ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2021
Просмотров: 1558
Скачиваний: 1
1. СТРАТЕГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КОНТРОЛЮ НАД ТУБЕРКУЛЕЗОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Цель контроля над туберкулезом в РК
Снижение распространения туберкулезной инфекции путем своевременного выявления больных туберкулезом, выделяющих микобактерии туберкулеза и качественного лечения больных всеми формами туберкулеза.
1.2 Международная стратегия контроля над туберкулезом, рекомендованная ВОЗ
Настоящая статистика ВОЗ свидетельствует о сохраняющемся высоком бремени ТБ на планете:
-
2 млрд. населения, что равно 1/3 населения всего земного шара, инфицирова
ны микобактериями туберкулеза (МБТ). -
1 из 10 зараженных МТБ в течение жизни становится больным активной фор
мой ТБ;
-
Лица с ВИЧ состоят в группе повышенного риска.
-
ТБ - заразное заболевание и при отсутствии лечения каждый больной актив
ным ТБ, выделяющий МБТ, ежегодно заражает в среднем от 10 до 15 людей. -
Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью (ТБМЛУ) при
сутствует практически во всех 109 странах, недавно обследованных ВОЗ и
партнерами. -
Предположительно, ежегодно возникает 450 000 новых случаев ТБМЛУ, при
чем самые высокие показатели отмечены в бывшем Советском Союзе и Ки
тае. -
Несмотря на то, что ТБ излечим, он ежедневно уносит 5000 жизней на плане
те. Главным образом, ТБ поражает наиболее уязвимые слои населения: бед
ных и лиц с плохим питанием. Фактически все случаи смертности от ТБ на
блюдаются в развивающихся странах, поражая наиболее молодой контингент
в наиболее продуктивном возрасте. ТБ — ведущая причина смертности среди
ВИЧ-инфицированных людей.
Причинами медленного прогресса в борьбе с туберкулезом, по определению Специального Комитета по борьбе с эпидемией туберкулеза ВОЗ, является отсутствие достаточной политической воли, и неэффективное использование недостаточных в большинстве стран финансовых ресурсов, недостаточная укомплектованность и развитие кадровых ресурсов, проблемы организации системы здравоохранения, и нерегулярное обеспечение противотуберкулезными препаратами, в ряде случаях, неизвестного качества, а также нехватка и недостаточное растространение достоверной информации о туберкулезе среди широких слоев населения.
В 2000г. правительства 22 стран с высочайшим бременем ТБ подписали Амстердамскую декларацию "Остановить ТБ" о совместной борьбе с этой бедой, объединив технических партнеров, финансовые агентства и гражданское общество. Вместе с тем, приоритет, отданный достижению глобальных целей ТБ контроля, был рассмотрен в контексте того,.как ТБ контроль будет способствовать общей цели усиления систем здравоохранения. Первый форум партнеров "Остановить ТБ" состоялся в Вашингтоне в октябре 2001 г, где был объявлен первый Глобальный план в рамках партнерства "Остановить ТБ", на котором установлены две цели: 1). к 2005 г довести выявление бациллярных форм ТБ до 70%; 2). добиться излечения 85% из них. В марте 2004 г. в Нью Дели на втором форуме разработана стратегия Партнерства
15
"Остановить ТБ" для достижения Целей Развития Тысячелетия к 2015 г. - уменьшить преобладание смертности от ТБ до 50 % в сравнении с 1990 г. и к 2050 г: ликвидировать ТБ как проблему общественного здравоохранения (менее 1 случая на 1 млн. населения).
На Саммите Большой Восьмерки, состоявшемся в Окинаве (апрель, 2001г.) были сделаны конкретные предложения о финансовой поддержке общественного здравоохранения в борьбе с тремя заболеваниями — СПИДом, Туберкулезом и Малярией. В 2002 г. под эгидой ООН и других международных организаций был организован Глобальный Фонд по борьбе со СПИДом, ТБ и Малярией - GFATM. На программы по туберкулезу в Центральной Азии Глобальный фонд выделил 52,7 млн. долларов США. Казахстан получил грант в 2006г. на сумму $9,8 млн. для противотуберкулезных мероприятий. Средства Глобального Фонда направлены на укрепление национальной программы по туберкулезу, а также на лечение больных с множественной лекарственной устойчивостью.
В 2005 г. Всемирная Ассамблея Здравоохранения вновь объявила о двух ключевых целях для контроля над ТБ - это выявление, по меньшей мере, 70% заразных больных (в 2005 г этот показатель составил - 48%) и излечение 85% впервые выявленных бациллярных больных ТБ (по данным 2004г. - 82%). Для достижения этих целей была представлена современная международная стратегия "Остановить туберкулез", основанная на принципах ДОТС стратегии, которая состоит из следующих ключевых компонентов:
1. Качественное расширение и усиление ДОТС
-
Политическая приверженность в сочетании с возросшим и устойчи
вым финансированием -
Выявление случаев заболевания с помощью бактериологических ис
следований гарантированного качества -
Стандартная контролируемая химиотерапия с оказанием поддержки па
циентам -
Эффективная система снабжения и управления лекарственными сред
ствами -
Система мониторинга и оценки, в том числе, количественная оценка
результатов лечения
Кроме этого в стратегию "Остановить туберкулез" были добавлены следующие чрезвычайно важные компоненты:
-
Борьба с ВИЧ-ассоциированным ТБ, МЛУ ТБ
-
Содействие укреплению систем здравоохранения
-
Вовлечение всех поставщиков медицинских услуг (сотрудничество между го
сударственными организациями и частным сектором) -
Расширение возможностей лиц с туберкулезом и общества (просветительс
кая работа и социальная мобилизация) -
Поддержка и развитие научных исследований
Для реализации стратегического плана мировое сообщество должно решить следующие задачи:
-
Добиться универсального доступа к высококачественной диагностике и лече
нию, ориентированных на пациента. -
Уменьшить страдания людей от социально-экономического бремени, ассо
циированного с ТБ. -
Защитить бедные и уязвимые слои населения от ТБ, ТБ/ВИЧ и МЛУ ТБ.
16
• Поддерживать
разработку новых средств в борьбе с
всеми формами туберку
леза и
сделать возможным их своевременное и
эффективное использование.
1.3 Организация Национальной программы по контролю над туберкулезом в РК
Национальная программа контроля над туберкулезом в РК осуществляется на государственном уровне и интегрирована в национальную систему здравоохранения для достижения эффективного выявления и лечения больных туберкулезом и предотвращения распространения инфекции.
Национальная программа по контролю над туберкулезом в РК руководствуется следующими директивными документами:
-
Указ Президента от 16 ноября 1998 г. №4556 "Государственная программа
здоровья народа" (с дополнениями и изменениями) -
Указ Президента РК № 3956 от 18 мая 1998 г с дополнениями "О первоочеред
ных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казах
стан" -
Постановление Правительства РК № 839 "О неотложных мерах защиты насе
ления от ТБ в РК" (с дополнениями и изменениями) -
"Государственная программа реформирования и развития здравоохранения
на2005-2010гг" -
Постановление Правительства РК № 1263 от 21 декабря 2007 г. "О мерах за
щиты населения от туберкулеза в Республике Казахстан"
Основные направления Национальной программы по контролю над ТБ в РК:
-
оказание консультативной, организационно-методической помощи ПТО об
ластного, городского и районного уровней, медицинским организациям об
щей лечебной сети и ведомств Министерства юстиции Республики Казахстан
(далее - МЮ), Министерства обороны Республики Казахстан (далее - МО),
Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД) -
осуществление контроля в определении потребности в противотуберкулез
ных препаратах для лечения, профилактики туберкулеза, над их рациональ
ным использованием, целевым расходованием и правильным хранением по
стране -
бесперебойное обеспечение качественными ПТП и обеспечение доступа к
качественной бактериологической диагностике ТБ -
мониторинг реализации противотуберкулезных мероприятий в областях, ре
гионах и на районном уровне согласно графику, утверждаемому уполномо
ченным органом -
организация и проведение тренингов, семинаров, конференций для специали
стов фтизиатрической службы, органов ГСЭН гражданского сектора, ведомств
МЮ, МО, МВД и сети ПМСП по вопросам борьбы с туберкулезом -
работа с неправительственными организациями, в том числе общественными
и международными
Выполнение НПП осуществляют следующие противотуберкулезные организации:
-
Г осударственное учреждение "Национальный центр проблем туберкулеза" МЗ
РК (НЦПТ), являющийся центральным органом НПП -
Противотуберкулезные диспансеры (областной и городской уровни)
-
Противотуберкулезные больницы (городской и районный уровни)
-
Противотуберкулезные отделения (районный уровень)
-
Фтизиатрические кабинеты (районный уровень)
-
Специализированные противотуберкулезные санатории (республиканский,
областной, городской уровни)
17