Файл: Курс лекций Учебное пособие майкоп 2010 2 содержание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
70
людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними.
Так, например, кукла - обобщенный образ ребенка, позволяющий детям воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить, переодевать и т.д.
Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Изображение в игрушках условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят от типа игрушки, ее конкретного назначения. Игрушки по степени усложнения и обобщенности делятся на три группы:
1. Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).
2. Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла как обобщенный образ человека).
3. Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).
В игрушках отражаются типичные черты предметов (Дед Мороз всегда в длинной шубе, шапке и с мешком подарков). Чем больше натурализма и конкретизации в характеристике игрушки, тем скорее эта игрушка надоест ребенку.
Виды игрушек:
1. Сюжетные, или образные игрушки (куклы, фигурки животных, предметы домашнего обихода).
2. Игрушки - орудия труда (совок, лопатка, сачок).
3. Технические игрушки с программным или беспрограммным управлением (транспортные агрегаты, машины).
4. Игровые строительные конструкторы - сборно-разборные.
5. Дидактические игрушки и игры.
6. Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки).
7. Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров, костюмы, украшения).
8. Игрушки - забавы.
9. Звучащие музыкальные игрушки.
10. Игровые материалы и игрушки -самоделки.
11. Игровое оборудование ( домики, макеты).
12. Компьютерные игрушки и игры.
13. Развивающие игрушки ( игры-головоломки).
Часто любой предмет может служить игрушкой в руках ребенка или взрослого.
4. Влияние игры на умственное развитие ребенка.
В раннем детстве через повторяющиеся игровые действия с игрушками у детей возникает наглядно-действенное мышление. Затем в связи с замещением отдельных предметов и действий, дети начинают оперировать представлениями, образами, словами. Так игра переходит во внутренний план (речевой, воображаемый). В основе развития умственных способностей лежит овладение детьми действиями замещения и моделирования.
71
Замещение - это использование при решении умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов (в игре кубик может означать для ребенка все, что угодно). Сам ребенок может отождествлять себя с любым объектом окружающего мира, т.е. принять на себя воображаемую роль, обозначив ее словесным символом
(я - космонавт, тигр или самолет). Поэтому в игре у детей складывается символическая (знаковая) форма сознания, состоящая в использовании заместителей вместо реальных предметов. И это - начало большого пути, ведущего к постоянному использованию различных знаков и всевозможных символов, систем (цифры, буквы, нотные знаки, устная, письменная речь и т.д.)
Моделирование - отражает связь явлений, их отношения. Это может выражаться в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи заместителей, а их отношения - при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на плоскости). Таким образом, наглядные модели являются формой определения и обозначения отношений.
Исследования А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, Л.А.Венгера и др. показали, что дошкольники и младшие школьники успешно работают с тремя видами моделей: а) отражающими структуру отдельного объекта; б) отражающими структуру класса объектов; в) условно-символическими, отображающими их наглядные отношения.
Обучение моделированию следует начинать с умения отображать пространственные отношения, позже - к отображению временных отношений. И уже потом - все другие типы отношений (механических, звуковысотных, математических, логических и др.). Если в начале детям даются готовые модели, то затем постепенно учащиеся обучаются построению разного рода моделей, т.е. овладевают деятельностью моделирования. Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования, выступающими в виде использования условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д., ведет к появлению возможности употреблять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ЛЕКЦИЯ 20.
УЧИТЕЛЬ - ВОСПИТАТЕЛЬ, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
ПЛАН: 1. Деятельность учителя-воспитателя.
2. Основные задачи и функции педагогической деятельности.
3. Позиция и содержание работы учителя-воспитателя.
4. Основные направления педагогической деятельности в начальных классах.
72
1. Деятельность учителя-воспитателя.
Работа учителя будет успешной, если основные качества его личности соответствуют характеру его профессиональной деятельности. Для определения основных качеств профессии используются профессиограммы учителя, которые представляют собой эталонную модель учителя, его квалификационную характеристику, паспорт специалиста.
Профессиограмма (по В.А. Сластенину) включает в себя:
1. Свойства и характеристики, определяющие профессионально- педагогическую и познавательную направленность личности учителя
(личностные и профессионально-педагогические качества).
2. Психолого-педагогическая подготовка.
3. Объем и состав специальной подготовки.
4. Содержание методической подготовки по специальности.
Ведущая роль в деятельности учителя заключается в положительном отношении к педагогической профессии, любовь к детям и глубокий устойчивый интерес к педагогической работе.
Профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности включает в себя: а) психологическую готовность, т.е. сформированная направленность на педагогическую деятельность, установка на работу в школе; б) научно-теоретическую готовность - это необходимый объем психолого-педагогических, общественных и специальных знаний для педагогической деятельности; в) практическую готовность - наличие сформированных на требуемом уровне профессионально-педагогических умений и навыков; г) психо-физиологическую готовность - наличие соответствующих предпосылок для педагогической деятельности и овладение определенной учительской специальностью, сформированность профессионально- значимых качеств; д) физическую готовность - соответствие состояния здоровья и физического развития с требованием педагогической деятельности и профессиональной работоспособности.
2. Основные задачи и функции педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность имеет следующие функции:
1. Конструктивная функция - связана с проектированием деятельности учащихся и своей деятельности. Здесь решаются следующие задачи: а) формулирование педагогических целей, б) диагностика уровня обученности и воспитанности учеников, в) выбор содержания учебного материала, г) выбор методов обучения и воспитания, д) проектирование своих действий и действий учеников, е) стимулирование деятельности учеников.
73 2. Организаторская функция - предусматривает организацию своей и детской деятельностей. Связана со следующими педагогическими задачами: а) мотивация деятельности учеников, б) организация своего поведения в реальных условиях, в) организация деятельности учеников, г) организация контроля результатов педагогических воздействий, их корректировка.
3.
Коммуникативная функция - связана с организацией взаимоотношений учителя и учащегося и взаимоотношений школьников в коллективе. Здесь решаются следующие педагогические задачи: а) установление правильных взаимоотношений с учениками, б) формирование здорового морально-психологического климата в коллективе.
4. Гностическая функция - предполагает постоянный анализ своей деятельности, а также хода развития формирования личности детей. Здесь решаются следующие педагогические задачи: а) анализ результатов обучения воспитания, б) выявление отклонения результатов от поставленных целей, в) анализ причин этих отклонений, г) проектирование будущих мер по устранению этих причин и корректировка своей деятельности. д) творческий поиск новых методов обучения и воспитания.
3. Позиция и содержание работы учителя-воспитателя.
Учитель в младших классах берет на себя обязанности педагогического руководства классом: он имеет дело с общностью (коллективом) детей, где есть отдельные дети, самобытные личности с индивидуальным характером, с неповторимым жизненным опытом и социальными условиями. Воспитатель класса на самом деле - друг, защитник, советчик и духовный наставник каждого отдельно взятого ребенка, проводник человеколюбия и высоких гражданских чувств.
74
Учитель привык идти в класс с требованиями к ученикам: лучше учится, лучше себя вести. В гуманистическом воспитании учитель должен так построить отношения с детьми, чтобы каждому из них хотелось поделиться с воспитателем класса своими трудностями: будь то трудности с изучениями математики, несправедливостью в отношениях с товарищами, даже обиды, которые рождаются в семье, и т.д.
В работе с детьми педагог должен идти не от коллектива к ребенку, а от кропотливой работы с ребенком к созданию нравственно здоровой среды, способной предоставить благоприятные условия для развития каждого.
Успех работы с отдельно взятой личностью школьника - это и есть то главное, что может дать действительный результат, нужный и родителям, и школе, и каждому ребенку.
Чтобы так работать, надо хорошо знать своих учеников, их здоровье, интересы, отношения с семьей и товарищами. Для этого надо на практическом уровне знать психологию возраста, овладеть техникой общения с детьми, родителями и коллегами, психологическим тренингом, методикой коллективной творческой деятельности. Что касается работы над собой, то учителю необходимо работать над повышением своей педагогической культуры и педагогического мастерства.
Растущему человеку, прежде всего, необходимо физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). В этих трех категориях содержится модель передачи культурного наследства от одного поколения к другому. Этими тремя блоками можно обозначить основные задачи работы любого учителя- воспитателя.
Свои задачи педагог реализует, создавая условия для того, чтобы ребенок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, игровой, трудовой, спортивной); в общении с окружающей его объективной действительностью; в микро- и макросоциуме (средовой фактор).
Воспитатель формирует ребенка не по частям, - он имеет дело с целостной личностью, т.е. воспитание носит комплексный характер. Однако, в зависимости от своей профессиональной и социальной роли, учитель- воспитатель попеременно воздействует то на одну, то на другую сферу жизни ребенка. Если на уроке педагог больше связан с учебной деятельностью, то во внеклассное время - с воспитательными воздействиями.
Что касается функции классного руководителя, то в начальной школе совмещаются все стороны учебно-воспитательного процесса. Планируя
75
работу с учащимися, учитель-воспитатель выделяет следующие виды детской деятельности:
1. Учебная деятельность.
2. Общественно-полезный и производительный труд.
3. Эстетическая деятельность.
4. Кружковая работа (деятельность по изучению и охране природы, поисковая деятельность в различных областях науки, детское техническое творчество, физкультурно-спортивная деятельность и т.д.).
При этом учитель, осуществляя комплексный подход в целостном процессе воспитания школьников, проводит диагностическую, учебно- воспитательную, психолого-педагогическую и организационную работу в их единстве. Особое значение здесь приобретает интегративные связи учебной и внеучебной деятельности.
Каждый руководитель в системе воспитания учащихся, прежде всего, должен уметь взаимодействовать с каждым ребенком, с каждой отдельной личностью на основе взаимопонимания. Только если эта диалоговая педагогика оказывается недостаточной, начинается контактная работа с родителями, с классом.
Педагогическая техника – к ней относятся различные стили общения
(авторитарный, демократический, попустительский), виды общения, умение говорить, доказывать, внешность, манеры поведения, голос, речь, мимика и т.д.
4. Основные направления педагогической деятельности в начальных
классах.
Первое направление. Основной задачей не только родителей, но и учителя-воспитателя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Дети должны видеть в учителе того человека, на которого можно рассчитывать в трудные минуты.
Гуманистическая идея, если она приходит в школу, должна приносить с собой и идею защиты ребенка. При этом у учителя появляется возможность построения программы человеческой работы, что, прежде всего, связано с индивидуальным подходом и обеспечением здоровья каждому ребенку в отдельности.
Второе направление. Следующая сфера, в которой ребенку нужна защита, - это общение. Известно, что некоторым детям трудно приходится в коллективе, и тогда невозможно говорить о нормальном психическом и нравственном развитии ребенка. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми - важнейшие задачи воспитателя. Здесь необходимо вести серьезную пропедевтическую работу по обретению детьми культурного общения, культурного поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях.
Третье направление. Связано с обретением детьми норм человеческого общежития, связанного с общечеловеческими ценностями. В содержании
76
воспитательной работы необходимо опираться на эти общечеловеческие ценности, выстраданные человеком (ценность человеческой жизни, добро, родной дом, семья, право на собственную уникальность и т.д.). Постижение их детьми должно идти постоянно. И если каждый день и каждый час держать эти ценности в качестве стержневых ориентиров в жизни детского сообщества, они становятся регуляторами норм общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков.
Четвертое направление. С позиции защиты ребенка связано направление работы учителя, обеспечивающее благополучие в сфере учения.
Защита человека возможна лишь тогда, когда она побуждается страданием или верой в лучшие возможности человека. Если учитель видит в ученике
“ленивого”, “тупицу”, то такой педагог не может быть защитником личности.
Учитель должен понимать, что учение - очень трудная работа, едва ли не самая трудная из всех имеющихся деятельностей. И если учебных требований ребенок не выполняет, то дисциплинарными методами, ужесточением требований здесь ничего сделать нельзя. Необходимо, чтобы каждый учитель понимал и сострадал ученику. Важно, чтобы ребенка окружала атмосфера познания, чтобы юные годы он провел не на улице, не в грубой среде, а в духовном общении с учителем и товарищами, с книгами и картинками, с историей и культурой. Важно здесь защищать не ученика, а человека в нем.
ЛЕКЦИЯ № 21.
ЭТНОПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ ШКОЛЫ.
ПЛАН: 1. Понятие этнопедагогики как науки.
2. Основные идеи этнопедагогики.
3. Пути использования идей этнопедагогики в работе учителя.
1. Понятие этнопедагогики как науки.
Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества через предметно-практическую деятельность и усвоение норм социально- этических отношений и общечеловеческих взаимоотношений. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях, нравственных заповедях религиозной культуры и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены все черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме. Традиции являются элементом этнического сознания, в них фиксируются исторически сложившиеся нормы, принципы, отношения, идеалы. Традиции выступают как духовные и материальные ценности этноса, устные и письменные произведения народного творчества, художественно- прикладное искусство.