Файл: Рководство по туберкулезу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2021

Просмотров: 1558

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. СТРАТЕГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КОНТРОЛЮ НАД ТУБЕРКУЛЕЗОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

1.1 Цель контроля над туберкулезом в РК

Снижение распространения туберкулезной инфекции путем своевременного выяв­ления больных туберкулезом, выделяющих микобактерии туберкулеза и качествен­ного лечения больных всеми формами туберкулеза.

1.2 Международная стратегия контроля над туберкулезом, рекомендованная ВОЗ

Настоящая статистика ВОЗ свидетельствует о сохраняющемся высоком бремени ТБ на планете:

  • 2 млрд. населения, что равно 1/3 населения всего земного шара, инфицирова­
    ны микобактериями туберкулеза (МБТ).

  • 1 из 10 зараженных МТБ в течение жизни становится больным активной фор­
    мой ТБ;

  • Лица с ВИЧ состоят в группе повышенного риска.

  • ТБ - заразное заболевание и при отсутствии лечения каждый больной актив
    ным ТБ, выделяющий МБТ, ежегодно заражает в среднем от 10 до 15 людей.

  • Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью (ТБМЛУ) при
    сутствует практически во всех 109 странах, недавно обследованных ВОЗ и
    партнерами.

  • Предположительно, ежегодно возникает 450 000 новых случаев ТБМЛУ, при
    чем самые высокие показатели отмечены в бывшем Советском Союзе и Ки
    тае.

  • Несмотря на то, что ТБ излечим, он ежедневно уносит 5000 жизней на плане­
    те. Главным образом, ТБ поражает наиболее уязвимые слои населения: бед­
    ных и лиц с плохим питанием. Фактически все случаи смертности от ТБ на­
    блюдаются в развивающихся странах, поражая наиболее молодой контингент
    в наиболее продуктивном возрасте. ТБ — ведущая причина смертности среди
    ВИЧ-инфицированных людей.

Причинами медленного прогресса в борьбе с туберкулезом, по определению Специ­ального Комитета по борьбе с эпидемией туберкулеза ВОЗ, является отсутствие достаточной политической воли, и неэффективное использование недостаточных в большинстве стран финансовых ресурсов, недостаточная укомплектованность и развитие кадровых ресурсов, проблемы организации системы здравоохранения, и нерегулярное обеспечение противотуберкулезными препаратами, в ряде случаях, неизвестного качества, а также нехватка и недостаточное растространение досто­верной информации о туберкулезе среди широких слоев населения.

В 2000г. правительства 22 стран с высочайшим бременем ТБ подписали Амстердам­скую декларацию "Остановить ТБ" о совместной борьбе с этой бедой, объединив технических партнеров, финансовые агентства и гражданское общество. Вместе с тем, приоритет, отданный достижению глобальных целей ТБ контроля, был рас­смотрен в контексте того,.как ТБ контроль будет способствовать общей цели усиле­ния систем здравоохранения. Первый форум партнеров "Остановить ТБ" состоялся в Вашингтоне в октябре 2001 г, где был объявлен первый Глобальный план в рамках партнерства "Остановить ТБ", на котором установлены две цели: 1). к 2005 г довести выявление бациллярных форм ТБ до 70%; 2). добиться излечения 85% из них. В марте 2004 г. в Нью Дели на втором форуме разработана стратегия Партнерства


15


"Остановить ТБ" для достижения Целей Развития Тысячелетия к 2015 г. - уменьшить преобладание смертности от ТБ до 50 % в сравнении с 1990 г. и к 2050 г: ликвидиро­вать ТБ как проблему общественного здравоохранения (менее 1 случая на 1 млн. населения).

На Саммите Большой Восьмерки, состоявшемся в Окинаве (апрель, 2001г.) были сделаны конкретные предложения о финансовой поддержке общественного здраво­охранения в борьбе с тремя заболеваниями — СПИДом, Туберкулезом и Малярией. В 2002 г. под эгидой ООН и других международных организаций был организован Глобальный Фонд по борьбе со СПИДом, ТБ и Малярией - GFATM. На программы по туберкулезу в Центральной Азии Глобальный фонд выделил 52,7 млн. долларов США. Казахстан получил грант в 2006г. на сумму $9,8 млн. для противотуберкулез­ных мероприятий. Средства Глобального Фонда направлены на укрепление нацио­нальной программы по туберкулезу, а также на лечение больных с множественной лекарственной устойчивостью.

В 2005 г. Всемирная Ассамблея Здравоохранения вновь объявила о двух ключевых целях для контроля над ТБ - это выявление, по меньшей мере, 70% заразных боль­ных (в 2005 г этот показатель составил - 48%) и излечение 85% впервые выявленных бациллярных больных ТБ (по данным 2004г. - 82%). Для достижения этих целей была представлена современная международная стратегия "Остановить туберкулез", основанная на принципах ДОТС стратегии, которая состоит из следующих ключевых компонентов:

1. Качественное расширение и усиление ДОТС

  • Политическая приверженность в сочетании с возросшим и устойчи­
    вым финансированием

  • Выявление случаев заболевания с помощью бактериологических ис­
    следований гарантированного качества

  • Стандартная контролируемая химиотерапия с оказанием поддержки па­
    циентам

  • Эффективная система снабжения и управления лекарственными сред­
    ствами

  • Система мониторинга и оценки, в том числе, количественная оценка
    результатов лечения

Кроме этого в стратегию "Остановить туберкулез" были добавлены следующие чрезвы­чайно важные компоненты:

  1. Борьба с ВИЧ-ассоциированным ТБ, МЛУ ТБ

  2. Содействие укреплению систем здравоохранения

  3. Вовлечение всех поставщиков медицинских услуг (сотрудничество между го­
    сударственными организациями и частным сектором)

  4. Расширение возможностей лиц с туберкулезом и общества (просветительс­
    кая работа и социальная мобилизация)

  5. Поддержка и развитие научных исследований

Для реализации стратегического плана мировое сообщество должно решить следу­ющие задачи:

  • Добиться универсального доступа к высококачественной диагностике и лече­
    нию, ориентированных на пациента.

  • Уменьшить страдания людей от социально-экономического бремени, ассо­
    циированного с ТБ.

  • Защитить бедные и уязвимые слои населения от ТБ, ТБ/ВИЧ и МЛУ ТБ.

16


Поддерживать разработку новых средств в борьбе с всеми формами туберку­
леза и сделать возможным их своевременное и эффективное использование.

1.3 Организация Национальной программы по контролю над туберкулезом в РК

Национальная программа контроля над туберкулезом в РК осуществляется на го­сударственном уровне и интегрирована в национальную систему здравоохранения для достижения эффективного выявления и лечения больных туберкулезом и пре­дотвращения распространения инфекции.

Национальная программа по контролю над туберкулезом в РК руководствуется следующими директивными документами:

  1. Указ Президента от 16 ноября 1998 г. №4556 "Государственная программа
    здоровья народа" (с дополнениями и изменениями)

  2. Указ Президента РК № 3956 от 18 мая 1998 г с дополнениями "О первоочеред­
    ных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казах­
    стан"

  3. Постановление Правительства РК № 839 "О неотложных мерах защиты насе­
    ления от ТБ в РК" (с дополнениями и изменениями)

  4. "Государственная программа реформирования и развития здравоохранения
    на2005-2010гг"

  5. Постановление Правительства РК № 1263 от 21 декабря 2007 г. "О мерах за­
    щиты населения от туберкулеза в Республике Казахстан"

Основные направления Национальной программы по контролю над ТБ в РК:

  1. оказание консультативной, организационно-методической помощи ПТО об­
    ластного, городского и районного уровней, медицинским организациям об­
    щей лечебной сети и ведомств Министерства юстиции Республики Казахстан
    (далее - МЮ), Министерства обороны Республики Казахстан (далее - МО),
    Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД)

  2. осуществление контроля в определении потребности в противотуберкулез­
    ных препаратах для лечения, профилактики туберкулеза, над их рациональ­
    ным использованием, целевым расходованием и правильным хранением по
    стране

  3. бесперебойное обеспечение качественными ПТП и обеспечение доступа к
    качественной бактериологической диагностике ТБ

  4. мониторинг реализации противотуберкулезных мероприятий в областях, ре­
    гионах и на районном уровне согласно графику, утверждаемому уполномо­
    ченным органом

  5. организация и проведение тренингов, семинаров, конференций для специали­
    стов фтизиатрической службы, органов ГСЭН гражданского сектора, ведомств
    МЮ, МО, МВД и сети ПМСП по вопросам борьбы с туберкулезом

  6. работа с неправительственными организациями, в том числе общественными
    и международными

Выполнение НПП осуществляют следующие противотуберкулезные организации:

  • Г осударственное учреждение "Национальный центр проблем туберкулеза" МЗ
    РК (НЦПТ), являющийся центральным органом НПП

  • Противотуберкулезные диспансеры (областной и городской уровни)

  • Противотуберкулезные больницы (городской и районный уровни)

  • Противотуберкулезные отделения (районный уровень)

  • Фтизиатрические кабинеты (районный уровень)

  • Специализированные противотуберкулезные санатории (республиканский,
    областной, городской уровни)


17