Медицинского центра Стэнфордского университета, Стэнфорд (США).