Файл: Курс лекций Учебное пособие майкоп 2010 2 содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИЯ 18.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Это важнейшая составная часть мировоззрения, обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращает в активного и творческого участника производственного процесса.
Экономическое сознание включает знания об основных законах рыночной экономики, совершенствует структуру производства и производственных отношений; перестраивает систему управления и методов хозяйствования.
Важной его частью является способность экономического мышления, поиск путей повышения производительности и качеств труда при получении наилучшего результата при наименьших экономических затратах.
Экономическое мышление предполагает умение осмысливать явления экономической жизни с учетом достижений науки и техники.
Экономическому сознанию сопутствуют такие социальные чувства как коллективизм, чувство хозяина, ответственности за собственность, сохранение и умножение, чувство социальное справедливости, защищенности и дисциплины, экономическое сознание имеет ряд функций:
1. Развивающая функция - это формирование экономического мышления, когда человек осмысливает свою деятельность в масштабах конкретного производства и всей системы народного хозяйства, где он не просто исполнитель, а предприниматель, рационализатор, где в действие приходят такие качества личности, как смекалка, расчетливость, и т. п.
2. Воспитательная функция экономического сознания направлена на формирование у ребенка умения рачительного хозяйствования, бережливости, и соблюдения сознательной трудовой дисциплины.
3. Организующая функция экономического сознания связана с научной организацией труда, которая определяет расстановку сил, задает определенный режим и ритм в работе. Организованный труд рождает эстетику трудового процесса.
4. Эстетическая функция направлена на развитие понимания любой производственной деятельности как эстетически значимой. Продукт труда должен удовлетворять эстетический вкус потребителей и пользоваться спросом, должен приносить прибыль.
5. Прогностическая функция проявляется в планировании размещения производительных сил, предвидении роста производительности труда, потребности в кадрах осуществления модернизации технологических линий, упреждения требований моды.

Функции экономического сознания обеспечиваются в результате экономического воспитания детей. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания. В процессе экономического воспитания дети усваивают сумму понятий и представлений об организационной и эффективной экономике, развитие

65
производительных сил, производственных отношений, действующий хозяйственный механизм. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности, предприимчивости, стремление к высокой рентабельности, обновлению технологии, высокому качеству и личному успеху. Экономическое воспитание осуществляется также в процессе экономических отношений, в которые вовлекаются дети.
Дети взаимодействуют с родителями и проявляют свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного имущества.
Задачи экономического воспитания:
1. Перевод экономических знаний в экономическое мышление, в экономическое сознание.
2. Формирование у детей умений хозяйствования.
3. Нормирование нравственных и деловых качеств личности.
4. Воспитание чувств бережливости и рачительности.
5. Воспитание экономической культуры.
Большая роль принадлежит семье, т. к. в ней закладываются основы экономического воспитания. Цель воспитания семьи - раскрыть ребенку окружающий мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.
И в процессе познания научить соответствующим формам поведения (просветить, как пользоваться всем, что дают детям взрослые для игр и занятий), элементарно, на доступном уровне, довести до сознания, что в каждую вещь, предмет вложен труд человека или многих людей.
Правила по экономическому воспитанию.
1. Учить бережливости.
2. Давать детям карманные расходы (заработанные).
3. Привлекать к работе по дому.
4. Не использовать деньги для подкупа и наказания.
5. Не делать тайны из семейного бюджета, раскрывать финансовое положение семьи.
6. Рассказывать детям о своей работе.
7. Давать знания о труде и обо всем, что с ним связано, о некоторых профессиях - менеджер, финансист, рекламодатель, предприниматель, дизайнер. Из области финансовых категорий - предмет труда, результат труда, цена, деньги, стоимость, бартер, маркетинг, аудит и т. п.
8. Учить правилам честной и справедливой игры, уметь проигрывать, не обижаясь на партнера.
В школьном воспитании необходимо приобщать детей к знаниям по экономике: а) в виде компьютерных микропрограмм в специально отведенное время в педагогическом процессе; б) обогащать экономическим содержанием те разделы программы, которые имеют прямой выход на данное содержание (ознакомление с окружающим миром, математика, игра, труд);


66
в) знакомить детей с безотходным производством; г) учить правильно распределять жизненное время; д) учить доступной калькуляции; е) приобщать к экономическим компьютерным играм; ж) вводить в учебно-воспитательный процесс деловые игры.
Как и другие виды воспитания, так и экономическое воспитание включает в себя: интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
ЛЕКЦИЯ 19. ДЕТСКАЯ ИГРА.
ПЛАН: 1. Особенности детской игры.
2. Игры с правилами. Дидактическая игра.
3. Игрушка.
4. Влияние игры на умственное развитие ребенка.
1. Особенности детской игры.
Игра - исторически возникший вид деятельности детей, где воспроизводятся действия взрослых и отношения между ними. Игра направлена на познание предметной и социальной действительности, является социальной деятельностью по происхождению, направленности и содержанию.
Виды игр отличаются большим разнообразием - по правилам, содержанию, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов. Поэтому их условно делят на три группы:
1. Творческие игры (содержание дети придумывают сами и отражают в них свое понимание мира) - сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации, режиссерские и т.д.
2. Игры с правилами (они создаются взрослыми) - дидактические, подвижные, музыкальные и т.д.
3. Игры-развлечения, игры-забавы.
Формы взаимодействия детей в игре бывают: а) игра одиночная (индивидуальная), б) игра “рядом”, в) игра вдвоем (игра в паре): ребенок - взрослый, ребенок - ребенок; г) групповая игра (3-6 детей); д) коллективная игра.
Структура игры:

67
Игра - это деятельность осмысленная, целенаправленная (накормить куклу, полететь в космос). Цели не являются постоянными, зависят от уровня развития ребенка и его социального окружения. От подражательных целей дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. Для этого подбирают себе товарищей, игрушки, совершают действия, поступки, вступают в общение, приобретают умения договариваться, распределять роли, планировать свою игровую деятельность. В игру вовлекается вся личность ребенка. Игра обладает свободой, формирует саморегуляцию поведения детей.
Игра обладает специфическими мотивами. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка.
Отличается творчеством, эмоциональной насыщенностью. По мере становления личности ребенка и его психологических изменений происходит развитие игровой деятельности.
Любая деятельность осуществляется посредством действий, которые определяются условиями. Ребенок, ориентируясь в условиях, любым способом действий реализует игровую цель. Способ действия называется операцией. Для игры характерна саморегуляция действий и поведения детей.
Все регулируется определенными требованиями и правилами. В играх различного вида - правила различны. В свободных ролевых играх правила заключаются в самом содержании игры, роли, сюжете (приняв на себя роль, ребенок действует с логикой ее поведения). В подвижных и дидактических играх правила определяют характер и последовательность действий, взаимоотношений играющих. Несмотря на разнообразие правил, дети воспринимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах существования самой игры, т.к. нарушение правил ведет к ее распаду. Дети проявляют выдержку, терпение, внимание. Поэтому правила выступают как механизм саморегуляции поведения детей.
Игра выступает как эмоциональное переживание и удовольствие от свободного проявления физических и духовных сил. В игре происходит исполнение желания и совершаются те действия, цели которых значимы для человека. Игра всегда выступает в настоящем и будущем, т.е. предоставляя ребенку сиюминутную радость, в игре моделируются или прогнозируются жизненные ситуации, свойства, качества, состояния, умения, способности человека. Таким образом, дети действуют из желания играть, а результатом оказывается новый продукт деятельности, связанный с психологическими новообразованиями.
Игра в дошкольном возрасте является формой организации жизни ребенка. Задачи по руководству игрой в дошкольный период: а) развитие игры как деятельности; б) использование игры в целях воспитания детей.
При руководстве игровой деятельностью педагог совершает следующие действия:
1. Целенаправленно обогащает практический и игровой опыт ребенка.
2. Постепенно переводит этот опыт в условный игровой план.


68 3. Побуждает детей к творческому отражению действительности.
2. Игры с правилами. Дидактическая игра.
Игры с правилами по своему содержанию охватывают самые разнообразные стороны жизни ребенка. Эти игры условно делят на дидактические, подвижные, музыкальные. Особенности игр с правилами:
1. Наличие игрового замысла или игровой задачи, которые решаются через игровые действия. Игровой замысел, или задача и игровые действия составляют содержание игры.
2. Действия и отношения играющих регулируются правилами.
3. Наличие правил и готового содержания позволяет детям самостоятельно организовывать и проводить игру.
4. Воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, действиях и правилах. Они не выступают для детей как самостоятельная задача.
Дидактическая игра - это активная учебная деятельность, которая моделирует изучаемые системы, процессы и явления. Учебная деятельность вплетается в игровую систему и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Игру, организованную в целях обучения, называют еще учебной игрой. Ее основные элементы: а) моделируемый объект учебной деятельности; б) совместная деятельность участников игры; в) правила игры; г) принятие решения в изменяющихся условиях; д) эффективность принимаемого решения.
Технология дидактической игры - это технология проблемного обучения. Здесь игровая учебная деятельность обладает важным свойством: познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, т.е. результатом самой деятельности.
В учебном процессе различаются:
1. Дидактические игры, которые строятся на основе автодидактизма.
2. Игры-упражнения, которые организуются или с дидактической игруш-кой, или с дидактическим материалом.
Для этих игр характерны самые разнообразные игровые задачи и игровые действия. Игровые действия могут быть многосоставными и состоять из ряда отдельных действий или операций. Большим разнообразием отличаются и правила. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Наличие правил позволяет осуществлять игровые действия и решать игровые задачи. Ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры - обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила - называется автодидактизмом.
Каждая дидактическая игра развивает определенную сторону ребенка, его психические свойства, сенсорную культуру, мышление и т.д. В играх формируется умение подчиняться правилам, что влияет на формирование


69
произвольности в поведении, самоорганизацию детей, их общение между собой. Таким образом, дидактическая игра служит средством воспитания и развития ребенка.
По характеру используемого материала дидактические игры бывают: игры с предметами (предметные игры), настольно-печатные игры, словесно- логические игры.
1. Предметные игры - это игры с дидактической игрушкой, дидактическим предметным материалом, которые развивают сенсорное восприятие.
2. Настольно-печатные игры - направлены на систематизацию, формирование представлений о мире и развивают мыслительные процессы.
Виды настольно-печатных игр: а) парные картинки - игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству; б) лото - они строятся по принципу парности. К картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках, тематика самая разнообразная; в) домино - принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек, картинок при очередном ходе.
В игре развивается сообразительность, память, умение прогнозировать и предвидеть ход партнера; г) разрезные картинки и складные кубики, на которых отображен предмет или сюжет, разделенный на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, уточнение представлений между целым и частью; д) игры типа “лабиринт” - развивает пространственную ориентацию, умение моделировать, абстрагировать и абстрагироваться, умение предвидеть результат действия; е) игры типа “кубик Рубика” с различными формами и окраской - связаны с нахождением определенного алгоритма в игровых действиях; ж) компьютерные игры - определяются различными информационными программами.
3. Словесно-логические игры. Эти игры формируют слуховое внимание, умения прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетание и слова.
Дети учатся воспринимать народное творчество: прибаутки, потешки, песенки.
Игровые действия связаны со словесным сигналом, звукоподражанием, имитацией движений, поиском того, кто позвал. Эти игры побуждают детей к многократному повторению звукосочетаний. Здесь дети приобретают очень ценный опыт эмоциональных переживаний и приобретают навыки правильного произношения.
3. Игрушка
Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутников жизни, источником радости, орудием или материалом игры. В игрушке в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе