Файл: Сравнительный анализ организации и содержания специального образования обучающихся с овз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)


Характер образования: цензовое.

Возможные варианты АООП

Одним из специальных условий является организация диагностического и пропедевтического периодов, продолжительность которых регулируется рекомендациями ПМПК и может составлять от одного месяца до года. Эти подготовительные периоды обучения реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в рамках одного или нескольких вариантов АООП НОО обучающихся с РАС, и предполагают уточнение и конкретизацию особенностей аффективных, коммуникативных, интеллектуальных, речевых и поведенческих расстройств обучающихся с целью уточнения или определения варианта АООП для дальнейшего их обучения. В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой (основанием для этого является заключение ПМПК).

Вариант 8.1.рекомендуется обучающимся, имеющим формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития, когда до поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей. Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешного освоения начального образования в условиях полной инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворение их особых образовательных потребностей, реализуемой на основе сугубо индивидуальной программы коррекционной работы, касающейся в первую очередь развития различных аспектов сферы жизненной компетенции.

Вариант 8.2.предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется на один год. Ребенок может находиться в среде сверстников с ОВЗ, имеющих нарушения, не противоречащие удовлетворению его особых образовательных потребностей (например, в специальном коррекционном классе вместе с обучающимися по вариантам 5.2 или 6.2 или 7.2). Предполагается, что при выборе этого варианта АООП академический компонент будет освоен обучающимися с РАС в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО. Неуспеваемость по отдельному предмету не является основанием изменения на другие варианты АООП.


Вариант 8.3.рекомендуется при сочетании РАС с легкой умственной отсталостью. Отличие от варианта 8.2 в том, что не требуется, чтобы академический компонент был освоен в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО, поэтому может находиться в специальном коррекционном классе с обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), другие ОВЗ либо в среде сверстников без ОВЗ. Особые образовательные потребности, касающиеся развития различных аспектов сферы жизненной компетенции, должны реализовываться в соответствии с таковыми для обучающихся с РАС. В сфере академической компетентности при обучении по этому варианту выделяется два уровня достижений: минимальный и достаточный.

Вариант 8.4.рекомендуется обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включение в образовательную среду осуществляется постепенно и дозированно.

Варианты организации образования детей с РАС

• полная инклюзия в обычном классе общеобразовательной школы без тьюторского сопровождения;

• полная инклюзия в обычном классе общеобразовательной школы с тьюторской поддержкой;

• частичная инклюзия (часть времени учащийся обучается в обычном классе, а часть времени – в специализированном);

• специализированные классы для детей с различными нарушениями (в обычных или коррекционных школах);

• специализированные классы для аутичных детей (Autistic Support Classrooms in the Public Schools);

• специализированные школы для аутичных детей;

• обучение по индивидуальному учебному плану, надомное обучение по заключению медицинской комиссии (с том числе с использованием дистанционных технологий).

Направления коррекционной помощи

 развитие познавательной деятельности на занятиях с учителем – дефектологом;
 коррекция речевых нарушений и развитие речи на индивидуальных занятиях с учителем–логопедом;
 нейропсихологическая диагностика и коррекция на индивидуальных занятиях с педагогом-психологом, владеющим методами нейропсихологической коррекции.



Специалисты, участвующие в системе комплексной помощи и задачи их деятельности

Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор, социальный педагог, координатор по инклюзии (задачи деятельности перечислены выше).

Специфика образования

Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Своевременное диагностирование и грамотная коррекционная работа в большинстве случаев способны дать положительный результат: они способствуют ослаблению и преодолению недостатков в психологическом развитии, подготовке детей к обучению, развитию их потенциала. Однако коррекция различных форм аутизма имеет свою специфику, и работа может быть успешной только тогда, когда специалист подстраивает свои методы под особенности психики ребенка.

Сложность и своеобразие психики детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (далее - РАС), требует специального подхода к организации коррекционной работы. Необходимо учитывать, в первую очередь, следующие факторы:

• качественное своеобразие развития ребенка;

• время возникновения дефекта (возраст, с которого начались проявления аутистического поведения) и динамика его развития;

• тяжесть аффективной патологии.

Далее приведены основные психокоррекционные приемы, используемые при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

Создание адекватно организованной среды

Для вовлечения ребенка с РАС в какую-либо деятельность необходимо, прежде всего, соответствующим образом подготовить внешнюю среду: устранить все факторы беспокойства и создать комфортную и безопасную для ребенка атмосферу.

Для индивидуальных занятий оборудуется специальное рабочее место. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы внимание ребенка ничто не отвлекало, чтобы не было лишних визуальных и звуковых стимулов. Стол, за которым во время занятия сидит ребенок, должен быть обращен к стене
, а на самом столе должны находиться только предметы, необходимые для данного конкретного занятия. Остальные материалы педагог должен держать вне зрительного поля ребенка (например, в ящике или на полке) и доставать по мере необходимости, перед этим убирая предыдущие и уже не нужные предметы.

Часть важных коррекционных упражнений дети должны повторять дома, поэтому занятия проводятся с участием родителей. По возможности, в психологический процесс также должно быть вовлечено все близкое окружение ребенка.

Поддержание особого режима занятий

У большинства детей с РАС наблюдаются стереотипы поведения, которые являются обязательным компонентом адаптации ребенка. Стереотипность в поведении проявляется в стремлении сохранить постоянные привычные условия, в сопротивлении малейшим изменениям среды. У ребенка могут наблюдаться стереотипные действия, устойчивое пристрастие к одним и тем же объектам.

Прогноз

Прогноз развития и успешности социальной адаптации неоднозначный. Вообще, если учесть ширину спектра аутистических расстройств, очень сложно представить какого-то медианного ребенка с этим заболеванием. Прогноз будет зависеть от того, с какой именно формой аутизма мы имеем дело.

Согласно исследованиям, прогноз для людей с аутизмом и интеллектуальной недостаточностью хуже, чем для людей просто с интеллектуальной недостаточностью, например с синдромом Дауна. Точно так же, если говорить о высокофункциональных аутистах — людях с нормальным интеллектом, — их возможности реализации (самостоятельное проживание, получение специальности, работа) гораздо хуже, чем у нейротипичных сверстников.