Файл: 1 Теоретические и нормативноправовые основы камерального налогового контроля.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТеоретичеСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Характеристика современной налоговой системы РФ и ее структура
1.3 Понятие и сущноСТЬ КАМЕРАЛЬНой НАЛОГОВОй проверки
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ИФНС РОССИИ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
3 пОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
3.1 ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. | 4 |
1 Теоретические и нормативно-правовые основы камерального налогового контроля……………………...................................................... | 6 |
1.1 Характеристика современной налоговой системы и ее структура……. | 6 |
1.2 Понятие и виды налогового контроля……………………….…………. | 15 |
1.3 Понятие и сущность камеральной налоговой проверки………………. | 18 |
2 Анализ показателей камерального налогового контроля в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга………………………….. | 27 |
2.1 Характеристика ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга…………………………………………………………………. | 27 |
2.2 Оценка показателей деятельности отделов камеральных проверок ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга …………………. | 39 |
3 Повышение эффективности камерального налогового контроля………. | 45 |
3.1 Основные направления повышения эффективности камеральных налоговых проверок…………………………………………………………. | 45 |
3.2 Пути совершенствования камеральных налоговых проверок……….. | 49 |
Заключение …………………………………………………………………… | 56 |
Список использованных источников ……………………………………….. | 58 |
| |
| |
ВведениЕ
Основным контролирующим органом в сфере налоговых отношений являются налоговые органы. Поскольку налоговые органы являются основным из фискальных органов государства, то они обладают самыми широкими полномочиями в сфере осуществления налогового контроля, в ходе которого должны выявляться недобросовестные налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов.
В настоящее время налоговый контроль играет одну из самых важных и исключительных ролей в системе государственного финансового контроля, это обусловлено тем, что налоговые поступления имеют абсолютное преобладание в системе государственных доходов, а также тем, что в нынешних экономических условиях контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов обладает приоритетностью. Проблема оценки эффективности налогового контроля является наиболее актуальной, поскольку во многом именно от этого, а также от качественной организации контрольной работы налоговых органов зависит собираемость бюджета страны, что, в свою очередь, оказывает немалое влияние на благосостояние населения.
Стоит отметить, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются именно налоговые проверки, а в частности камеральные налоговые проверки.
Объектом исследования является камеральный налоговый контроль.
Предметом исследования является деятельность отделов камерального контроля ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга.
Целью данной работы является анализ показателей деятельности отделов камерального контроля ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга и разработка рекомендаций по совершенствованию системы налогового контроля на примере камеральных проверок.
Исходя из заданной цели, можно выделить следующие задачи:
-
Изучить теоретические аспекты камерального налогового контроля; -
Проанализировать показатели деятельности отделов камерального контроля ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга; -
Исследовать направления эффективности камеральных налоговых проверок. -
Разработать рекомендации по повышению эффективности системы налогового контроля на примере камеральных проверок.
В исследовании применялись методы:
- графический;
- расчетно-конструктиный;
- экономико-статистичский;
- экономико-математичский.
В процессе исследования использовались различные материалы: публикации в прессе, данные статистических и социологических исследований, судебная практика. В качестве информационной базы при написании отчета были использованы различные источники, как то: нормативно-правовые акты, в том числе Бюджетный Кодекс, Налоговый Кодекс,
статьи в периодической печати, а также данные Государственного Комитета статистики.
1 ТеоретичеСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Характеристика современной налоговой системы РФ и ее структура
Налоговая система РФ является основой для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговая система РФ представляет собой комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.
Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР. Принятый в декабре 1991 года закон «Об основах налоговой системы РФ» ввел в действие новые налоги и сборы, например, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие, а сам утратил свою юридическую силу.
Позднее в 1998 г. была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, а в 2000 г. - 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе, определившим взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, преобразованная позднее в Государственную налоговую службу.
В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. Однако в 2004 году после реорганизации его функции перешли к Министерству Финансов РФ (МинФин РФ). В этот же период начала функционировать Федеральная налоговая служба (ФНС), которая осуществляет свою деятельность в настоящее время.
Необходимо подчеркнуть, что на протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям. Современную налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Таким образом, общая характеристика современной налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой. [15]
Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения: федеральный, региональный и местный. Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.
Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
а) Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями Налогового Кодекса РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
б) Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе страны.
в) Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).
Кроме того, на основании Налогового кодекса РФ Минфин РФ и Федеральная налоговая служба РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей Налогового кодекса РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений. Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
Отдельно целесообразно обозначить принципы построения налоговой системы РФ. Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 Налогового кодекса РФ. Классифицируют следующие принципы построения налоговой системы РФ [27]:
-
Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. -
Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов. -
Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. -
Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. -
Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.