Файл: Теоретические аспекты изучения развития речи детей раннего возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 этап – формирующий – реализация психолого-педагогических условий развития речи у детей раннего возраста.

3 этап – контрольный, целью которого является оценка эффективности реализации психолого-педагогических условий развития речи у детей раннего возраста.

2.2 Анализ результатов исследования речевого развития детей раннего возраста
Речевое развитие ребенка – важный этап и показатель общепсихического развития в раннем возрасте.

Цель исследования: выявить уровень речевого развития каждого ребенка.

Результаты диагностики отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Уровень речевого развития детей раннего возраста

п/п

Имя ребенка

Методики

Общий балл

Уровень

1

2

3

4

5

1

Дима

11

5

9

9

3

37

с

2

Данил

12

5

4

4

2

27

н

3

Рома

11

5

5

8

3

32

с

4

Даша

8

3

3

7

3

24

н

5

Ксюша

14

2

1

6

2

25

н

6

Маргарита

17

5

10

10

7

49

в

7

Саша

10

3

1

3

2

19

н

8

Вова

9

3

2

7

3

24

н

9

Миша

13

5

10

10

8

46

в

10

Максим

11

5

9

9

3

37

с



Таким образом, в ходе диагностики с детьми раннего возраста на начало года мы выяснили что 20% (2 ребёнка) речевое развитие на высоком уровне. 30% (3 ребёнка) – средний уровень, 50% (5 детей) – низкий уровень развития.

Итак, анализ табличных данных показал, что развитие речи детей в группе находится на низком уровне (5 детей - 50%).

Дети испытывали некоторые затруднения при выполнении задания. Так уровень понимания речи не соответствует возрастной норме, звукопроизношение еще не сформировано, поэтому тот результат, который показали дети в данной группе, соответствовал норме. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам, но с помощью педагога дети использовали в своих рассказах различные фрагменты речи: существительные, глаголы, союзы, наречия, местоимения и предлоги. Были отмечены хорошие показатели состояния контекстной речи. В речи детей встречались слова - существительные категории единственного и множественного числа и у глаголов, категории совершенного и несовершенного вида. Дети пользовались предлогами, встречались в речи детей местоимения.

В целом речь детей приближена к связной. Состояние грамматического строя речи в норме, что сказывается на свободное общении детей, и умении грамотно строить предложения.

Средний уровень развития речи был отмечен у 3 детей, что составило 30%. Затруднения у этих детей возникали в основном недостатке понимании речи. Дети справлялись с заданием частично. Не все дети внимательно выполняли задания логопеда, были пассивны и практически, не реагировали на вопросы, обращенные к ним. В общем словаре детей не наблюдались обобщения, понятий, а восприятие бытовой фразы и дифференцировка далеких звуков наблюдалось в изолированном положении.

Наблюдались отклонения состояние звукопроизношения. Дети заменяли звуки при помощи последних, которые уже имелись в речи. Иногда дети сокращали и слоговую структуру слова. Также возникали трудности в употреблении прилагательных в превосходной степени, а также в составлении сложных предложений. Трудности наблюдались и в описании: рассказа.


2.3 Комплекс мероприятий взаимодействия ДОО и семьи по развитию речи у детей раннего возраста
В результате выявленных недостатков в образовательном процессе ДОО по организации речевого развития, мы решили уделить больше внимания совместной работе образовательной организации и семьи.



Для того, чтобы родители совместно с ДОО осуществляли работу по речевому развитию детей раннего возраста, они должны хорошо знать, какие задачи речевого развития ставятся программой, знать практику по речевому развитию в ДОО. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами работы по речевому развитию детей раннего возраста.

Одна из форм совместной работы ДОО и семьи – это привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Обычно эту работу родители выполняют в отсутствии детей и не используют её в воспитательных целях. Значительно важно организовать родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать её, но и участвовать в ней.

Определили формы и методы работы с родителями: увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам речевого развития. (Совместный проект «Кукла Катя»). Один раз в неделю во второй половине дня рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприятия – закрепить полученные детьми умения, представления на игровом материале. На «Игротеку» приглашаются все желающие члены семей воспитанников группы, которые являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Они могут проконсультироваться у воспитателя по поводу интересующих их проблем; познакомиться с различными речевыми дидактическими играми, поиграть в них с ребенком и другими детьми; взять домой понравившееся игровые материалы для индивидуальной работы со своим ребёнком.

Газета для родителей. Два разворота газеты вооружают родителей как теоретическими знаниями, так и практическими советами. Каждый выпуск газеты посвящен какой-то одной проблеме речевого развития ребенка: артикуляции звуков, грамматическому строю, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики. Выходит газета один раз в месяц. В ней представлено несколько постоянных разделов. Раздел «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации. По формированию различных речевых навыков, например артикуляции (какие артикуляционные упражнения следует разучить; как вводить и разучивать артикуляционные упражнения и пр.). Раздел «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей.


Привлечение родителей в образовательную деятельность. В группах организуется выставка «Моя любимая книга». Ребята приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, уметь пересказать содержание. Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов. Родители по нашему совету записывают эти рассказы или составляют книжки-малышки с иллюстрациями детей, приносят в детский сад, а мы также размещаем их на выставке. Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки и экскурсии в лес, зоопарк, парк, цирк, интересные случаи, события, праздники, поездки.

Исходя из этого, мы разработали комплекс мероприятий взаимодействия ДОО и семьи по речевому развитию детей (таблица 2).


Таблица 2 - Комплекс мероприятий взаимодействия ДОО и семьи по речевому развитию у детей раннего возраста

Виды работ

Сроки

Ответственные

Собрания

Тема: «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы».

Тема: «Динамика речевого продвижения ребенка» Тема: «Итоги коррекционной работы за год.

Рекомендации на летний период».

Сентябрь Январь

Май


воспитатель

Индивидуальные беседы

В течение учебного года

старший воспитатель, учитель-

логопед, воспитатель

Консультации

«Речевое общение с ребенком в семье. Семейное чтение».

«Семья, имеющая ребенка с речевыми нарушениями».

«Влияние на здоровье и речевое развитие ребенка теле, видео и компьютерной информации».

В течение учебного года

воспитатель

Наглядная агитация

Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика»

«Развитие мелкой моторики»

«Развитие речевого дыхания у детей»

Газета «Роль детской книги в речевом развитии детей»

«Знание речевых игр в развитии малыша»

Раз в квартал

старший воспитатель, учитель- логопед, воспитатель

Тренинги

«Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Занятие-тренинг «Давайте поиграем»

Октябрь Декабрь

воспитатель

Утренник «Праздник красивой речи»

Май

Муз. рук-ль,

воспитатели



В ходе работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь. Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети, независимо от возраста, непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только - в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателями должны быть выбраны и соответствующие средства общения это улыбка, ласка, внимание, жест, мимика, показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п.

Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога находиться в четком, выразительном, неторопливом отношении. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует продумать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами и т.п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка отобразить слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.

Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность.

Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии с взрослыми и с детьми в группе.

Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности.

Для успешного развития речи детей надо влиять не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.