Файл: Теоретические аспекты изучения развития речи детей раннего возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для развития умение слушать и понимать содержание словесного текста, для способности его пересказывать, можно использовать рассказы без сопровождения иллюстрациями. Это открывает для ребенка возможность выхода за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, стимулирует его к использованию в речи сложноподчиненных предложений, слов, обозначающих свойства объектов и их действия, объяснению причинно-следственных связей.
Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В играх в загадки дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на их зрительное восприятие.
Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего в том числе, и развитием мелкой моторики. Мелкая моторика - залог дальнейшего речевого развития (ладонь - рот, пальчики - язык).
Таким образом, развитие речи рассматривают как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который предоставляет возможности для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Речь детей раннего возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приемов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям. К числу таких средств можно отнести игры, специальные занятия и упражнения с детьми раннего возраста. Эти условия будут способствовать развитию диалогической и грамматической речи, повышению общей речевой деятельности в целом. Для своевременного и полноценного развития речи детей раннего возраста в детском саду необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия: обеспечить достаточное разнообразие внешней среды, давать возможность ребёнку разнообразно действовать, развивать его движения, и наряду с этим создавать наиболее благоприятные условия для лучшего восприятия, учить ребёнка хорошо видеть, слышать, дифференцировать предметы и устанавливать между ними связи.
Подводя итог 1 главе, развитие речи детей и создание психолого-педагогических условий данного процесса – одна из активно изучаемых проблем современной психолого-педагогической науки. Характер речи детей зависит от ряда условий и прежде всего от общения ребенка со взрослым и сверстниками. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным периодом для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка на ранних стадиях онтогенеза. В процессе психического развития происходит формирование познавательной деятельности, способность к мышлению и предметная деятельность. Полноценное речевое развитие является обязательным условием осуществления нормальных социальных контактов. Развитие речи рассматривается как основа полноценного формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Развитие речи, в свою очередь, зависит от многих причин. Более успешно развитие речи будет, происходит под влиянием психолого- педагогических условии развития речи, которые способствуют возникновению мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям, а так же во взаимодействии ДОО с родителями.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей раннего возраста
2.1 Организация исследования речевого развития детей раннего возраста
Одной из годовых задач, которую реализовывало наше дошкольного образовательного учреждения как одного из направлений реализации образовательной области «Речевое развитие», была: совершенствование работы по речевому развитию детей раннего возраста. Развивать понимание речи взрослых. Способствовать развитию речи как средства общения.
Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации развития речи, мы должны хорошо представлять себе уровень речевого развития каждого ребенка и группы воспитанников в целом.
Главное приобретение раннего возраста - это речь. К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10-15 слов, в 2 - 300-400, к 3 годам - более 1500 слов Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым.
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно.
В эксперименте приняли участие воспитанники 2 младшей группы в количестве 10 человек.
Для проведения констатирующего эксперимента был использован комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной,
Н.В. Серебряковой, [7, с.15] которые содержат критерии оценки речевого развития у детей раннего возраста.
Методика 1. «Изучение понимания речи»
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, кубики, собачка).
Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком.
1. Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2. Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3. Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4. Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
5. Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.
6. Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.
7. Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Формулировка задания повторяется несколько раз.
Обработка данных: все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяется количеством набранных ребенком баллов:
1 раз - 2 балла
2 раза - 1 балл
0 баллов - задание не выполнил
Выводы об уровне понимания речи
от 11 - до 14 баллов - высокий уровень понимания речи.
от 7 до 10 баллов - средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи. Методика 2. «Найди игрушку»
Цель: выявить понимание речи взрослого.
Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.
Обработка данных: 5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность.
3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимания речи.
0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание Выводы об уровне развития речи.
5 баллов - высокий уровень. 3-4 - средний уровень.
0-2 - низкий уровень. Методика 3. «Кто это»
Цель: выявить объем активного словаря. Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров можно взять приблизительные картинки из категорий: одежда, овощи, животные, игрушки, птицы.
Обработка данных: 1 балл - наличие правильного ответа. 0 баллов - неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов - высокий уровень объема словаря, 5-9 баллов - средний уровень,
0-4 балла - низкий уровень.
Методика 4. «Назови, что ты видишь»
Цель: Выявить состояние звукопроизношения. Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.
Обработка данных: фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и юнце слова, также отмечаются сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.
Оценка результатов: правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.
13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.
10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформированного в его произношении: «р».
5-9 баллов - не произносит звуки «р» смычные, щелевые.
0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.
Выводы об уровне развития.
13-10 баллов - высокий уровень. 5-9 баллов - средний уровень.
0-4 балла - низкий уровень.
Методика 5. «Расскажи по картинке»
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей. Материал: серия сюжетных картинок.
Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок: «Мальчик вскапывает землю», «Мальчик сажает семена», «Мальчик поливает цветы», «Мальчик собирает цветы».
Если ребенок отвлекался и не может понять, что изображено на картинке, то необходимо разъяснить ему и обратить его внимание на это. После того, как рассмотрены картинки, ребенку предлагается рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.
Обработка данных: фиксируется наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.
Оценка результатов.
10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи. 8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.
6-7 баллов - 6-7 фрагментов речи.
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.
2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.
0-1 баллов - не более одного фрагмента речи. Выводы об уровне развития.
10-8 баллов - высокий уровень, 4-7 баллов - средний уровень. 0-3 балла - низкий уровень.
Практическая часть исследования включала в себя 3 этапа:
1 этап – констатирующий, целью которого является выявление уровня и особенностей речевого развития детей раннего возраста;