Файл: Курс лекций Учебное пособие майкоп 2010 2 содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32
4. Принципы развития коллектива.
Принципами развития коллектива (А.С. Макаренко) являются:
1. Гласность.
2. Ответственная зависимость. Основана на подчинении и умении подчиняться, это должно пронизывать все стороны функционирования коллектива и представлять собой внутреннюю систему связей между людьми.
3. Принцип “ педагогики параллельного действия”. Основан на воздействии на личность через коллектив в целом. “Педагогика параллельного действия”: требование к личности осуществляется не прямо, а через весь коллектив (на второй или третьей стадии развития коллектива). В коллективе необходимо выделить референтную группу (реальную или воображаемую), на ценности которой ориентируется ребенок в поведении.
Если референтной группой является семья, то влиять через семью.
4. “Педагогика индивидуального действия”. Этот принцип связан с непосредственным и личностным воздействием педагога на отдельного ребенка. При прямом воздействии учителя на ребенка могут возникать конфликтные ситуации, поэтому здесь может помочь методика “контактного взаимодействия” (Д.Карнеги):
Первый этап - поиск согласия. Нужно говорить с “противником” только на те темы, по которым у всех людей не бывает разногласий.
Второй этап - поиск взаимных интересов, которые обсуждаются при встречах.
Третий этап - взаимная откровенность, вплоть до исповеди. Причем, эту исповедь должен начинать старший о самом себе, а не вымогать информацию у младшего , как на допросе.
Четвертый этап - взаимная критика. Здесь критика не только допускается, но и правильно понимается и принимается.
Пятый этап - тесное сотрудничество. Учитель не боится признать своего воспитанника умнее самого себя и просить о помощи - ничто так не окрыляет ребенка, как уважение и доверие.
5. Система “перспективный линий”. Это путь движения коллектива: постановка постоянных перспектив перед коллективом способствует непрерывному движению коллектива вперед. А.С. Макаренко называл перспективу “завтрашней радостью”, которая является стимулом человеческой жизни. Но эту радость необходимо организовать и осуществить, как реальность. Перспективы бывают трех видов: близкие, средние, дальние. Начинать следует с близких перспектив, которые украшают каждый день пребывания ребенка в школе. Затем выдвигаются все более сложные и отдаленные. И лишь тогда можно приучать ребенка ощущать далекие перспективы, выдвигая их как предвкушение огромной будущей радости.


33
Основные пути формирования детского коллектива
5. Развитие личности в коллективе.
Личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характер развития личности зависит от уровня развития группы, в которую она включена.
Фазы развития личности в коллективе (А.В. Петровский):
1. Адаптация - в новом коллективе человек начинает осваивать действующие нормы (нравственные, учебные), постепенно овладевает теми приемами и средствами, которые присущи всем членам коллектива. Его задача - “быть как все”. Здесь происходит становление личности на фоне коллектива.
2. Индивидуализация - на этом этапе обнаруживаются и обостряются противоречия между необходимостью “быть как все” и стремлением человека к максимальной индивидуализации. Поэтому ему приходится искать свои средства и способы для осуществления своих целей.
3. Интеграция - на этом этапе происходит обострение противоречий между стремлением человека представить себя как индивидуальность и

34
потребностью окружающих принять или одобрить лишь те его качества, которые им импонируют и способствуют общему успеху. Если противоречие не устраняется, то происходит дезинтеграция, в результате которой личность вытесняется из группы и даже изолируется. Часто в группе закрепляются положительные или отрицательные черты, благодаря контрастирующей личности в ней.
Личность принимается в одной группе, как свой человек, а в другой - отвергается. С возрастом ребенку приходится снова и снова утверждать себя в новых возрастных коллективах в качестве самостоятельной личности.
Поэтому здесь возникают новые противоречия, проблемы и трудности.
Поскольку все группы находятся в процессе развития, то и развитие личности будет определяться процессом развития того коллектива, в котором она интегрируется. Так происходит взаимное обогащение коллектива и личности. Педагог должен помогать сливать личные и общественные цели, и при этом личная цель не должны потеряться.
6. Методика воспитательной работы.
Основной признак детского коллектива - его мажорное настроение, постоянная бодрость и готовность к действию (А.С. Макаренко). Основной смысл педагогической работы заключается в создании содержательной детской жизни и формировании отношений. Для повышения уровня развития межличностных отношений необходимо:
1. Организовать совместную деятельность (игровую, учебную, трудовую).
2. Использовать коллективные формы занятий (когда общий результат зависит от взаимодействия и усилий всех учеников класса).
3. Создавать ситуации совместных переживаний.
4. Применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц).
5. Взаимодействовать, в первую очередь с детьми, занимающими “ полярные позиции” в классе (с целью изучения их потребностей, мотивов, ценностных ориентаций).
Педагог должен:
- говорить о поведении детей, а не об их личности;
- говорить больше о своих наблюдениях, а не о заключениях;
- давать больше описаний, нежели оценок;
- стараться не пользоваться такими высказываниями: “Ты всегда”...” или
”Ты никогда...”
- не упоминать далекого прошлого;
- выбирать подходящее время, место и ситуацию и т.д.
При формировании коллектива педагог должен помнить:
1. Нельзя утверждать, что коллективное мнение более правильное, нежели мнение отдельного ребенка, и что коллектив положительно влияет на личность.


35 2. Не только личность должна брать определенные обязанности перед коллективом, но и коллектив должен иметь четкие обязанности перед каждой личностью.
3. Предоставлять ребенку возможность предъявлять требования к коллективу и при этом оставаться при своем мнении.
4. Личность может формироваться и вне коллектива.
Методика воспитательной работы в коллективе: а) вовлечение учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность; б) организация и стимулирование этой деятельности; в) формирование правильных отношений.
Для этого требуется:
- умелое предъявление требований к учащимся,
- воспитание актива;
- организация перспектив;
- формирование здорового общественного мнения;
- создание положительных традиций;
- внимательное отношение ко всем членам коллектива и т.д..
1   2   3   4   5   6   7   8   9

ЛЕКЦИЯ 9. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ПЛАН: 1. Понятие о нравственном воспитании.
2. Задачи нравственного воспитания.
3. Содержание нравственного воспитания.
4. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания.
5. Методические рекомендации по организации поведения детей.
1. Понятие о нравственном воспитании.
Нравственное воспитание - это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей. В результате формируются моральные качества личности с определенной сферой нравственных чувств и идеалов. Нравственное воспитание связано со всеми сторонами воспитания и является стержнем всего воспитательного процесса.
Нравственное развитие личности - это процесс освоения нравственных ценностей с показателями уровня воспитанности. В основе нравственного воспитания лежит мораль как форма общественного сознания. Мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, норм и правил, которым люди руководствуются в своем поведении; это опыт поведения и отношений в человеческом обществе. Передача подрастающему поколению морали общества и ее активное освоение - главное назначение нравственного воспитания.

36
Мораль имеет классовый и исторический характер, проявляется в человеческой деятельности. Деятельность является средством нравственного формирования личности. Внешние требования среды трансформируются во внутренние требования личности к себе, которые перетекают в нравственные мотивы поведения. Характер деятельности, ее содержание, способы организации определяют характер отношений и моральные нормы.
2. Задачи нравственного воспитания.
Задачи нравственного воспитания можно условно разделить на три группы.
Первая группа - формирование сознания личности. Это выработка системы нравственных представлений, понятий, суждений. Общественное сознание включает в себя совокупность нравственных идей, взглядов, теорий, понятий, традиций. Все это влияет на отношения людей в процессе деятельности и общения. Убеждения становятся регулятором действий и поступков человека. От убеждений зависит нравственная устойчивость личности. В убеждениях отражается система нравственных понятий, чувств, опыта поведения и общения. У детей сначала закладываются представления, а лишь затем они постепенно овладевают содержанием понятий.
Вторая группа - формирование нравственного поведения через накопление опыта такого поведения. Опыт - это совокупность осознанных способов и умений реализации действий и поступков, включает в себя: интеллектуально - волевую, чувственную и исполнительную сферы. Поэтому нравственные представления и понятия должны формироваться в единстве с готовностью к действию, поступку. Здесь закрепляются чувства, переживания в зависимости от характера совершаемого действия, а также вырабатывается нравственное отношение к окружающему. Необходимо накапливать положительный опыт и уметь устранять причины, порождающие отрицательный опыт. При этом вырабатывать такие навыки и привычки детей, которые доводятся затем до автоматического выполнения.
Третья группа - формирование нравственных чувств и отношений.
Формирование личности происходит в системе социальных отношений и ориентаций. Необходимо формировать единство нравственного сознания и нравственного поведения. Значение чувств здесь велико: в них выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. Когда чувства становятся устойчивыми и действенными, они начинают выступать в качестве мотивов поведения.
Следовательно, в содержание нравственного воспитания входят: а) определенный объем знаний о нормах морали; б) умение и привычки нравственного поведения; в) нравственные чувства.
3. Содержание нравственного воспитания.
В содержании нравственного воспитания особую роль отводят знаниям о морали того общества, в котором человек живет. Кроме этого, содержание нравственного воспитания несет в себе целевую направленность (идеал),


37
закрепленную в официальные выражения педагогической политики государства. Это придает ему роль законодательного статуса, нормативной установки. Нравственное воспитание, как элемент общечеловеческой культуры, помогает ребенку в его адаптации к современному миру.
Следовательно, содержание нравственного воспитания должно включать в себя не только общечеловеческие и моральные ценности, достижения которых складывались на протяжении длительных веков, но и традиции, составные элементы культуры, национальную политику того государства
(народа), к которому ребенок относится не только по национальному, но и по территориальному признаку.
Государственные образовательные стандарты педагогического образования включают в себя федеральный и национально-региональный компоненты. Следовательно, подрастающее поколение в республике Адыгея необходимо воспитывать не только в духе общегосударственной социальной программы по нравственному воспитанию, но и в духе нравственно- этических законов “Адыгэ хабзэ”. “Адыгэ хабзэ” можно считать программой воспитания подрастающего поколения в условиях Республики Адыгея.
Основа национальной системы воспитания закладывается в новую модель системы нравственного воспитания школьников. Первичным остается семья.
Семья, как часть определенного этноса и своеобразный носитель этических черт, обычаев, традиций, уклада жизни, и как один из организационных элементов общества, сохраняет накопленный в процессе жизнедеятельности опыт воспитания подрастающих поколений, способствует выработке и реализации преемственности национальных норм и ценностей социальной жизни и тем самым активно воздействует на формирование национального и общегосударственного сознания. Вторичным в системе нравственного воспитания детей будут являться дошкольные, школьные, внешкольные учреждения, среда и окружение.
“Адыгэ хабзэ” связана с созданием новой модели социально- педагогического комплекса в деле нравственного воспитания школьников.
Этим определяется сфера национального воспитания в учебно- воспитательном процессе начальных школ.
4. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания.
Нравственное воспитание направлено на формирование нравственного сознания (нравственный ориентир), нравственных чувств, воли, навыков и привычек поведения.
Нравственное сознание - регулятор всех поступков человека, включает в себя: знания нравственности, оценки и отношения, нравственную свободу в отношении принятия решений, нравственный идеал, нравственные чувства.
Ребенок усваивает моральные нормы, принципы. Ребенок усваивает моральные нормы, принципы, которые формируются на основе мотивов поведения. Если в младшем возрасте мотивы только формируются, то в зрелом возрасте человеком движет определенная нравственная программа, определяющаяся, прежде всего, социальными факторами. Нравственное