Файл: 1 Теоретические и нормативноправовые основы камерального налогового контроля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чаще всего руководителем налогового органа (его заместителем) по результатам таких дополнительных мероприятий выносится решение об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в связи с недостаточностью доказательной базы совершенного налогового преступления.

Исходя из вышесказанного, необходимо на законодательном уровне расширить перечень дополнительных мероприятий налогового контроля, позволяющий в полной мере собрать доказательную базу совершенного налогового правонарушения налогоплательщиком. К таким относятся:

  1. Выемка документов. Очень часто недобросовестные налогоплательщики, пытающиеся скрыть факты совершения налогового преступления, не в полном объеме представляют запрашиваемые документы, либо не представляют их совсем. В таком случае налоговому органу необходимо провести выемку документов;

  2. С целью доказательства согласованности проверяемой организации с контрагентом необходим допрос руководителя и (или) иного уполномоченного лица на заключение сделки (договора) со спорным контрагентом по вопросу проявления должной осмотрительности при выборе контрагента;

  3. Привлечение правоохранительных и иными контролирующих органов. Часто бывает так, что свидетель, которого вызвали на допрос в инспекцию, не явился. В таком случае стоит направить запрос в правоохранительные органы, чтобы те в свою очередь направили вызов на допрос от своего лица.

В структуре налоговой службы США имеется подразделение по криминальным расследованиям, приравненное к правоохранительным органам, которому доступна вся информация при расследовании налоговых преступлений, а также по делам, связанным с наркотиками, проституцией и отмыванием денег. Это обеспечивает мобильность и результативность работы с пресечением от уклонения от налоговых обязательств, а также соблюдение в полной мере сохранности налоговой тайны;

  1. Проведению качественной камеральной проверки препятствует несогласованность действий налоговых органов с внешними источниками информации. Если в результате камеральной проверки налоговый инспектор обнаружил сокрытие налогов, то налоговым законодательством не предусмотрено право налоговых органов использовать иные сведения о проверяемом лице для исчисления налоговой базы, кроме сведений, указанных в налоговых декларациях. Исключение составляют лишь взаимозависимые лица. Однако следует отметить, что для признания лиц взаимозависимыми они должны соответствовать условиям, указанным в Налоговом Кодексе РФ. На практике взаимозависимость лиц доказать сложно, в связи с этим необходимо в Налоговый Кодекс РФ предусмотреть методы исчисления налоговой базы, используемые в других странах.

  2. Применение других форм и мероприятий налогового контроля, не предусмотренных налоговым законодательством.


В Налоговом кодексе РФ напрямую не сказано, какие именно факты можно изучать в ходе дополнительных мероприятий. Зато существует мнение Конституционного суда РФ. В пункте 4.1 постановления от 14 июля 2005 г. № 9-П сказано, что цель дополнительных мероприятий налогового контроля – уточнить обстоятельства, связанные с обнаруженным правонарушением. То есть налоговики должны отталкиваться от того, что уже написано в акте проверки.

На практике в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля зачастую инспектор устанавливает новые факты совершения налогового правонарушения. В связи с этим необходимо предусмотреть Налоговым Кодексом возможность включать в акт налоговой проверки, вновь установленные обстоятельства, доказывающие вину налогоплательщика.

  1. Следует также проводить работу с налогоплательщиками, в отношении которых выявлены налоговые риски. Например, могут проводиться комиссии в присутствии налогоплательщиков или их представителей, при которых будут рассматриваться налоговые риски, выявленные в ходе камерального контроля, а также заслушиваться и рассматриваться их пояснения в отношении выявленных рисков. Указанная мера позволит налогоплательщикам исправить выявленные при камеральной проверке налоговые нарушения, избежать выездных налоговых проверок.

Также для предупреждения дальнейших правонарушений следует проводить вебинары для налогоплательщиков о должной осмотрительности при выборе контрагентов, в ходе которых будут освещаться вопросы: понятие должной осмотрительности при выборе контрагента; порядок проверки контрагентов; ресурсы для проверки контрагентов.

Так, например, налоговые органы США оказывают большой спектр налоговых услуг, направленных на добровольное исполнение налоговых обязательств: консультирование и просвещение налогоплательщиков посредством Call-центров, тесная работа с ассоциациями, распространение бесплатных буклетов по составлению налоговых деклараций и т.д.

  1. Помимо сформулированных выше мер, для повышения эффективности камеральных проверок целесообразно расширить перечень документов, которые можно истребовать при проведении камеральной налоговой проверки, так как на современном этапе сведения о счетах налогоплательщика представляются налоговым органам лишь по специальному запросу.

Опираясь на опыт зарубежных налоговых органов, ряда стран – участниц ОЭСР имеют значительные полномочия, позволяющие им проводить камеральные налоговые проверки эффективно. Так, например, во Франции, Швеции, Германии,

проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций (органов статистики, монопольных перевозчиков и пр.), обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Швеции, Норвегии при проведении камеральных проверок любых деклараций у налогоплательщика можно истребовать первичные документы (в Российской Федерации – только в случае, если сумма вычетов по декларации по НДС превысила сумму исчисленного налога). В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок. [24]

  1. При письменном согласии налогоплательщика, необходимо предоставить налоговым инспекторам полномочия самостоятельно вносить исправления в налоговые декларации при обнаружении ошибок, не приводящих к доначислению налога.

К примеру, иностранные налоговые органы обладают широкими правами. В частности, по представленным декларациям в случае нахождения ошибок при проведении камерального контроля инспектор вправе самостоятельно произвести доначисление налогов и информировать о сумме налоговых обязательств налогоплательщика. В случае непредставления налогоплательщиком декларации, но поступления сведений из других источников по полученным таким налогоплательщиком доходам, инспектор вправе произвести начисление налогов. В случае уклонения от уплаты налогов налоговые органы имеют право наложить взыскание на имущество и при этом самостоятельно произвести оценку и реализовать имущество. [19]

  1. Для осуществления полной и эффективной камеральной налоговой проверки автоматизированную систему контроля необходимо синхронизировать с различными программами бухгалтерского учета, которые используются большинством организаций (например, 1С или Контур). Такая синхронизация облегчит взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов в части подачи финансовой отчетности, также сделает деятельность организаций намного прозрачнее для налоговых органов, и тем самым сокращает количество схем по уходу от уплаты налогов. Внедрение в автоматизированную систему контроля программы, которая позволит отслеживать движение денежных потоков, также является одним из значимых преимуществ для наилучшего осуществления камеральных проверок. С помощью данной программы, в которую включены не только физические и юридические лица, но и банки, налоговые органы будут иметь возможность отслеживать все операции, осуществляемые с банковскими счетами налогоплательщиков. Такая открытость движения денежных средств налогоплательщиков в значительной степени упростит работу налоговых органов в части выявления взаимозависимости организаций, а также позволит наилучшим образом осуществлять контроль за трансфертным ценообразованием. Итак, можно отметить, что внедрение автоматизированной системы контроля по налогу на прибыль организаций на данном этапе является весьма актуальным. Стоит выделить ряд бесспорных преимуществ осуществления камеральной проверки при помощи автоматизированных систем. Во-первых, применение автоматизированной системы контроля позволяет сократить время на проведение проверок и улучшить их эффективность. Так, за счет автоматизации практически всех этапов проверок сотрудники налоговых органов тратят значительно меньше времени на ее проведение, поскольку программа сама находит какие-либо недочеты в сданной налогоплательщиком документации и при необходимости сама направляет налогоплательщику требование о представлении пояснений или каких-либо документов. В свою очередь, за счет сокращения времени проведения одной камеральной проверки налоговые органы имеют возможность охватить значительно большее число налогоплательщиков в меньшие сроки. При этом внедрение данной программы также в дальнейшем поспособствует сокращению затрат налоговых органов на проведение мероприятий налогового контроля, что положительно отразится на их эффективности.


Во-вторых, за счет синхронизации автоматизированной системы с иными программами, осуществляющими контроль за деятельностью налогоплательщиков, а также за счет возможности отслеживания движения денежных потоков деятельность налогоплательщиков становится вся более прозрачной для налоговых органов. В этой связи налогоплательщикам с каждым разом становится все труднее «обманывать» данную систему с целью минимизации своих налоговых обязательств.

В-третьих, использование данной автоматизированной системы контроля способствует осуществлению результативной борьбы со схемами ухода от уплаты налогов, а также благоприятствует побуждению налогоплательщиков к сдаче уточненных налоговых деклараций с увеличенными в ней суммами налогов. [17]

Все вышеуказанные меры являются необходимым этапом для повышения поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдением прав и интересов налогоплательщиков.

Экономическая эффективность предложенных мер выражается в увеличении доходов бюджета за счет доначислнных налоговых поступлений; снижение затрат на проведение выездных налоговых проверок. Социально-экономическая эффективность выражается в повышении уровня налоговой культуры и налоговой грамотности среди населения и организаций; уменьшение процента налоговых правонарушений, создания схем ухода от налогообложения.

Заключение
Подведем итоги исследования.

По первой главе установлено, налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

Важнейшей функцией налоговых органов является налоговый контроль. Он подразделяется на несколько видов: выездные налоговые проверки, камеральные налоговые проверки и налоговый мониторинг.

Камеральная налоговая проверка является основной формной налогового контроля. При этом инструментарий камеральной проверки несколько ограничен законодательством по сравнению с инструментарием выездных проверок.

В ходе проведения проверки правомерности за соблюдением законода-тельства о налогах и сборах должностные лица налогового органа проводят мероприятия налогового контроля. К таким относятся:

    1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика. Документы необходимо представить в налоговый орган в течении десяти дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 Налогового Кодекса РФ);

    2. запрос выписок банков;

    3. допрос свидетелей;

    4. назначение экспертизы;

    5. привлечение специалиста, переводчика;

    6. выемка документов;

    7. осмотр помещений, территорий, документов и предметов на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку, утвержденную руководителем налогового органа (его заместителем) (п. 1 ст. 92 Налогового Кодекса РФ).


Основной целью всех проводимых мероприятий налогового контроля является побуждение налогоплательщиков к добровольному устранению нарушений, отказу от применения схем уклонения от уплаты налогов, добровольное уточнение налоговых обязательств, соблюдение налогового законодательства.

Во второй главе дана характеристика Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга, а также проанализированы показатели деятельности отделов камерального контроля.

Анализ показал положительную динамику доначисленных налогов по результатам камеральных налоговых проверок в 2022 году по сравнению с показателями 2021 года и 2020 года, что говорит об улучшении показателей работы контрольных отделов ИНФС России по Кировскому району г. Екатеринбурга.

В третьей главе нами были описаны основные направления повышения эффективности камерального контроля, а также разработаны предложения, которые повысят качество проводимых камеральных налоговых проверок.

Так, для улучшения результативности камеральных проверок необходимо:

  1. Внести изменения в законодательство о налогах и сборах в части проводимых мероприятиях налогового контроля и запрашиваемых документов;

  2. Организовать проведение комиссий и вэбинаров с налогоплательщиками для повышения налоговой культуры и налоговой грамотности;

  3. Усовершенствовать программное обеспечение налоговых органов.

Все приведенные меры помогут повысить уровень доходов бюджета, а также понизить уровень налоговых правонарушений в РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ