Файл: Курс лекций Учебное пособие майкоп 2010 2 содержание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
59
образование. Нравственный потенциал прав человека, как и других общечеловеческих ценностей, накапливался тысячелетиями и служил основанием мотивации и регулированием человеческого поведения.
Общечеловеческие ценности - это те, которые сближают, роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Они потому и называются общечеловеческими, что они постепенно складывались и к концу 20 века нашли свое отражение в основополагающих документах
ООН о правах человека. Современная цивилизация выдвигает на первый план общечеловеческие ценности, где демократия, права человека, толерантность, отход от конфронтации является их важнейшими компонентами. В современных исторических условиях международное сообщество впервые в мировой истории разработало документы (Всеобщая декларация прав человека ООН, Конвенция о правах ребенка и др. документы), в которых отражены общечеловеческие ценности, основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами.
2. Конвенция о правах ребенка.
Международные документы о правах человека условно можно разделить на 2 большие группы: декларации и конвенции. Декларация
(провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция
(договор, соглашение) - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Особенность международных документов о правах человека состоит в том, что они действуют не непосредственно, а посредством внутреннего
(национального) права. Это значит, что государство, подписавшее конвенцию, обязуется свои внутренние, национальные законы привести в соответствие с международными. По сравнению с Декларацией по правам ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений, конвенция имеет 54 статьи, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция имеет разное значение для народов во всех регионах мира. Страны обязаны соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом. Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет на основе общих для всех прав каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основания утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.
З. Основное содержание Конвенции.
Краткое, схематичное содержание и структуру этого уникального, исторического документа можно представить следующим образом.
60
Статьи 1-4 определяют понятие "ребенок", утверждает один из принципов конвенции -- приоритетность детей перед интересами общества;
Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности, право знать своих родителей и право на их заботу, право и обязанность родителей перед детьми.
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, на свободу мысли, совести и религии, доступ ребенка к сбору и распространению информации.
Статьи 20-26 определяют перечень прав детей де привилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.
Статьи 28-31 - это право ребенка на образование, получение бесплатного и обязательного начального, право детей на отдых и досуг, уважение человеческого достоинства ребенка.
Статьи 32-36 - права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от похищений и торговли детьми.
Статьи 37-40 - права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления, отбытия наказания, право на охрану во время конфликтов и войн.
Статьи 41-45 - определяют способы информации о контроле за её выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.
Статьи 46-54 - определяют процедурно-правовые проблемы принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.
Положение Конвенции сводится к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Впервые в истории Конвенция провозгласила признание ребенка полноценной и полноправной личностью, с равенством прав детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений и т.д.
4. Отражение идей Конвенции в законодательных актах РФ.
Президент РФ издал соответствующий Указ, Правительство РФ приняло Постановление от 23 августа 1993 года "0 реализации Конвенции
ООН о правах ребенка и всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей". Были приняты принципиально важные законотворческие решения в области защиты детства. Принята Федеральная программа "Дети России", в которую входят целевые программы: "Дети - инвалиды", "Дети - сироты, "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания" "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей",
"Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев". Акты, направленные на улучшение воспитания подрастающего поколения, на противодействие развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних; поддержка детей, лишившихся родительского попечения, приемных семей, решение ряда вопросов усыновления детей и др.
61
Создана комиссия по координации, связанной с политикой детства.
Разрабатывается Национальный план действий в интересах детей в РФ. Закон
РФ "Об образовании" провозгласил сферу образования приоритетной в системе общественных отношений.
Студентам, учителям следует не только знать Конвенцию о правах ребенка и др. документы о правах человека. Закон РФ " Об образовании", но и руководствоваться ими.
ЛЕКЦИЯ 17. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ПЛАН: 1. Теоретические основы экологии.
2. Экологическое воспитание младших школьников.
1. Теоретические основы экологии.
В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Стихийная и всевозрастающая по темпам и масштабам эксплуатация природных богатств привела к их быстрому истощению и загрязнению окружающей среды. В настоящее время проблема взаимодействия природы и общества приобретает всё большую остроту. Охрана природы стала одной из важнейших проблем
(естественнонаучной и социально-политической) современности, от правильного решения которой в значительной мере зависит благополучие человечества. Термин "охрана природы" начал часто заменяться термином "Экология". Впервые обоснование экологии как биологической науки было сделано Э. Геккелем в монографии "Общая морфология организма" (1866)
Экология - это наука, изучающая отношение организмов с окружающей средой. Она стремится раскрыть и познать все многообразие взаимосвязей между животными, растениями, людьми и средой их обитания.
Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Вновь и вновь обращаются они к учению В.И. Вернадского "О биосфере". В нем живое существо и среда обитания связаны и взаимодействуют между собой. Вернадский впервые сформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным, что будущее биосферы - это ноосфера, т. е. сфера разума. Ученый предостерегал - деятельность людей даже там, где она не значительна, растет со скоростью, превышающей скорость эволюции природы. Вернадский верил в силу разума человека, верил в то, что всё активнее вторгаясь в природные процессы, человечество сумеет направить эволюцию таким образом, чтобы сделать планету Земля еще прекраснее и богаче.
Сегодня от экологического невежества до преступления - один шаг, а формируются экологические невежды в семье и школе.
62
Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри флоры и фауны, их представителей между собой и с окружающей средой. Существуют экологические проблемы как общечеловеческого масштаба, так и региональные. Использование человеком природы требует от него развитой способности экологического мышления.
Оно проявляется в осуществлении эффективного использования экологических знаний при создании промышленных объектов.
Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, сообщения о взаимоотношениях и обмена происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания. Экологическое чувство и экологическая ответственность связаны с волевыми устремлениями, направленными на охрану природы. Экологическое сознание выполняет следующие функции: а) просветительная функция - помогает ребёнку осознать природу как среду обитания. б) развивающая функция - развивает умение осмысливать экологические явления, делать выводы, обобщения. в) воспитательная функция - формирует у детей нравственное и эстетическое отношения к природе, чувство долга и чувства восхищения природой. г) организующая функция - состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности. д.) прогностическая функция - включает в себя умение предсказывать всевозможные последствия.
Эффективная реализация всех этих функций ведет к формированию у детей экологической культуры.
Экологическое сознание с его функциями формируется в процессе экологического воспитания.
2. Экологическое воспитание младших школьников.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств. Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным, как часть мировоззрения, общего познания мира; трудовым - помогающим реализовать экологические задачи; эстетическим - развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность учащихся; нравственным - формирующим чувство ответственности по отношению к природе. Экологическое воспитание предполагает взаимосвязь всех этих сторон, формирование у детей активной природоохранительной деятельности, развития чувства любви к природе.
Важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.
63
Идеи и понятия современного естествознания:
- целостность живого организма; специфический обмен веществ живого организма со средой обитания в питании, дыхании, движении и т. д.
- детерминированность, определяемость живого неживым, их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность; живые организмы при этом представлены как открытые системы, существующие в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;
- системная организованность живого в природе;
- единство человека и природы в системе взаимосвязей: биологических, экологических и др.
Задачи экологического воспитания.
Формировать:
- элементы экологического сознания;
- экологически ориентированную деятельность и поведение в природной среде;
- нравственно-ценностный опыт общения с природой, экологической культуры деятельности и поведения;
- гуманное экологически целесообразное отношение к природе.
- качества личности - сострадание, ответственность, активная позиция, уверенность в правоте своего дела.
Формировать умения:
-ухаживать за живыми существами;
-оказывать помощь, исправлять последствия и негативные воздействия;
-сохранять целостность среды, живого организма;
-целесообразно вести себя в природе;
-правильно решать проблемные ситуации;
-выбирать форму поведения по отношению к живому.
64
1 2 3 4 5 6 7 8 9