Файл: 1 Теоретические и нормативноправовые основы камерального налогового контроля.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТеоретичеСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Характеристика современной налоговой системы РФ и ее структура
1.3 Понятие и сущноСТЬ КАМЕРАЛЬНой НАЛОГОВОй проверки
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ИФНС РОССИИ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
3 пОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
3.1 ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Рисунок 6 - Подчиненность структурных подразделений в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга.
Функции отделов ИФНС распределяются следующим образом:
-
Отдел кадров – отвечает за обеспечение реализации полномочий по решению кадровых вопросов, формированию структур и штатной численности подразделений аппарата ИФНС, а также вопросов, касающихся повышения квалификации, аттестации, присвоению классных чинов, поощрения и награждения работников налоговых органов. -
Отдел безопасности – обеспечивает организацию и контроль мероприятий по осуществлению охраны, пропускного и внутриобъектного режимов, инженерной защиты в административных зданиях инспекции и на объектах ее территориальных органов. Координирует работу ИФНС по организации, во взаимодействии с правоохранительными органами, системы безопасности деятельности работников. Ведет контроль за исполнением законодательства по противодействию коррупции, соблюдению гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности инспекции. -
Отдел выездных налоговых проверок:
-
осуществляет выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему РФ; -
рассматривает представленные налогоплательщиками возражения по актам выездных налоговых проверок; -
оформляет результаты выездных налоговых проверок.
-
Юридический отдел – выполняет следующие функции:
-
рассмотрение и анализ жалоб налогоплательщиков; -
производство, участие и юридическое сопровождение дел о налоговых и административных правонарушениях; -
оформление и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исков по всем основаниям в соответствии с законодательством РФ.
-
Аналитический отдел - осуществляет контроль, мониторинг, анализ и прогнозирование поступлений в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами органов исполнительной власти Свердловской области и органов местного самоуправления в пределах их компетентности. Также аналитический отдел формирует формы сводной отчетности и осуществляет взаимодействие с Управлением Федерального казначейства Свердловской области, Правительством Свердловской области и иными региональными государственными органами. -
Общий отдел – отвечает за организацию и обеспечение единой системы делопроизводства и документооборота ИФНС, учет и регистрацию входящих и исходящих документов. -
Отдел хозяйственного обеспечения – организует мероприятия материально-технического обеспечения ИФНС и работы по содержанию и текущему ремонту здания, с последующей их координацией. -
Отдел оперативного контроля – осуществляет:
-
контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; -
контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
-
Отдел работы с налогоплательщиками – организует:
-
ежедневный прием налогоплательщиков;
-
прием и регистрацию налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков; -
публичное и индивидуальное информирование налогоплательщиков, в том числе о состоянии расчетов с бюджетом; -
работу телефона общественной приемной инспекции; -
информационные и разъяснительные кампании в целях информирования налогоплательщиков о действующем законодательстве Российской Федерации.
-
Отдел информатизации - отделом осуществляется обеспечение и практическая реализация единой политики ФНС России в области развития системы телекоммуникаций и информационных технологий. -
Отдел камеральных проверок:
-
проводит камеральные проверки налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов основных налогоплательщиков; -
отбирает налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.
-
Отдел финансового обеспечения:
-
выполняет функции получателя бюджетных средств, определенных Бюджетным Кодексом Российской Федерации;
-
организует бюджетный учет, составляет сводную бюджетную и статистическую отчетности ИФНС; -
разрабатывает предложения по обеспечению стабильности финансово-экономического положения инспекции.
-
Отдел учета налогоплательщиков:
-
осуществляет регистрацию и учет налогоплательщиков; -
предоставляет сведения из государственных реестров (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, РДЛ).
-
Отдел обеспечения процедур банкротства:
-
рассматривает заявления о признании должников банкротами и подготавливает решения о направлении или при наличии определенных условий отклонений их подачи в арбитражный суд; -
проводит анализ финансового состояния организации, с целью решения вопроса о подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом; -
принимает участие в осуществлении контроля за реализацией процедур банкротства.
-
Отдел урегулирования задолженности - организует работы по проведению реструктуризации кредиторской задолженности налогоплательщиков по платежам в бюджет, выявляет причины образования задолженности, анализирует ее динамику по сравнению с базисными периодами. -
Отдел предпроверочного анализа и истребования документов – осуществляет анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с целью последующего включения в план выездных налоговых проверок, формирует план выездных проверок, истребует документы по поручению должностного лица. -
Контрольно-аналитический отдел - систематизирует, анализирует и обобщает признаки и принципы работы схем уклонения от налогообложения, выявляет операторов таких схем, формирует и реализует меры противодействия. Координирует и организует взаимодействие с внешними структурами по выявлению и доказыванию схем уклонения от налогообложения.
Инспекция не имеет территориально обособленных рабочих мест.
Структура инспекции на 31 декабря 2022 года: 20 отделов, предельная численность 255 человек и 4 работника, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих. Фактическая численность – 234 человека.
В своей деятельности персонал руководствуется актами Президента и Правительства Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, Конституцией Российской Федерации, нормативно – правовыми актами органов власти Свердловской области и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, Положением об инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга и Положениями касательно деятельности каждого структурного подразделения.
2.2 ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОВ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ИФНС РОССИИ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
За 12 месяцев 2021 года проведено 197 967 камеральных налоговых проверок (в 2020 году проведено 200 864 камеральных налоговых проверок), что на 2 897 камеральных проверок или на 1,4 % меньше, чем за аналогичный период 2020 года.
Сумма доначислений в расчете на одну результативную камеральную проверку за 12 месяцев 2021 года составляет 7,5 тыс. руб., за аналогичный период 2020 года – 8,0 тыс. руб., что меньше на 0,4 тыс. руб.
Результаты камеральных налоговых проверок в разрезе основных налогов и сборов за 2020-2021гг. представлены в таблице 2
Таблица 2 – Результаты камеральных налоговых проверок в разрезе основных налогов и сборов за 2020-2021 гг. 1
Показатель | Доначислено налогов, сборов | |||||
12 мес. 2020 тыс.руб. | Уд. вес в структуре доначислений, % | 12 мес. 2021 тыс.руб. | Уд. вес в структуре доначислений, % | +/-, тыс.руб. | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
НДС | 32 132 | 57.0 | 15 451 | 59.4 | -16 681 | 48.1 |
Акцизы | 0 | 0.0 | 0 | 0.0 | 0 | 0.0 |
Налог на прибыль | 1 315 | 2.3 | 249 | 1.0 | -1 066 | 18.9 |
Налог на имущество | 125 | 0.2 | 1 124 | 4.3 | 999 | 899.2 |
Земельный налог | 3 271 | 5.8 | 62 | 0.2 | -3209 | 1.9 |
Транспортный налог | 309 | 0.5 | 242 | 0.9 | -67 | 78.3 |
НДФЛ | 12 989 | 23.0 | 4 822 | 18.5 | -8 167 | 37.1 |
Налоги за пользование природными ресурсами | 650 | 1.2 | 3 | 0.0 | -647 | 0.5 |
УСН | 2 284 | 4.0 | 1 488 | 5.7 | -796 | 65.1 |
ЕНВД | 588 | 1.0 | 1 390 | 5.3 | 802 | 236.4 |
Штрафные санкции | 307 | 0.5 | 199 | 0.8 | -108 | 64.8 |
Единый с/х. налог | 1 | 0.0 | 0 | 0.0 | -1 | 0.0 |
Страховые взносы | 2 431 | 4.3 | 1 003 | 3.9 | -1 428 | 41.3 |
Продолжение таблицы 2 | ||||||
ВСЕГО: | 56 402 | 100.0 | 26 033 | 100.0 | -30 369 | 46.2 |
Наибольший удельный вес в структуре доначислений составляют доначисления по НДС – 59,4 %.
Снижение общей суммы доначисленных платежей по камеральным проверкам на 30 369 тыс. руб., или 53,8 % по отношению к аналогичному периоду 2020 года, произошло в основном за счет снижения доначислений по НДС, налогу на прибыль, земельному налогу, транспортному налогу, НДФЛ, НДПИ, УСН, штрафных санкций и страховых взносов. За 12 месяцев 2021 года, произошел рост доначислений налогу на имущество и ЕНВД.
За 12 месяцев 2022 года в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга проведено 199 324 камеральных налоговых проверок (в 2021 году проведено 197 985 камеральных налоговых проверок), что на 1 355 камеральных проверок или на 0,7 % больше, чем за аналогичный период 2021 года.
Сумма доначислений в расчете на одну результативную камеральную проверку за 12 месяцев 2022 года составляет 49,1 тыс. руб., за аналогичный период 2021 года – 7,5 тыс. руб., что больше на 41,5 тыс. руб.
Результаты камеральных налоговых проверок в разрезе основных налогов и сборов за 2021-2022гг. представлены в Таблице 3.
Таблица 3 - Результаты камеральных налоговых проверок в разрезе основных налогов и сборов за 2021-2022гг.1
Показатель | Доначислено налогов, сборов | |||||
12 мес. 2021 тыс.руб. | Уд. вес в структуре доначислений, % | 12 мес. 2022 тыс.руб. | Уд. вес в структуре доначислений, % | +/-, тыс.руб. | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Продолжение таблицы 3 | ||||||
НДС | 15 451 | 59.4 | 366 307 | 93.7 | 350 856 | 2 370.8 |
Акцизы | 0 | 0.0 | 0 | 0.0 | 0 | 0.0 |
Налог на прибыль | 249 | 1.0 | 3 732 | 1.0 | 3 483 | 1 498.8 |
Налог на имущество | 1 124 | 4.3 | 27 | 0.0 | -1 097 | 2.4 |
Земельный налог | 62 | 0.2 | 427 | 0.1 | 365 | 688.7 |
Транспортный налог | 242 | 0.9 | 299 | 0.1 | 57 | 123.6 |
НДФЛ | 4 822 | 18.5 | 9 259 | 2.4 | 4 437 | 192.0 |
Налоги за пользование природными ресурсами | 3 | 0.0 | 0 | 0.0 | -3 | 0.0 |
УСН | 1 488 | 5.7 | 1 491 | 0.4 | 3 | 100.2 |
ЕНВД | 1 390 | 5.3 | 89 | 0.0 | -1 301 | 6.4 |
Штрафные санкции | 199 | 0.8 | 7 582 | 1.9 | 7 383 | 3 810.1 |
Единый с/х. налог | 0 | 0.0 | 0 | 0.0 | 0 | 0.0 |
Страховые взносы | 1 003 | 3.9 | 1 536 | 0.4 | 533 | 153.1 |
ВСЕГО: | 26 033 | 100.0 | 390 749 | 100.0 | 364 716 | 1 501.0 |