Файл: Теоретические аспекты изучения развития речи детей раннего возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.

Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходимо, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей.

Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Обыгрывание игрушек - очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.

Многократное повторение речевого материала. Дети, со слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть услышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.

Пение, сопровождаемые музыкой, также хороший способ развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют и поют.

Ознакомление детей с окружающим миром - тоже способствует развитию речи и мышления детей. Необходимо обращать внимание детей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.

У детей раннего возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа или батарейка электрической игрушки окажется непригодной для употребления, то нормальный ход занятия нарушится, восприятие материала детьми будет затруднено.


В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.

Ещё одно условие это чередование различных приемов обучения и, прежде всего, пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями. Приведем пример. Воспитатель говорит детям: «Ав-ав- ав - лает собачка. - Как она лает?» После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: «Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение), должна лаять: ав-ав-ав».

Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно один хоровой ответ сочетается с 3-4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, с тем, чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии).

Рассматривание разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п) поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.

Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т.п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр, появление которых на третьем году жизни ребенка свидетельствует о новой ступени в его развитии.

Таким образом, развитию речи ребенка раннего возраста способствует выполнение следующих психолого-педагогических условий:

1. Обеспечение достаточного разнообразия внешней среды. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала; книг, картинок, игрушек и др.

2. Давать возможность ребёнку разнообразно действовать, развивать его движения, и наряду с этим создавать наиболее благоприятные условия для лучшего восприятия, учить ребёнка хорошо видеть, слышать, дифференцировать предметы и устанавливать между ними связи.



3. Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие - доверие его к взрослому и желание с ним говорить.

4. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.

5. Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка.

6. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.

7. Взаимодействие ДОО и семьи по речевому развитию у детей раннего возраста специальной организации обучения родителей, создания условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка.

После проведения формирующего эксперимента – полной реализации психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста - было проведено контрольное исследование с целью определения эффективности проделанной работы.

Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что по всем исследуемым показателем у большинства детей раннего возраста наблюдается тенденция к положительной динамике.

В обследованной выборке детей после полной реализации психолого- педагогические условия развития речи у детей раннего возраста у 50% детей уровень речевого развития – высокий. Этот показатель охватывает все аспекты развития речи – от звукопроизношения до понимания обращенной речи.

У 40 % детей отмечен средний уровень – дети продемонстрировали значительное улучшение уровня речевого развития детей раннего возраста особенно в качестве развития собственной произносительной речи и объеме словарного запаса.

Возможно, такая тенденция к положительной динамике связана с эффективностью проведенной работы – реализации комплекса психолого- педагогические условия развития речи у детей раннего возраста, основным из которых является взаимодействие ДОО и семьи.

И только у 10% детей (1 ребенок) речевое развитие остается на низком уровне. Этот воспитанник по-прежнему имеет отставание в развитии речи во всех основных аспектах: и в уровне собственной речи и в понимании чужой обращенной речи, хотя и у него отмечается определенные положительные изменения в отдельных аспектах речевого развития. Возможно, для достижения более выраженных результатов с этим ребенком требуется более длительная реализация обоснованных в рамках данного исследования психолого-педагогических условий.

Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что работа, проведенная в ходе формирующего эксперимента, имела положительные результаты: в уровне речевого развития детей раннего возраста отмечается тенденция положительной динамике.


У 50% детей уровень речевого развития – высокий. Этот показатель охватывает все аспекты развития речи – от звукопроизношения до понимания обращенной речи.

У 40 % детей отмечен средний уровень – дети продемонстрировали значительное улучшение уровня речевого развития детей раннего возраста особенно в качестве развития собственной произносительной речи и объеме словарного запаса.

Возможно, такая тенденция к положительной динамике связана с эффективностью проведенной работы – реализации комплекса психолого- педагогические условия развития речи у детей раннего возраста, основным из которых является взаимодействие ДОО и семьи.

У 10% детей (1 ребенок) речевое развитие остается на низком уровне. Этот воспитанник по-прежнему имеют отставание в развитии речи во всех основных аспектах: и в уровне собственной речи и в понимании чужой обращенной речи, хотя и у него отмечается определенные положительные изменения в отдельных аспектах речевого развития.

Психолого-педагогическими условиями развития речи у детей раннего возраста являются:

1. Обеспечение достаточного разнообразия внешней среды. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала; книг, картинок, игрушек и др.

2. Давать возможность ребёнку разнообразно действовать, развивать его движения, и наряду с этим создавать наиболее благоприятные условия для лучшего восприятия, учить ребёнка хорошо видеть, слышать, дифференцировать предметы и устанавливать между ними связи.

3. Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие - доверие его к взрослому и желание с ним говорить.

4. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.

5. Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка.

6. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.

7. Взаимодействие ДОО и семьи по речевому развитию у детей раннего возраста специальной организации обучения родителей, создания условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка.

Основное психолого-педагогическое условие развития речи детей раннего возраста – взаимодействие семьи и ДОО.


Заключение
В теоретической части исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по организации психолого- педагогических условий развития речи у детей раннего возраста.

В современной науке установлено, что характер речи детей зависит от ряда условий и прежде всего от общения ребенка со взрослым и сверстниками.

Ранний возраст - период интенсивного общепсихического и речевого развития ребенка, изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится предметная, а так же ситуативно-деловое общение со взрослым. Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.

Согласно ФГОС ДО, речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. И так как развитие речи детей раннего возраста осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослыми, важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего.

Материалы работы дали возможность сделать вывод о том, что речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка на ранних стадиях онтогенеза. В процессе психического развития происходит формирование познавательной деятельности, способность к мышлению и предметная деятельность. Полноценное речевое развитие является обязательным условием осуществления нормальных социальных контактов.

В эксперименте приняли участие воспитанники 2 младшей группы данного образовательного учреждения в количестве 20 детей.

Данная часть исследования направлена на выявление уровня речевого развития детей раннего возраста. С учетом выявленных особенностей был осуществлен подбор форм и методов работы по оптимизации процесса развития речи у детей раннего возраста и выявлены психолого- педагогические условия развития речи, которые способствуют возникновению мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям. Данный комплекс условий реализуется через мероприятия взаимодействия ДОО и семьи.