Файл: Теоретические аспекты изучения развития речи детей раннего возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение. ……………………………………………………………………....

3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития речи детей раннего возраста………………………………………………………………………….


6

1.1 Развитие речи детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………..


6

1.2 Основные закономерности речевого развития детей…………………...

11

1.3 Особенности организации психолого-педагогических условий для развития речи у детей раннего возраста………………………………………


16

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей раннего возраста………………………………………………………………..


26

2.1 Организация исследования речевого развития детей раннего возраста

26

2.2 Анализ результатов исследования речевого развития детей раннего возраста

31

2.3 Комплекс мероприятий взаимодействия ДОО и семьи по развитию речи у детей раннего возраста…………………………………………………


33

Заключение..……………………………………………………………………

43

Библиографический список……………………………………………………

45


Введение

Современная отечественная система образования, находящаяся в состоянии реформирования, постоянно совершенствует содержание и качество образовательных услуг. Одним из результатов модернизации является принятие и обязательное введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей дошкольного и школьного возраста.

Данный ФГОС и его качественное усвоение возможны только при наличии хорошо развитой речи ребенка уже в начале освоения обязательного уровня образования. Т.о., акцент актуальности качественной подготовки детей смещается на ранний возраст - на период активного речевого развития и период становления основ речи.

В методической литературе представлено достаточно полное описание особенностей речевого развития детей на всех возрастных этапах, охарактеризована классическая методика развития речи детей в ДОУ, однако переход на ФГОС требует раскрытия в полной мере психолого- педагогических условий для развития речи у детей именно раннего возраста.


Л.С. Выготcким было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции и, в частности, речь проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом, среда выступает не только как условие, но и как источник развития. [8].

Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребенок вкладывает в слышимые и произносимые слова, очень существенно отличается от значения, которые эти же слова имеют для взрослого. На протяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка.

Согласно ФГОС ДО «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Актуальность данной темы состоит в том, что развитие речи ребенка так же зависит от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевой общение. Овладение речью – одна из главных задач развития ребёнка. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей, познавательной активности ребенка.

Основное новообразование раннего детства, как отмечают многие исследователи, связано с речью, благодаря чему ребенок по-новому, чем младенец, связан с социальным окружением. В результате у ребенка расширяются границы познания окружающего мира: он направляет внимание на свойства предметов и способы действия с ними, качественные изменения претерпевают взаимоотношения с близкими взрослыми, на это указывают работы Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной и др. [9].

Эти условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Это и обозначило проблему исследования. Проблема достижения таких высоких требований невозможно без создания в процессе речевого и общепсихического развития ребенка особых психолого- педагогических условий.



Недостаточная разработанность проблемы и её значимость для теории и практики ДОУ обусловили выбор темы исследования: «Особенности речевого развития детей раннего возраста».

Цель исследования: теоретически изучить и практически исследовать эффективность создания психолого-педагогических условий развития речи у детей раннего возраста.

Объект исследования: особенности развития речи у детей раннего возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития речи у детей раннего возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности речевого развития детей раннего возраста.

3. Определить психолого-педагогические условия развития речи у детей раннего возраста.

4. Оценить эффективность создания психолого-педагогических условий развития речи у детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: развитие речи у детей раннего возраста будет эффективным, если создавать специальные психолого-педагогические условия, основным из которых является взаимодействие родителей и педагогов ДОО.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, математическая обработка результатов эксперимента.

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ДС. В эксперименте приняли участие воспитанники 2-ой младшей группы в количестве 20 детей.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 35 источников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития речи детей раннего возраста

1.1 Развитие речи детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема

Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития организма. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, в этом утверждении есть здравый смысл. Одним из основных новообразований данного возраста является развитие речи. В настоящее время в психологии нет единого определения речи.Согласно, одному из наиболее распространенных подходов в психологической науке, речь - исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка [2, с. 55].


По мнению Р.С. Немова: «Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации» [13, с.75].

Проблема речевого развития нашла отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов: «…речь в подлинном смысле слова является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи; в этом специфика речи в подлинном смысле слова, речи человека» [32, с.40]. В развитии структуры речи отмечается, что отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением, будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. Затем в среднем между 1,5 и 2 годами у ребенка появляются первые не однословные предложения (из 2—3 слов); они представляют собой сначала как цепь однословных предложений. На третьем году жизни ребенок переходит к флексийной речи [32, с.42].

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, «...вместо того, чтобы быть лишь объектом, направляющихся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Иными словами, овладение речью, являясь важнейшим завоеванием детей раннего возраста, становится решающим условием всего его дальнейшего развития. Проблема речевого развития как одного из основных показателей психического развития детей вот уже на протяжении нескольких столетий занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Нам представляется важным тот факт, что в многочисленных психологических, физиологических, психолингвистических исследованиях детской речи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, A.M. Шахнарович и др.), доказывается значимость не только подражательной, но и творческой активности ребенка в ходе овладения речью, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания. [4, с.79].

Анализ поведения детей раннего возраста, проведенный В.И. Лубовским [16, с.64], показывает, что ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью. Ряд авторов – В.П. Арсентьева и др. - выделяют факторы, влияющие на развитие речи: слуховое внимание, моторное развитие, интеллектуальный рост, эмоциональное развитие, общение [1, с.174].


Такой подход изменяет традиционную концепцию овладения ребенком речью, где активность ребенка в данном процессе сводится лишь к подражательной активности. Напротив, в основу данного подхода авторы заложили идею об овладении ребенком речью посредством его творческого познания слова и действия с ним в ситуации общения с взрослым. Иными словами, ребенок становится активным участником данного процесса, являясь не только объектом познания и воздействия взрослого, но и субъектом своей деятельности, и именно в этом, на наш взгляд, скрываются огромные резервы детского развития. В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивает, что предпосылки развития речи определяются двумя основными составляющими этого процесса: неречевой предметной деятельностью ребенка и речевой деятельностью взрослого в процессе общения с ребенком. Другими словами, овладение ребенком активной речью происходит в процессе речевой и неречевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями окружающего мира, а также через общение со взрослым [1, с.14].

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, для овладения значением слова необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления, удовлетворяя реальным потребностям ребенка, влилось в его жизнь и деятельность. Это становится возможным лишь в ситуации, способствующей формированию у ребенка как субъекта своих действий, когда он оказывается в состоянии активно вносить изменения в действующую на него среду и изменять в каждой ситуации соотношения влияющих на него раздражителей. А это в свою очередь зависит от уровня овладения ребенком речью, поскольку освоение языка изменяет действия ребенка, благодаря чему они становятся нацеленными и приобретают произвольный характер. Данные положения отражены в трудах А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина. [9, с.74]. Ребенок на третьем году жизни делает одно из величайших открытий – он открывает, что «каждому предмету соответствует постоянно символизирующих его, служащий для обозначения и сообщения звуковой комплекс, то есть всякая вещь имеет свое имя» [13, с.314]. Штерн приписывает, таким образом, ребенку на третьем году жизни «пробуждения сознания символов и потребности в них» [13, с.314].

Переломный и решающий для всего речевого развития момент, открыт Штерном верно, где разъяснены два объективных симптома, которые позволяют судить о наличии этого переломного момента и значение которых в развитии речи трудно преувеличить: