Файл: 1 Теоретические и нормативноправовые основы камерального налогового контроля.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТеоретичеСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Характеристика современной налоговой системы РФ и ее структура
1.3 Понятие и сущноСТЬ КАМЕРАЛЬНой НАЛОГОВОй проверки
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ИФНС РОССИИ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
3 пОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
3.1 ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Наибольший удельный вес в структуре доначислений составляют доначисления по НДС – 93,7 %.
Увеличение общей суммы доначисленных платежей по камеральным проверкам на 364 716 тыс. руб., или 1 401,0 % по отношению к аналогичному периоду 2021 года, произошло в основном за счет роста доначислений по НДС и штрафных санкций.
Увеличение доначисленных платежей в сравнении с соответствующим периодом предшествующего года произошло в связи с тем, что внедрена автоматизированная система АСК НДС-2, которая позволяет автоматически сопоставлять сведения о покупках и продажах налогоплательщиков. Тем самым налогоплательщики при подаче декларации, а также в период проведения камеральной налоговой проверки отказываются от принятия к вычету сумм НДС по «сомнительным», «схемным операциям» и отражают суммы НДС по операциям реализации в полном объеме самостоятельно.
Рост доначислений по налогу на прибыль организаций на 3 483 тыс. руб. или на 1 398,8 % обусловлен доначислением по проверке Налогового расчета (информации) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, сумма доначислений составила 2 929,9 тыс. руб.
Наблюдается рост доначисленных платежей по КНП по НДФЛ, удерживаемому налоговыми агентами, на 4 437 тыс. руб. или 92,0 % в связи с ростом количества выявленных нарушений. За 12 месяцев 2022 года при проведении камеральных проверок выявлено 826 нарушений, за 12 месяцев 2021 года выявлено 482 нарушения, рост составил 71,4 %.
Рост доначисленных штрафных санкций на 7 383 тыс. руб. или 3 710,1 % обусловлен ростом вынесенных решений о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности. Во 2 полугодии 2021 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" течение сроков, установленных статьями 100 и 101 НК РФ, приостановлено до 30.06.2021, следовательно, в период с 02.04.2021 по 30.06.2021 решения о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности не выносились.
Наблюдается рост доначисленных страховых взносов на 533 тыс. руб. или на 53,1 %. В отчетном периоде доначислены страховые взносы в результате неправомерного применения пониженных тарифов.
Снижение доначисленных платежей по налогу на имущество организаций по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 1 097 тыс. руб. или 97,6 % произошло в связи с тем, что в 2021 году вынесены решения о привлечении налогоплательщика к ответственности на общую сумму 1 111 тыс. руб. – организациями в нарушение п. 4 ст. 376 НК РФ не верно исчислен налог за 2018 год по движимому имуществу. За 12 месяцев 2022 года аналогичные решения не принимались.
Сумма убытка, уменьшенного в целях налогообложения, по результатам КНП за 12 месяцев 2022 года составила 14 223 тыс. руб., что на 4 % меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (за 12 месяцев 2021 года уменьшен убыток на сумму 14 810 тыс. руб.).
Всего доначислено платежей по результатам камеральных и выездных проверок 519 737 тыс. руб., что на 380 030 тыс. руб., или на 272,0 % больше, аналогичного периода 2021 года. Из них доначислено: налог – 325 308 тыс. руб., пени – 90 223 тыс. руб., штраф - 104 206 тыс. руб.
По камеральным налоговым проверкам доначислено 390 749 тыс. руб., что на 364 716 тыс. руб., или на 1401,0 % больше, аналогичного периода прошлого года. Из них доначислено: налог – 227 337 тыс. руб., пени - 59 859 тыс. руб., штраф – 103 553 тыс. руб.
Рисунок 7 – Сумма доначисленных налогов по результатам камеральных налоговых проверок за период 2020 – 2022гг.1
Как видно из Рисунка 7, в 2022 году наблюдается резкий рост доначисленных налогов по сравнению с 2020 и 2021 годом, что говорит об эффективности работы контрольных отделов ИФНС России по Кировсокму району г. Екатринбрурга.
3 пОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
3.1 ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Несмотря на положительную динамику доначислений сумм налогов по результатам камеральных налоговых проверок ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга, остается актуальным вопрос предупреждения возможных налоговых правонарушений и преступлений, а также повышения доходов бюджета РФ. Причем, рост доходов в данной ситуации должен быть обеспечен за счет улучшения администрирования уже существующих налогов.
От качества проведения налоговыми органами контрольно-аналитической работы в значительной степени зависит уровень поступление налогов, а, следовательно, и пополнение бюджета страны. В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок все больше подвергается автоматизации, это проводится с целью облегчения работы налоговых органов в части обработки больших объемов документов, а также для осуществления наилучшего и всецелого контроля, с одной стороны, непосредственно за налогоплательщиками, а с другой стороны, за правомерностью осуществления своей деятельности сотрудниками налоговых органов. Однако, несмотря на деятельность, направленную на улучшение работы налоговых органов в части проведения камеральных проверок, и по сей день существуют различный проблемы, связанные с осуществлением данного вида налогового контроля, которые нуждаются в решении. [14]
Существуют несколько направлений совершенствования камерального контроля с целью повышения доначисления налогов:
-
В первую очередь для более эффективного проведения налогового контроля необходимо обратить внимание на совершенствование налогового законодательства в РФ, а также на совершенствование различных приемов и способов в целях повышения эффективности проведения налоговых проверок.
Так, нынешнее налоговое законодательство практически не предусматривает возможности применения налоговыми органами косвенных методов исчисления налоговой базы. Данная проблема на сегодняшний день является особенно актуальной, поскольку все больше налогоплательщиков применяют схемы, заключающиеся в ведении бухгалтерского учета с нарушениями установленного порядка или же вовсе в его неведении, что приводит к сложностям в определении налоговой базы налоговыми органами. Вместе с тем налоговое законодательство предусматривает в большей степени исчисление налоговой базы для налоговых органов на основании сведений, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и налоговых декларациях, в то время как можно было бы использовать и какие-либо иные доступные сведения о налогоплательщике.
Так, в настоящее время налоговые органы в определенных случаях могут определять налоговую базу расчетным путем, на основании данных, имеющихся у аналогичных налогоплательщиков, однако у налоговых органов нет прав для использования косвенных методов определения налоговой базы даже в случае, если налогоплательщик представляет заведомо ложную информацию. [19]
Проблема состоит в законодательном ограничении использования сведений о деятельности налогоплательщика при проведении проверок в отношении крупных налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с экспортными и импортными операциями. Как следствие, трудно доказать намеренное занижение налоговых выплат. Такая возможность возникает только в рамках проведения выездной налоговой проверки. Осуществить полноценную камеральную проверку по причинам отсутствия необходимых объемов материалов не представляется возможным.
-
Одним из факторов, влияющих на эффективность камеральных проверок, является ограничение времени проведения проверки. В связи с расширением прав налоговых органов по истребованию документов, уста- новленных Налоговым Кодексом РФ, загруженность налоговых органов значительно возросла. При этом срок проведения проверки остался тем же и на данный момент он составляет три месяца со дня предоставления декларации (два месяца для деклараций по НДС).
Во избежание допущения ошибок при рассмотрении налоговых деклараций, а также сопутствующих документов из-за ограниченности времени необходимо увеличить срок проведения камеральных проверок в отдельных случаях.
-
Многие организации отказываются сдавать уточненные налоговые декларации при обнаружении ошибок в отчетности, ссылаясь на п. 1 ст. 81 Налогового Кодекса РФ, согласно которой при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, то есть у налогоплательщиков есть право, а не обязанность [31]. -
Много вопросов возникает при проведении камеральных проверок в отношении так называемых фирм-однодневок. Дифференцировать и выявлять таких налогоплательщиков достаточно сложно. Необходимо систематизировать мониторинг движения денежных средств на счетах таких организаций и нулевые, сознательно заниженные показатели деятельности налогоплательщика. Как правило, такие организации ставят своей целью возмещение НДС из бюджета, не представляют отчетность и являются претендентами на вычеты. В рамках проведения камеральной проверки не представляется изучение дополнительных документов, как самих организаций, так и их учредителей.
Проблемы также возникают в ходе анализа документов и счетов-фактур, подтверждающих право применения вычетов по НДС. По мнению арбитражных судов, непредставление в налоговый орган документов, подтверждающих правильность формирование налоговой базы и исчисления НДС, не является свидетельством занижения базы налогообложения и неуплаты налога. То есть применение налогового вычета носит в данном случае правомерный характер. Тем не менее судьи указывают на то, что налоговые санкции могут быть носить обоснованный характер только после исследования соответствующих документов. Получается, что налогоплательщик не обязан одновременно с подачей декларации представлять документы, подтверждающие право на вычет. Такая обязанность возникает с момента истребования документов налоговым органом. [8]
Нельзя не учитывать, что дополнительные мероприятия, связанные с осуществлением камеральных проверок, приведут к еще большей загруженности налоговых инспекторов, что может сказаться на качестве их проведения. Как следствие – массовый характер упущений, недочетов и ошибок при анализе деклараций, сумм уплаченных налогов. Актуальной также останется проблема повышения качества знаний работников налоговых органов, в также самих налогоплательщиков в области законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.
Таким образом, важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующего законодательства в сфере налогов и сборов, а также процедур проведения камеральных налоговых проверок.
3.2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Для повышения результативности камеральных налоговых проверок необходимо принятие следующих мер:
-
Внесение в действующее законодательство о налогах и сборах изменений, связанных с дополнительными мероприятиями налогового контроля.
Так о мероприятиях дополнительного налогового контроля сказано в пункте 6 статьи 101 Налогового Кодекса РФ. Это истребование документов, допрос свидетелей и проведение экспертизы. Назначаются такие мероприятия по решению руководителя налогового органа или его заместителя. Основанием для принятия решения служит необходимость получения дополнительных доказательств, которые подтвердили бы или опровергли тот факт, что налогоплательщик совершил нарушение.