Файл: Практическая работа социолога на предприятии Белла.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практика показала, что нормативные требования к научным исследованиям, описываемые в учебниках и пособиях, часто расходятся с реальной деятельностью социологов и психологов в бизнесе. Это определяется конкретными сроками, условиями, порядком и фактической реализацией. Я объясню это.

Методологические основы работы социологов разрабатывались в конце 60-х - начале 70-х годов усилиями крупных исследовательских коллективов, представлявших собой либо академические институты, либо факультеты общественных наук университетов. Социологическая служба промышленных предприятий находится на начальной стадии своего становления и критерии оценки исследовательской деятельности еще не сформированы. Более того, первые социологические службы работали под методологическим руководством академических институтов и университетов, изучая принятые там стандарты и стараясь действовать в соответствии с ними [8, c.124].

Как проводится социологическое исследование в соответствии с этими критериями, используются (или конструируются) соответствующие научные понятия, если они не найдены в литературе. Строится теоретическая схема объекта исследования, операционализируется и принимается к этим конкретным условиям. Разработаны инструменты, чаще всего анкеты. Определяют образец, из которого могут быть получены репрезентативные данные. В некоторых случаях указывается схема обработки данных (рисунок 1.2)



Рисунок 1.2 Схема проведения социологического исследования

Затем проводится опрос для создания простых и сложных групп одномерных и парных показателей для сопоставления и выделения «наиболее важных» факторов. И предлагаются дальнейшие методы (способы) управления этими факторами. Именно эта схема (с некоторыми отклонениями) предлагается в руководствах по программированию для социологических исследований, и именно этой схеме старается следовать большинство корпоративных социологов. а тот факт, что для реализации такой программы потребуется достаточно большая исследовательская группа и три-четыре года работы (тогда как одна-две фабрики разных исследований) воспринимается как «трудность работы» социолога [10, c.45].

Аналогичным образом строилась исследовательская деятельность социологических организаций, с которыми компании заключали хозяйственные договоры. Когда проделанная работа не дала должного эффекта (часто достаточно хорошего) и высказанные рекомендации плохо реализуются на практике, это связано с равнодушием руководителя, неподготовленностью персонала, отсутствием капитальных вложений и т.д. Конечно, эти причины возникали и часто снижали эффективность исследования экономического контракта.


Однако с ростом социологической грамотности руководителей предприятий и повышением квалификации работников социальной службы становится все более очевидным, что сама методология исследовательской работы нуждается в пересмотре [11, c.57].

Как и настоящие проблемы, они сложны и должны изучаться в рамках междисциплинарных исследований. Так, например, для решения проблемы нехватки кадров необходимо совершенствовать технологию и организацию производства, улучшать условия труда, систему оплаты и стимулирования, развивать непроизводственные направления предприятия, повышать номенклатуру человеческих ресурсов. операции улучшить районы.

А в случае с академической или вузовской социологией, где проведение подобных комплексных исследований является организационно очень сложной задачей и требует интеграции различных научных коллективов, в случае с заводскими службами, облегчается тем, что в них работают профессионалы разного профиля. фабрика. Предприятие, которое можно очень легко собрать для исследования и решения проблем [13, c.56].

Социологи и психологи работают в условиях постоянной нехватки времени, когда счета ведутся месяцами, неделями или даже днями, а не годами. Так, по данным Службы социального развития опрошенных компаний, процент развития длительностью более одного года составил 7,4%: от 6 месяцев до 1 года - 31,8, от 3 месяцев до 6 месяцев - 24,9%. Процент краткосрочной (до 3-х месяцев) работы составил в среднем по массиву 35,9%.

Особо важную роль играет высокая информационная доступность объектов. Это проявляется в том, что социологи всегда находятся в непосредственном контакте с объектом (производственным коллективом) и не должны «выезжать» на него для его изучения. Вы можете встречаться с респондентами в любое время и столько раз, сколько захотите [14].

Особенности задач и условий служебной деятельности вносят своеобразие в методику исследовательской работы. Ограниченность во времени, возможность использования ранее полученной информации, специфичность и относительно высокая локализация решаемой задачи, близость к объекту - все это заставляет заводских социологов проводить поэтапное исследование. Постепенное расширение и углубление проблемы. Таким образом, первый (хотя и довольно грубый) вариант программы действий по решению изучаемой задачи может быть получен в относительно короткие сроки, а отработка более сложных и детализированных вариантов может вестись параллельно с экспериментальной отработкой и быть запущенным.



Чтобы получить первое решение проблемы, нам сначала нужно выбрать группу рабочих, наиболее релевантных этой проблеме. Максимально локализовать предмет исследования. Опыт показал, что лучше всего это делать в конце календарного года и по результатам специального проблемного исследования, которое ложится в основу разработки плана работы социолого-психологической службы на следующий год [16, c.125]

Затем строится первая относительно «грубая» теоретическая схема. Это включает достаточно очевидные факторы и позволяет сравнивать «лучшие» и «худшие» объекты с точки зрения изучаемой проблемы. Нарушители трудовой дисциплины и высококвалифицированные рабочие, опережающие и отстающие поля, «активные и пассивные», «текучие» и «стабильные» и т.п. Как правило, сравнения данного объекта выполняются только на основании имеющейся объективной информации и результатов предыдущих исследований.

Чтобы эти результаты были полезными, они должны быть репрезентативными для подмножества населения, исследуемого в этом исследовании. Поскольку мы не знаем заранее при проведении исследований по изучению других вопросов, что данные могут понадобиться позже, при построении выборки целесообразно учитывать два типа доказательств. Общие — по типу юнита и основной социальной группе в структуре команды. Последнее позволяет отнести результаты разных исследований к единой родовой выборке и фактически позволяет использовать их в других исследованиях [17, c.92].

Аналитическая часть работы социолога не ограничивается выявлением факторов, обуславливающих существенные различия между рассматриваемыми полярными объектами (группами или коллективами работников). отдела предприятия. Многие проблемы не новы для компаний и имеют свою историю, поэтому что было сделано для решения этой проблемы, каковы были результаты, почему все изменилось, необходимо проанализировать, изменилось ли оно и как. Часто оказывается, что часть запланированных мероприятий не реализована, а другие дали ожидаемый эффект, что подлежит специальному рассмотрению, уже представляющему собой переходный этап.

Основными методами аналитической работы на данном этапе являются руководители, эксперты, наиболее компетентные сотрудники функциональных служб предприятия (отвечающие за определенные факторы, входящие в исходную теоретическую схему), и общественность. Это интервью с представителем государственного учреждения [18, c.25].


Здесь необходимо отметить вторую особенность метода исследовательской работы социолога - в его деятельности значительно сокращено использование анкетного инструментария, а основными методами исследования являются интервью и использование объективных данных. Это связано с высокой информативностью объектов для прикладных социологов, преимущественной направленностью на выработку решений конкретных социальных проблем, а также с тем, что проведение репрезентативных анкет требует значительных затрат времени.

В корпоративном контексте реализуется принцип «спрашивайте только то, чего нет объективной информации», а анкетирование в основном используется только для получения оценок и нормативных выражений сотрудников, а для сбора предложений полностью. Его можно использовать как один из каналов участия членов команды в управлении (репрезентативность опроса в данном случае явно не играет роли).

Реальная ситуация в практике работы социологов и психологов еще далека от этих требований. На втором месте обследование текущей производственной документации (72,7% обследований и 95,6% услуг). Третье место занимают интервью (91% услуг в 53,2% опросов). Реже всего используются специализированные методы, требующие приборного обеспечения и высококвалифицированных специалистов: социометрия (9,3 % исследований и 40 % услуг), психофизиология (5,6 % и 20 %), инструментальные методы и тесты (от 8,9 % до 4,2 %).

Многократные ссылки на объекты и использование интервью вместо анкеты устраняют традиционно понимаемую анонимность исследования (если интервьюируемый не идентифицируется по анкете). В связи с этим, с одной стороны, возрастает строгость социологов в вопросе сохранения профессиональной тайны, а с другой стороны, возникает проблема завоевания и поддержания доверия респондентов.

Практика показывает, что доверие может подкрепляться только принципиальной позицией социолога и эффективностью его работы. Если после исследования в цехе, отделе или области сделано мало улучшений, то этот объект постоянно «искажается» для интервью или вопросов. Также следует отметить, что анонимность опросов в последние годы вызывала недовольство социально развитых компаний. Растет не только необходимость исправлять авторов предложений, содержащихся в ответах на открытые вопросы, но и ожидание обратной связи. Респонденты получают информацию о судьбе их замечаний и предложений [19, c.58].

Анализ положения дел — только первая, далеко не самая важная и трудная часть работы заводского социолога. Основной этап – разработка конкретных программ действий, обеспечивающих эффективное решение задач и реализуемых в конкретных условиях предприятия.


Таким образом, можно сделать вывод, что содержание и характер профессиональной деятельности социологов определяет необходимость еще более глубокой подготовки будущих специалистов. Деятельность социолога должна отвечать ряду требований. Он должен уметь разбираться в фактах, событиях и социальных процессах, анализировать их и давать достойную оценку. От социолога требуется умелая организация и проведение конкретных исследований, на основе которых можно прогнозировать и прогнозировать тенденции развития социальных процессов. Научная деятельность социолога невозможна без достаточно высокого уровня развития коммуникативных навыков, необходимых в его работе.

Социолог может выполнять такие ответственные задачи только в том случае, если он достаточно подготовлен. В связи с этим производственный опыт имеет особое значение. Он обеспечивает единство теоретического и практического образования, позволяет будущим специалистам приобретать навыки, необходимые для дальнейшего образования и работы в качестве социолога. Он также дает полную картину вакансий по специализациям.

2. Анализ деятельности социолога на примере компании Белла


2.1. Общая характеристика компании Белла



Bella производит гигиенические и медицинские товары. Продукция польской материнской компании TZMO SA присутствует на российском рынке более 15 лет. В Егорьевске завод «Белла» был открыт в 2003 году. Сегодня компания продолжает стремительно развиваться, расширяя производственные мощности и ассортимент продукции. Цель ООО «Белпа» — вывести на рынок продукцию мирового уровня, доступную каждому.

В компании действует современный высокотехнологичный логистический центр, откуда товары доставляются во все регионы России, СНГ и другие страны. В настоящее время ведется строительство 4-го производственного корпуса по выпуску продукции для лечения урологических заболеваний под торговой маркой «сени». В дальнейшем планируется создание собственного стерилизационного центра, который сможет обслуживать медицинские учреждения как Егорьевска, так и соседних городов.

Продукция компаний Группы ТЗМО разрабатывается и производится по новейшим технологиям и отличается высочайшим качеством в любой стране.

Головная компания, включающая ООО «Белла», находится в польском городе Торунь. В 2019 году ей исполнилось 68 лет.