ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА
Модуль 1:
Игровые основы имиджа
Учебное пособие
43.03.01 СЕРВИС
Издательство ВГУЭС
Владивосток 2015
УДК 378.1
ББК
М 54
Рецензенты: Карабанова С.Ф., канд. ист. наук, профессор ВГУЭС
Тришин В. А., канд. пед. наук, профессор института повышения
работников культуры, искусства и туризма, г. Москва
М 54 Метляева Т.В.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА Модуль 1: Игровые основы имиджа: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016.
Учебное пособие представляет собой теоретические материалы, в которых раскрывается содержание процесса создания имиджа личности (политика, представителя шоу-бизнеса, учителя, руководителя организации и др.) для специалистов сферы сервиса, занимающихся имиджмейкингом и практические упражнения, и тесты, помогающие в усвоении данной дисциплины.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.
Предназначен для бакалавров направления 100100.62; 43.03.01 «Сервис», профиля «Социально-культурный сервис», «Сервис на предприятиях индустрии моды и красоты», «Имиджмейкерские услуги» и других специалистов, желающих овладеть навыками управления впечатлением о себе и работы над образом.
© Издательство Владивостокского
государственного университета
экономики и сервиса, 2015
ВВЕДЕНИЕ
В современном Российском обществе формируется новый тип человека. В отличие от культуры двадцатого века, в которой основной доминантой было развитие производства и коллектива, что привело к отчуждению личности и формированию управляемого сознания, новая культура ориентируется на самоценность личности. Рыночная экономика актуализирует спрос на «реализованную личность». Во многих организациях, фирмах, общеобразовательных и государственных учреждениях всё чаще проходят «деловые игры», организовываются тренинги различной направленности и прочие проектные формы обучения, способствующие развитию не только профессионализма, но и совершенствованию межличностного и межгруппового взаимодействия.
Общество обращает внимание на формирование человека не только мыслящего, но и, что особенно примечательно, на человека действующего, способного конструировать свою жизнедеятельность и желательный образ самого себя в зависимости от поставленных целей. Развитие и становление личности с учётом её деятельности обусловливает формирование объективной потребности у личности найти достойную форму проявления своей внутренней сути. В качестве таковой формы выступает имидж. Термин имидж имеет прямое отношение к той особой атмосфере, которая окружает преуспевающих людей, популярные товары, процветающие компании. И без знания человековедческих технологий мало вероятно, что они смогут добиться огромных успехов. Желательно, чтобы каждый выпускник вуза, даже если он не будет заниматься управленческой деятельностью, был подготовлен к работе с людьми. Эту и многие другие задачи решает такая важная человековедческая дисциплина как «Технология создания имиджа».
Дисциплина «Технология создания имиджа Модуль 1» является вариативной частью основной образовательной программы, связанная с профессиональной спецификой бакалавров социокультурного сервиса (сферой имиджа, моды, красоты, PR, управленческой деятельностью).
«Технология создания имиджа Модуль 1» – это комплексная практическая дисциплина, целью которой является создание методологического и методического оснащения для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа.
Учебный курс «Технология создания имиджа» разработан и читается бакалаврам направления «Сервис» с целью получения целостного представления о процессе формирования индивидуального имиджа и его составляющих: речевого мастерства, искусства вхождения в образ; приемов самопрезентации, являющихся результатом индивидуально-неповторимого творческого процесса; подходов к анализу, корректировки и построению имиджа.
Всё вышеперечисленное послужило основанием к созданию учебного пособия «Технология создания имиджа Модуль 1». Данное пособие предполагает изучение: подходов и приёмов в технологии создания личностного имиджа, работы над образом, а также искусства самопрезентации, специфики психологических, социологических, этических, творческих аспектов имиджа.
Учебное пособие состоит из трех разделов. Первый раздел включает в себя конспект лекций и задания для контроля знаний. Во второй раздел включены упражнения тренинга актёрской психотехники, основанного на работах К.С. Станиславского, С.В. Гиппиус, Л.П. Новицкой. Третий раздел содержит тесты и методики для освоения дисциплины.
Учебное пособие предназначено для специалистов в области имиджа, индустрии моды и красоты, паблик рилейшинз, социальной сферы, маркетологов, менеджеров и других работников социокультурного сервиса.
Основные виды занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, (первый модуль – 68 академических часа – аудиторных занятий, 17 часов лекционных, 51 час практических занятий, 31 ч. - СРС. Всего 108 ч. Второй модуль 108 академических часа аудиторных занятий: 17 часов лекционных, 51 час. практических занятий, 31 ч. - СРС. Самостоятельная работа студентов направлена на углубление полученных знаний и умений, разработку реферативной работы по рекомендуемым темам; составление конспектов по анализу: технологий формирования имиджа в современной науке, первоисточников - Р. Бернс «Развитие Я-концепции и воспитание», К. Роджерс «Взгляд на психотерапию. Становление человека», А.А. Бодалев «Особенности восприятия и понимания человека человеком», К.С. Станиславский «Работа над ролью»; проведение диагностических исследований по формированию личностного и группового имиджа, направленных на анализ собственного имиджа и образа другого человека (товара, организации, города). В заключении пишется курсовая работа. Отобранные упражнения индивидуального тренинга показывают степень профессионального мастерства студентов в разработке методики работы с клиентом, с персоналом, со средой.
№ | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, включая СРС и трудоемкость (в часах) | Средства текущего контроля | ||
| Модуль 1 | | Лек | Прак | СР | |
1 | Тема 1. Технология формирования индивидуального имиджа. Подходы к определению понятия феномена имидж. Основные типы и функции. Общая характеристика имидж-технологий. | 5 | 2 | 4 | 2 | Подготовка конспекта по анализу имидж-технологий ведущих российских и зарубежных имиджологов. |
2 | Тема 2. Этапы работы имиджмейкера с клиентом. | 5 | 2 | 1 | 2 | Ролевая игра. Интервью с имиджируемым, составление ролевого репертуара для имиджирования. Диагностика существующего имиджа клиента, анализ целевой аудитории |
3 | Тема 3. Формирование имидж-карты клиента. | 5 | 1 | 6 | 4 | Формирование имидж-карты клиента |
4 | Тема 4. Техника формирования голоса и речи | 5 | 2 | 8 | 4 | Разработка тренинга по формированию речевого имиджа клиента – подготовка видео материала с анализом. Подготовка к деловой игре . |
5 | Тема 5. Технология формирования индивидуального имиджа методом перевоплощения. Работа над образом. | 5 | 2 | 10 | 4 | Ролевая игра. Подбор 3 ролей для имиджирования, проигрывание сцен из фильмов и пьес по теме имиджирования Проигрывание сцен на производственную тему |
6 | Тема 6. Технология построения самопрезентации | 5 | 2 | 4 | 2 | Разработка тренинга. Подготовка упражнений для самопрезентации Деловая игра. |
7 | Тема 7. Режиссура в деятельности имиджмейкера. | 5 | 2 | 10 | 4 | Разработка, подготовка и проведение тренинга для развития организационных навыков. Построение события, разработка приемов мизансценирования и др. – творческое задание |
8 | Тема 8. Технология ведения тренинга. | 5 | 2 | 4 | 4 | Подбор упражнений для тренинга |
9 | Тема 9. Методика внедрения имиджа в социальную среду. | 5 | 2 | 5 | 5 | Подготовка интервью методом «Фокус групп». Подготовка к деловой игре «Переговоры» |
Раздел 1. Технология создания имиджа: содержание теоретического курса
Тема 1 Имидж и его значение в современном мире. Анализ существующих имидж-технологий. Особенности работы имиджмейкера с клиентом.
-
Технология создания имиджа. Подходы в определении понятия феномена имидж. Основные типы и функции. -
Общая характеристика имидж-технологий. Методика работы имиджмейкера с клиентом.
Ключевые слова
Имидж, имидж-технология,имиджелогия, имиджмейкер, имиджирование, имиджформирующая информация, референтная группа.
1.1. Технология создания имиджа. Подходы в определении понятия феномена имидж. Основные типы и функции.
Понятие «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которой является субъект. Таким субъектом могут быть человек, организация, коллектив и, наконец, любой предмет, которому в процессе создания его образа приписываются личностные, человеческие качества.
Анализ становления и развития имиджелогии в современной культуре прослеживается в работах ведущих учёных и практиков имиджеологов. Так, в исследованиях А.А. Бодалева раскрываются психологические закономерности восприятия и понимания человека человеком в межличностном взаимодействии, процессы формирования отношения к другому человеку как к ценности, специфика феномена первого впечатления.
Понимание имиджа как образа-представления, выражающего первое впечатление, производимое его носителем постулируется в работах Е.А. Петровой. В данной концепции имидж, представлен комплексным образованием, включающим семиотическую, когнитивную, образную составляющие. А также как феномен, который обладает рядом свойств относительной константности, динамичности, ассоциативности, схематичности, открытости, незавершённости и др.
В совместных работах Е.А. Петровой, Н.А. Коробцевой обоснованы основные подходы к формированию имиджа с помощью одежды, а также рассматривается влияние различных социальных факторов специфически-ситуационных (
установок, стереотипов, социальных ролей) на формирование индивидуального имиджа.
Комплексный подход к формированию индивидуального имиджа представлен в трудах В.М. Шепеля. Автор предлагает учитывать речь, манеру поведения, особенности «Я-концепции», а также рассматривает невербальные компоненты имиджа и их влияние на процесс общения. Представлен взгляд на имидж как на владение секретами личного обаяния. Наряду с этим в работах данного автора рассматривается техника вхождения в образ и «шаляпинская» (термин Шепеля) школа самопрезентации.
В научной литературе подходы к индивидуальному имиджу человека даются в сравнении с мнением о человеке, возникающим в процессе его взаимодействия с другими людьми. При этом информация о том или ином человеке, поступающая от одного к другому, способствует формированию образа-представления о нём и определяется как имиджформирующая (А.Ю. Панасюк). В работах данного автора высказывается предположение об использовании не только ресурсов сознания, но и подсознания людей в процессе формирования имиджа. Конечной целью такого процесса имиджмейкинга, по мнению того же автора является создание аттракции (притяжения) представителя целевой аудитории к объекту имиджа.
Традиционными в российской науке являются исследования имиджа через анализ восприятия в индивидуальной и коллективной деятельности, общения и социального познания, построения образа (А.А. Бодалев, Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков и др.).
В исследовании имиджа и процессов его построения представляется продуктивной его интерпретация как символического образа, формируемого в процессе субъект-субъектного взаимодействия (И.А. Фёдоров, Е.Б. Перелыгина и др.).
Не вызывает сомнений и тесная связь имиджа с таким психологическим понятием, как Я-концепция, в разработку которого внесли существенный вклад отечественные психологи и акмеологи: А.А. Бодалев, В.М. Шепель, Н.В. Кузьмина, В.С. Агапов, Е.Б. Перелыгина, А.А. Деркач и др.
Значима, на наш взгляд, точка зрения на данное понятие зарубежных исследователей. Так П. Берд даёт следующее определение имиджа: «…это общая картина вашей личности. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете. Ваши умения, вашу осанку, позы, язык тела, ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы представляете и т.д.».
Э. Сэмпсон подходит к пониманию имиджа человека с позиции его рекламирования и в этом её мнение перекликается с мнением П. Берд: «…рассматривайте свой имидж как рекламу. Картинка снаружи рекламирует то, что есть внутри. Но это также и обещание, что внешний имидж предоставит умение, компетентность и ценности, которые он рекламирует». А также имидж рассматривается как совокупность стилевых особенностей, в котором стилевая характеристика выступает в качестве структурного компонента имиджа.