Файл: Теоретические аспекты изучения развития речи детей раннего возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одним из важных условий, обеспечивающих нормальное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических и психологических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании: родителей, бабушек, дедушек, воспитателей. Развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Результат овладения связной речью зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение.
С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст от 1 года до 3 лет требует наибольшего внимания в плане предоставления возможностей для полноценного психического развития ребенка, использование или неиспользование которого может иметь серьезные последствия. Данный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие.
Изучая создание условий речевого развития ребенка на ранних стадиях онтогенеза Ушакова О.С., Божович Л.И. выделяют психолого-педагогические условия развития речи, к которым относятся [23,с.28]: общение родителей с ребенком в повседневной жизни (в процессе кормления, умывания, одевания, игр и т.д.); проведение специальных игр и упражнений, пусть элементарных, кратких по времени, но ежедневных; чтение сказок, стихов, пение, рассматривание картинок; исключение из жизни ребенка стрессовых ситуаций. Нужно помнить, что даже незначительный стресс может стать причиной неправильного развития детской речи (и многих других негативных моментов в жизни ребенка); общение ребенка со сверстниками в детском саду и дома (на прогулке, детской площадке и т.д.); проведение родительских собраний с привлечение специалистов в области речевого развития (психологи, логопеды) для их ознакомления с основными условиями, методами и приемами развития речи детей; выполнение родителями рекомендации логопеда, психолога в домашних условиях; проведение специалистами логопедом и психологом индивидуальных консультаций с родителями и воспитателями.
Главным механизмом полноценного психического и личностного развития ребенка является его собственная активность или иные виды активности ребенка, которые выступают в качестве ведущих. [5, с.23]. Так, ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях манипулятивных действий с предметами (направленная на познание свойств предметов) и общения с взрослым.
В период раннего детства главным механизмом является предметная деятельность, направленная на постижение функций предметов.
Социокультурное окружение и предметно развивающая среда являются теми факторами, которые способны обогатить или, наоборот, затормозить психическое развитие ребенка [15, с.43]. Требования, предъявляемые к данным факторам, опираются на представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка раннего возраста.
Предметно-развивающая среда - это система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности и становление личности ребенка, включающая в себя ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного развития ребенка: природная среда, физкультурно-игровые и оздоровительные объекты, музыкально - театральная среда, предметно - игровая среда [8, с.16].
Предметно - развивающая среда должна учитывать интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, а также задачи развивающего воздействия.
Для выполнения своего основного назначения - создания условий для полноценного развития ребенка, предметно-развивающая среда должна удовлетворять следующим требованиям: соответствовать возрастным возможностям ребенка, быть для него неисчерпаемой, информативной, соответствовать направленности содержания воспитательного процесса, быть системной.
Осуществляя руководство развитием речи детей, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами [18, с.22]. В качестве основных методов и приёмов активизации речи детей необходимо отметить следующие:
1. Разучивание слов по типу подражания с голоса, без показа предметов (у детей проявляется сильная слуховая ориентировка).
2. «Разговор» с ребёнком в доступной для него форме (повторения слов, ответов на вопросы, подговаривания-заканчивания народных прибауток, потешек).
Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым. Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть. Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.
3. Непринуждённая форма организации детей (экскурсии, наблюдения).
4. Внезапное появление и исчезновение предмета, внезапная смена действий (занятия – «сюрпризы»).
5. Элементы неожиданности в сюжетных показах, инсценировках. Внезапно появляющийся предмет вызывает у детей яркую ориентировочную реакцию, что служит благоприятным фоном для развития речи, особенно её понимания. Но при слишком частом использовании принципов новизны и быстром введении новых предметов, возникают ошибки, примитивное обобщение внешне несходных предметов исключительно по признаку новизны и ухудшается узнавание уже известных ребёнку предметов. Широко используя указанные приёмы, необходимо помнить, что диапазон их действия неширок, кроме того их нельзя с одинаковым успехом использовать во всех занятиях. Наряду с правильными ответами они вызывают много примитивных.
6. Договаривание детьми слов.
7. Повторение одного и того же задания несколько раз.
8. Включение наряду с новыми словами – названиями предметов – слов, жизненно необходимых, как называет их В.А.Петрова (дай, на, упал, иди и др.). Дополнительная тренировка в произношении этих слов в жизненных ситуациях обеспечивает активное использование их во время занятий. Правильный ответ на знакомый вопрос доставит радость ребёнку и придаст уверенность в своих силах (даже при недостаточном уровне развития речи и способности к подражанию).
9. Вопросы (могут быть простыми: кто? что?, и в более сложной форме: во что одет? кому и что шьёт? зачем? когда? как? Вопросы необходимо задавать не только о действиях, совершающихся в данный момент, но и о том, что было ранее и о том, что будет – это помогает усвоить взаимосвязь и последовательность действий. Устанавливают причинно- следственные связи.
10. Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто как подаёт голос (квакает, крякает), что можно делать ножницами, кисточкой; угадывают, что изменилось (катя спряталась за домик, убежал далеко и т.д.) при проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
11. Сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей. Играя с предметом, который в показе-инсценировке использовал взрослый, ребёнок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.
12. Поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания (Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста матрёшку. Сам я не могу – высоко стоит». Женя, скажи Кате: «Катенька, я принёс тебе интересную книжку»).
13. Показ с называнием, образец слова и построения фразы.
14. Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Скажи, где ты взял мишку? Покажи».)
15. Использование потешек, коротких стихов. Приёмы обогащения и уточнения словаря [28,с.21]:
1. Показ с называнием (вместе с ребёнком рассмотреть предмет, сообщить название, обследовать).
2. Многократное повторение нового слова («Это помидор. Что это? – помидор. У меня в правой руке помидор, и в левой руке тоже помидор»).
3. Объяснение происхождения слова («Лягушка-квакушка. Почему квакушка?») и назначения предмета.
4. Поручение, предлагающее ответ действием (найди, принеси, дай, сделай). Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.
5. Использование нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами.
6. Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (Мяч – большой и маленький, кошка – пушистая и т.д.) Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.
Важным компонентом речевой среды являются специальные речевые игры и упражнения, которые целенаправленно создают условия для развития у детей разных сторон речи и способствуют ускорению речевого развития малыша. Игра является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста. [7,с.28]. Игры и упражнения, занятия на речевое развитие включает: потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки, звукоподражательные и др.; чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, пересказывание их детьми; рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы; игры-занятия с предметными и сюжетными картинами; игры, направленные на развитие детской моторики.
Все эти игры и занятия содействуют развитию речи у детей, и в то же время, каждый их вид вносит в этот процесс специфический вклад. Игры-потешки и хороводные полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.д.). Важно, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи. По мере овладения ребенком речью он начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкции» [7,с.28].
В звукоподражательных играх развиваются грамматический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Они также очень полезны для развития чувствительности к родному языку, овладению его фонематическим и грамматическим строем. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи, что создает условия для развития планирующей и регулирующей функции речи. Для развития речи полезно совместное чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов.
Основное в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения - названия. Рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи ребенка раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту.
Рассматривание картинок, называние не только того, что на них изображено, но и отсутствует, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитии у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, а позже и самим их пересказывать.
В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, животные и т.п.); сюжетные картинки с изображением действий («кошка пьет молоко», «девочка одевается» и др.) и их последовательности, например иллюстрации к сказкам [9, с. 24].
В играх с картинками дети могут не только называть изображенные на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок - заменителей реальных предметов (игры в «магазине», «зоопарк», «лечение» куклы и др.). Таким образом, игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формируют обобщенное значение слов, развивают грамматический строй речи, стимулируют активное ее использование. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом.