Файл: Российский государственный гуманитарный университет (фгбоу во рггу) институт психологии им.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для ребенка самое тяжелое испытание — стать, своего рода, изгоем.
А провести самоанализ и работу над собой в этом возрасте еще очень сложно, особенно если твои недостатки кем-то, зачастую даже родителями, возведены в достоинства. Изгой вынужден бороться с ситуацией так, как он согласно возрасту может, в итоге отрицательные черты только усугубляются.
Это особенность детской и юношеской психологии. Большинство из этих детей-обидчиков вырастет и осудит самих себя, но позднее.
Если явного изгоя так или иначе учитель довольно быстро вычисляет и принимает меры, то досконально определить популярность или непопулярность каждого ребенка бывает не очень просто. Не все дети открыто демонстрируют свое позитивное или негативное отношение. И это не значит, что того или другого ни испытывают.
Часто учителя пользуются в данном случае простым тестом. Всего лишь предлагая каждому ребенку написать список одноклассников, кого бы он лично пригласил к себе на праздник. Такой список пишется анонимно, другие дети его не могут прочитать, поэтому даже на уровне подсознания ребенок в нем достаточно откровенен и честен.
Обязательно найдется ученик, который окажется почти во всех списках и тот, кого не будет негде. И вот тут перед учителем встает непростая задача. Ему надо определить причину, почему так происходит. И ответить на вопрос – не ложная ли это популярность? И не оказался ли в «черном» списке человек не из-за особенностей его характера, а, например, лишь потому, что обладает каким-то физическим недостатком? И в обоих случаях все равно необходимо принять меры. Только если причина неприязни класса кроется в характере самого ученика – работать надо больше с ним, тогда как во втором примере как раз с остальным классом [15, с. 60].
То есть очевидно, что процессы формирования самооценки и толерантности взаимосвязаны между собой.
Так в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Да, детям в этом возрасте еще не знаком смысл слова «толерантность», но нравственные понятия, входящие в ее состав – да. [29, с. 30].
Не зря бытует мнение, что от первого учителя зависит очень многое в школьной карьере ребенка. И не случайно родители все чаще выбирают и ищут по отзывам не самую лучшую или престижную школу в районе, а самых опытных педагогов начальных классов. А такой человек зачастую работает не в элитной гимназии, а ближайшей к дому общеобразовательной районной школе.
Не исключено, что в среднюю школу ребенка переведут в другое образовательное учреждение. Но родители даже готовы идти на такие жертвы, как новое привыкание ученика к новой школе, ради лучшего, по их мнению, первого учителя. Что ж, в чем-то они правы. Если этот человек успеет и сможет оказать свое профессиональное влияние на формирование толерантности и самооценки ребенка, то никакие новые коллективы не будут ему так уж страшны. Ну и идеальной ситуацией, конечно, можно считать высокопрофессионального педагога начальной школы в том учебном заведении, где планируется обучаться все 11 классов. [20, с. 36].
Правда идеальные ситуации в жизни вообще бывают редко. А значит учитель уже в первом классе должен сделать все от него зависящее, чтобы каждый из его учеников, кто пойдет во второй класс или в третий в другой школе смог наиболее безбоязненно перенести такой переход, а оставшийся коллектив принять всех новеньких, как друзей, а не объекты для насмешек только за то, что они «чужаки».
Задача учителя младших состоит классов в том, чтобы подготовить ребенка к еще более сложному этапу в жизни — вступлению в среднюю школу и в подростковый период. Если ребенок на выучил дополнительный иностранный язык в 8 лет, а сделал это лишь в 15 или не научился вместе с другими плавать, в этом нет ничего катастрофического. Но если он не умеет общаться, не может жить и работать в коллективе – это уже проблема.
Потому как как учить с нуля выстраивать отношения с людьми подростка крайне сложно, а зачастую и просто поздно. С этой задачей уже не могут справиться учителя, требуется помощь других специалистов более узкого профиля [21, с. 65].
И готовить ребенка к взрослой жизни наряду с родителями начинают еще педагоги и психологи в детском саду, однако основная работа приходится именно на период младших классов.
Формирование учебного сотрудничества со взрослыми основывается на активном творческом взаимодействии школы и ученика, где первоочередная роль принадлежит уровню развития творческой активности ребенка. Активность ребенка, его вовлеченность в процесс учебы и творческого реализации лежит в основе развития положительной динамики взаимодействия с учителями.
Общей активностью называют группу личностных качеств, формирующих внутренние запросы человека, в ходе которых происходит освоение внешних параметров. [20, с. 32]. Активностью личности является способность меня взгляд посредством реализации поставленных целей и задач для развития. [8, с. 30].
Рассматривая взгляды А.Н.Леонтьева, можно констатировать, что под активностью понимается способность реализовать жизненные планы под воздействием определенного стимула – внешнего или внутреннего разражителя. [1, с. 38].
По мнению Щукиной, под активностью следует понимать группу факторов, результатом действия которых является определенный психический процесс или свойство личности. [20, с 30]
Рассмотрев варианты трактовки «активность», перейдем к рассмотрению термина «познавательная активность».
Познавательную активность специалисты исследуют со всевозможных сторон, но каждое из исследований оценивает активность как определенную долю от проблемы воспитания и развития.
Проблема развития познавательной активности в рамках общеобразовательных школ стоит как одна из острых проблем современного образования, так как развитие творческой личности ребенка в школе остается одной из приоритетных направлений. Развитие интересов творческой личности является более легкой задачей для педагогов школ для самосовершенствования и развития. [15, с. 60].
Изучение данных педагогических исследований позволило констатировать, что под познавательной активностью следует понимать качественный продукт работы ученика, при этом этот результат зависит от содержания и самого процесса обучения и чем эффективней будет стремление ученика к получению знаний, тем качественней будет результат обучения.
По Г.И. Щукиной, под познавательной активностью следует понимать качество личности, стремящейся к познанию, путем реализации интеллектуального подхода к поставленной задаче. Стремление к познанию и устойчивая направленность на результат дают качество
Младший школьный возраст — время, когда самооценка терпит заметное колебание.
Этой проблеме посвящали свои труды талантливые ученые, педагоги, психологи С.Г. Якобсон, Р.А. Курбанов, Л.И. Уманец, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.И. Липкина, Н.А. Жулидова, Р. Бернс, В.С. Мухина и другие.
Самооценка влияет на всю жизнь человека, и именно в детском возрасте закладывается ее основа.
Даже люди, никак не связанные с психологией и педагогикой, хорошо знают, что самооценка может быть разной — объективной, что неплохо, а также искаженной — завышенной и заниженной, что часто приводит к определенным психологическим проблемам
Самооценку принято понимать, как оценку, которую человек дает себе сам, однако стоит знать, что иногда данная себе оценка не совпадает с самооценкой. Самооценка в целом - более широкое понятие, чем оценка какого-то своего поступка или действия. У ребенка самооценка формируется за счет некоего набора оценок, которые он уже способен себе дать.
В младшей школе у него продолжает происходить осознание себя, как части социума, хотя это слово дети еще не знают, но уже понимают, что они часть человечества, часть класса, часть семьи, часть жителей города, страны и т. д. И в отличие от более младшего возрасте, теперь ребенку уже не безразлично, как он относится к людям, а люди относится к нему. И от этих отношений во многом зависит формирование самооценки. А значит, чем спокойнее психологическая обстановка в классе, тем лучше условия для формирования правильной самооценки. Исправлять ее искажения в будущем намного сложнее, чем изначально оптимально развивать. А иногда эти искажения, возникшие в младшей и средней школе, уже исправить почти невозможно.
Даже если в школе есть отдельно специалист-психолог, определенными знаниями особенностей детской психологии в том или ином возрасте должен обладать и педагог. Например, младшие школьники очень импульсивны. Они сначала действуют согласно ситуации, а потом только обдумывают свои действия, если вообще обдумывают. И драка может состояться вовсе не из-за стабильной неприязни между одним учеником и другим, а явиться лишь разовым выплеском эмоций от накопившейся совсем по другому поводу усталости. Это своего рода активная разрядка. Выплеск всего, что накопилось на конкретный объект. Такой же разрядкой может стать не только агрессия, но и истерика, и слезы.
Опять же задача учителя определить, что послужило причиной такого поведения. Является ли причиной этой драки давние и постоянные конфликтные отношения, когда над проблемой надо серьезно работать, или это произошло случайно под влиянием других факторов, о которых учителю не известно. И если конфликт не случайный – что лежит в его основе? Зачастую причина именно в низком уровне толерантности одной или обеих сторон конфликта, а также нарушенной самооценке. Снова и снова эти два понятия пересекаются.
Мы должны помнить о том, что ребенок приходит в школу из внешней среды, а, значит, не должны недооценивать влияния семьи и влияния окружения в целом на формирование личности ребенка.
Психологи определяют младший школьный возраст как «кризис семи лет», когда идет перестройка внутреннего восприятия себя в проекции на взаимоотношения с другими людьми. Еще это время называют периодом рождения социального «Я». И все это на фоне изменения социального статуса. И как у взрослых, как у папы и мамы у ученика есть своя «работа» - учеба, на которую надо ходить
, несмотря на всякие там «не хочу» или «не буду».
Кстати, об этом. Ребенок еще не может осознать, насколько ему необходимы в жизни те или иные навыки, а, когда что-то не получается, это лишь повод решить, что конкретные знания вовсе не нужны. На такие выводы способны не только подростки, но и младшие школьники. Дети просто не могут аргументировать свою позицию, их точка зрения основана на ощущениях. Но если подросток скажет: «Мне это не нужно!», то младший школьник: «Я этого не хочу!». Скорее всего первый поймет, что на самом деле нужно, но нет желания утруждаться, а второй просто еще не сможет сформулировать то, что чувствует. [Хайкин, 2000, с. 32].
Уже после нескольких уроков хороший учитель выделит в классе несколько условных групп.
Например, «мыслителей», практиков», «художников». И подходить к учебному процессу эти дети будут по-разному. Огромное влияние также оказывают типы темперамента ребенка, информацией о которых учитель тоже должен обладать, а также типы характеров.
Но это только условные группы, скомплектованные по нескольким параметрам. Однако различий между детьми в классе может быть гораздо больше – от социальных, до национальных.
И внутри группы «мыслителей» могут оказаться, например, дети из мусульманской из христианской семей. У них может быть схожий темперамент, близкие типы характеров, идентичное восприятие учебного процесса и отношение к нему, но при этом иметься другие основания для зарождения конфликта. И чем более разнообразным по самым разным критериям состав коллектива, тем сложнее учителю выстраивать и свои собственные отношения с классом, и отношения детей друг с другом. Но таковы реалии современного общества.
И современные психологи придерживаются тенденции, когда не стоит искусственно создавать максимально комфортную психологическую обстановку для ребенка. Да, нормальная психологическая атмосфера в классе очень важна. Но проблему нельзя решить за счет таких простых мер, как создание отдельных школ и классов для тех же мусульман и православных или для «особенных детей». А потом еще разделить класс на несколько. Тихонь к тихоням, отличников к отличникам, хулиганов к хулиганам. Так в каждой школе получится по десятку классов, по три ученика в каждом. И как это отразится на формировании личности, самооценки и умении адаптироваться в том обществе, в котором придется жить всю дальнейшую взрослую жизнь? [Балабаева, 2015, с. 66].
Где все снова окажутся вместе? Одно дело, когда создаются специализированные классы, спортивные, музыкальные, математические, гуманитарные для максимально полного развития способностей и наклонностей ребенка, другое дело, когда коллектив формируется в зависимости от других критериев.