Файл: Практическая работа социолога на предприятии Белла.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такие данные говорят о том, что больше трудностей возникает именно из-за субъективных причин, т.е. личных качеств, характеров, склонностей, настроений и желания или нежелания работать половины опрошенных. А это те показатели, которые могут поддаваться коррекции путем дополнительного стимулирования, обучения, поощрения или же наказания.
Сплоченность коллектива определяется высоким уровнем взаимной привязанности членов трудового коллектива и характеризуется такими показателями, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимная ответственность, психологическая совместимость.
Блок "Что вы можете сказать о коллективе, в котором работаете?” При ответе на этот вопрос мнения опрошенных разделились следующим образом: коллектив не отличается большой сплоченностью, но и особой разобщенности нет (49 %); коллектив дружный, сплоченный (32 %); коллектив разбит на группировки (21 %).
По мнению 41% участников опроса, конфликты в коллективе возникают "иногда” или "очень редко" (соответственно 41 и 34%). Но равное количество (по 9%) считают, что конфликты возникают довольно часто или, что их не бывает никогда.
На вопрос о причинах возникновения конфликта в отдельных высказываниях респондентов отмечаются "несогласованность в решении вопросов, возникающих в процессе работы”; "личные отношения с руководителем отдела”.
На сплоченность коллектива влияет множество факторов и, в частности, система информирования, то есть доведение обще коллективных целей, заданий до каждого работника.
Недавно объединенный коллектив исследуемого подразделения существует как формально созданная структура. Люди еще довольно разобщены, но продолжается процесс формирования деловых взаимоотношений, в котором роль первого руководителя должна быть более заметна.
По мнению почти половины опрошенных, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе зависит от деятельности непосредственного руководителя (16%) и администрации (22%). Реально же формированием внутри коллективных отношений, по мнению 34% респондентов, занимаются сами члены коллектива, а 27% кажется, что этим не занимается никто.
Определяя форму взаимоотношений членов коллектива и непосредственного руководителя, 46% опрошенных работников отметили, что "руководитель предоставляет полную самостоятельность в выполнении работы и привлекает работников к принятию решений”; 22% высказали мнение, что руководитель "часто вмешивается в работу, не терпит возражений, жестко контролирует все действия”; 24% считают, что руководитель "мало вмешивается в дела подчиненных, не проявляет особой активности, ожидает указаний сверху”.
Таким образом, налицо все существующие в системе управления стили руководства (демократический, авторитарный и попустительский). Приоритет в выборе принадлежит непосредственному руководителю при решении конкретных проблем.
Блок "Виды стимулирования”. Половину опрошенных существующая зарплата не удовлетворяет. В целом же неадекватная оценка затрат труда снижает удовлетворенность от выполняемой работы и заинтересованность в конечных результатах.
Субъективный характер личной удовлетворенности работников, связанной с признанием и вознаграждением, создает самую большую трудность в управленческой деятельности руководителя. При этом, если воздействовать на работника только материальным поощрением, то эти средства довольно быстро перестают оказывать необходимое влияние.
Это связано с тем, что справедливость зарплаты обычно определяется не только через количество и качество труда, но и в процессе непрерывного сравнения своего заработка и оплаты других людей и групп. Анализ данных показывает, что большая группа моральных стимулов, способствующих мотивации, слабо задействована.
Блок "Осведомленность и вознаграждение”. Причастность к делам предприятия не только активизирует деятельность работников, но и повышает удовлетворенность от выполняемой работы. По данным опроса 53% респондентов отметили, что не осведомлены о возможностях предприятия и его перспективах, а 25% затруднились ответить на этот вопрос. Лишь 17% считают, что они в курсе дел своего предприятия.
Разброс мнений по этому вопросу показывает, что в управленческом воздействии на членов коллектива остается незадействованным такой важнейший стимул, как личная сопричастность общему делу и ответственность за выполнение стоящих перед коллективом задач. Пока большинство ограничивается просто желанием иметь рабочее место.
Но для получения руководителем достаточно объективных данных о развитии корпоративных отношений необходимо мониторинговое изучение общественного мнения работников.
Это позволит внести существенные коррективы в работу с членами коллектива, избежать серьезных конфликтов и недоразумений, связанных с "неточностями” в субъективном восприятии мнения других. Результаты опросов помогают руководителю быть чувствительнее ко всему происходящему в коллективе, улучшают его психологическую наблюдательность.
2.4 Рекомендации к решению проблем
Задачи, решаемые в ходе социологических исследований, сложны и разнообразны, как сложны социальная структура предприятия, протекающие в ней социальные процессы. Во многом они будут определяться спецификой, содержанием и условиями деятельности. Однако можно выделить ряд наиболее общих задач.
1. Совершенствование системы управления организацией, повышение обоснованности принятия управленческих решений — изучение социальных процессов, влияющих на эффективность управления.
2. Повышение уровня стабильности трудового коллектива, внутри-коллективной сплоченности, формирование единой трудовой морали фирмы на основе изучения факторов и масштабов сотрудничества и конфликтов, формальных и неформальных взаимосвязей, проблем лидерства, уяснения причин избыточной текучести кадров.
3. Развитие системы адаптации новых работников на предприятии, а также работников к инновациям на основе исследования механизма формирования “кадрового ядра”, факторов, определяющих сроки и успешность адаптации, оценки социальных последствий технических и организационных новшеств, совершенствования системы подбора и расстановки кадров.
4. Повышение трудовой активности работников на основе анализа процессов формирования трудовой мотивации, факторов, ее определяющих, оценки действенности существующих и рекомендаций по разработке новых систем стимулирования.
5. Изучение содержания, условий труда и разработка мер по их совершенствованию, гуманизации трудовой деятельности. Выявление факторов, способствующих повышению удовлетворенности трудом, разработка рекомендаций по планированию трудовой карьеры.
6. Повышение качества трудовой жизни, в том числе за счет лучшего Удовлетворения потребностей работников, развития социально-бытовой сферы в организации. Разработка социальных программ, программ социальной поддержки работников, планов социального Развития организации.
Многие из указанных задач актуальны для современной России. В период становления рыночных отношений важнейшими являются вопросы формирования новой трудовой мотивации, защиты трудовых прав работников, согласования экономических интересов “работодатель - наемный работник”, обеспечения нормальных условий и охраны труда, должного уровня социальных гарантий, создания системы социального партнерства, не
менее эффективной, чем в развитых странах с рыночной экономикой.
Однако сегодня все большее их число понимает: без учета социальных аспектов совместной деятельности, создания сплоченной, эффективно действующей команды единомышленников возможности предпринимателя существенно ограничены. На вооружение берутся западный опыт, методики, применявшиеся в Советском Союзе, современные отечественные разработки и прикладные исследования в сфере социологии труда в России обретают новую жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенное социологическое исследование на конкретном предприятии, определило основные элементы исследовательской программы, определен инструментарий исследования.
Подготовка и проведение социологического исследования в области труда на предприятии является очень сложной задачей и требует специальных знаний и методических навыков. Это особенно важно в связи с внедрением новых форм организации и мотивации труда, изменениями в общественной и повседневной жизни людей и т. д., которые глубоко затрагивают личные, коллективные и общественные интересы. В этом случае исследование не только желательно, но и необходимо. Оно дает возможность предотвратить несчастные случаи и непредвиденные последствия, получить больше уверенности с научным обоснованием, внедрить новые формы и методы ведения хозяйства.
В качестве метода социологического исследования был выбран опрос. Опрос дает возможность провести интервью с большим количеством людей за относительно короткий промежуток времени, что особенно важно при оперативном изучении общественного мнения в компании.
Заключение
Социолог призван помочь организации в проведении конкретных социологических исследований, касающихся диагностики внутренней среды фирмы (ее силы и слабости) и внешних возможностей и угроз, исследование потребительского рынка, использовании игровых методов в работе с членами организации над принятием совместных решений и т.п. · Аксиологическая функция. Она состоит в определении идеологии, целей, миссии организаций, ценностных приоритетов организационной культуры, этики и культуры управления, социальной ответственности, мировоззрения управляющих