Файл: Технология создания имиджа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Д.В. Журавлёв под имиджем понимает специфическое единство типичных признаков, уп­равляющих индивидуальным, груп­повым и массовым сознанием. Предметом имиджелогии яв­ляется межмодальностная интегра­ция стилевых особенностей. Краткий анализ категории «стиль» в разговорной речи позволя­ет сделать некоторые выводы:

  • стиль это нечто не изна­чально данное, а созданное или вы­работанное самим человеком, даже если речь идет о его собственных ка­чествах;

  • «стиль» в разговорной речи, как правило, подчеркивает своеобра­зие формы;

  • понятие «стиль» применяется для описания индивидуально-ти­пичных особенностей (следует обратить внимание, что типичные, а не типо­логические) различных модальнос­тей: одежда, общение, деятельность, макияж и т.д.

Оценки «плохой» и «хоро­ший» по отношению к стилю употреб­ляются, скорее, лишь в смысле отно­шения говорящего к способам реали­зации, но не качеству того, что реали­зуется. Например, интересные мысли могут быть изложены плохим, с точки зрения критика или существующих в обществе норм, стилем, а стиль одеж­ды или поведения, скажем красивой девушки, непривлекательным или, напротив, привлекательным;

Завершая анализ направлений изучения «стиля» в психологии, хоте­лось бы сделать некоторые выводы:

  • в психологии стилевые прояв­ления изучаются в связи не столько с поглощением их в продуктах деятельности человека, сколько с индивидуальностью субъекта, порождаю­щего и выражающего себя в ней – индивидуальный стиль;

  • индивидуальный стиль изучается в рамках личностного, деятельностного и когнитивного подходов, которые могут эффективно использо­ваться для описания индивидуально­го имиджа;

А также стиль рассматривается как прием психологического воздействия, способ саморегуляции и самостроя, как «важнейший элемент предстартовой подготовки, необходимый атрибут любых достижений». Как совокупность стилевых особенностей, в котором стилевая характеристика выступает в качестве структурного компонента имиджа.

Типология имиджа.

Итак, мы видим, что в современных научных исследованиях подходы к понятию «имидж» многозначны. Для глубинного понимания этого явления необходимо познакомиться с существующей типологией в современной науке.

Так, зарубежные исследователи считают, что личностный имидж – это сочетание ряда внутренних и внешних факторов, задающих
самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «Я» и со стороны других, со стороны желаний и со стороны реальности. Вместе с тем, можно сказать, что при этом используется подход к понятию имиджа с позиции его развития.

Так, самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения человека. Воспринимаемый имидж – это то, какими видят нас другие. Эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Часто человек не знает, как реально к нему относятся, как о нём отзываются. Требуемый имидж диктует та или иная профессия (военный, судья, лётчик) или социальная роль (король, учитель, отец). Соответственно этой роли задаётся и модель поведения.

Современная наука выделяет несколько возможных вариантов имид­жа, на основе функционального подхода: зеркальный, текущий, желаемый.

Зеркальный имидж – это образ, свойственный представлению о себе, формируемому в процессе взаимодействия со значимыми другими, в глаза которых индивид «заглядывает» как в зеркало, что помогает ему сформировать самооценку, принимая в образ «Я» представления, позитивно воспри­нимаемые другими, то вероятно, именно на основании этого, для данного аспекта образа человека и используется термин – зеркальный имидж. Если сравнить данную классификацию с подразделением имиджа у Э. Сэмпсон, то понятно, что зеркальный имидж соответствует самоимид­жу. Причем иногда эту часть образа человека называют «Я»–образ (В.М. Шепель, Е.Б. Перелыгина и др.).

Текущий. Этот вариант имиджа характерен для взгляда со сторо­ны. Понятно, что в классификации Э. Сэмпсон данный имидж обозна­чается как воспринимаемый. В литературе можно встретить также обо­значение этого образа как реальное «Я», т.е. – это то, что мы есть на самом деле. При этом решающую роль играют ни знания о себе, фор­мируемые на основе представлений других, а оценка себя, в основе которой лежит оценка человека другими людьми. Эта оценка имеет решаю­щее значение при формировании самооценки индивида, и если она отрицательная или недостаточно положительная, то у индивида фор­мируется комплекс неполноценности, накладывающий отпечаток на всю его жизнь. Причем часто эта оценка не осознается, но движет человеком гораздо сильнее, чем осознанная.

Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Также можно встретить определения «идеаль­ный» или «целевой» имидж (А.Ю. Панасюк; А.К. Семёнов, Е.Л. Маслова; В.В. Белобрагин; Е.Л. Яковлева).



В современной науке выделяют и другие типы имиджей. В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации имиджи делят: 1) по объекту (персональный и корпоративный); 2) по соотношению с другими объектами (единичный – множественный); 3) по содержанию (простой-сложный); 4) по оригинальности характеристик (оригинальный-типичный); 5) по контексту имиджирования (личный, профессиональный, политический); 6) по полу (мужской – женский); 7) по возрасту (молодежный-зрелый); 8) по социальной категории (имидж политика, бизнесмена, поп-звезды и т.д.); 9) по длительности существования (общий – ситуативный); 10) по параметрам проявления (средовой, габаритарный, овеществленный, вербальный, кинетический) и др.

Наряду с этим, во многих источниках отмечается, что имидж – это организация коммуникативного пространства для воспроизводства желаемых впечатлений, шифруемых в образах и символах. Последние есть знаковые характеристики, где присутствуют содержание и форма.

Важный раздел дисциплины «Технология создания имиджа» посвящён функциям имиджа. Анализируя работы В.М. Шепеля можно выделить следующие функции:

Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

Комфортизации межличностных отношений. Суть этой функции заключается в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

Психотерапевтическая. Благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, личность обретает уверенность в себе и устойчивое мажорное настроение.

Л.Ю. Донская предлагает следующую классификацию имиджевых функций, группируя их по трем основным категориям:

Первую группу составляют функции: коммуникативная, информативная, когнитив­ная, эмотивная, конатативная.

Во второй группе рассматриваются деятельностные функции: организационная, мотивационная, адап­тивная.

К третьей группе относятся производные функции: избирательная, компенсаторная.

Коммуникативная функция имиджа. Посред­ством этой функции осуществляется взаимосвязь участников процесса общения. Наличие анализаторов (органов зрения, слуха, обоняния, осязания) обеспечивает прием знаков, которые содержат имиджевые характеристики их носителя.


Информационная функция осуществляется в единстве с коммуникатив­ной. Обработка информации, полученной по каналам в виде знаков, представленных во внешнем виде, в словах, жестах, мимике и т. д., возможна за счет того, что за каждым знаком закреплено значение.

Когнитивная функция имиджа направлена на интерпретацию отношения «знак-значение» в целях определения смысла. Первый участник общения интерпретирует воспринятый имидж другого, формирует в своем сознании перцептивный образ-представление и создает впечат­ление о его достоинствах и недостатках. От содержания интерпретации зави­сит возникающее отношение одного к другому.

Эмотивная функция осуществляет не только развитие эмоциональной стороны имиджа, но также имеет важное значение в процессе формирования межличностных отношений: симпатии – антипатии.

Конатативная функция направлена на согласование и координацию взаимодействий участников процесса общения. Так, сформированное на эмотивном уров­не отношение к партнёру при осмыслении его имиджа определяет поведение первого. Он либо принимает участие во взаимодействии, либо уклоняется от совместной деятельности.

Организационная функция отражает организационную культуру участников процесса общения, их ценностные ориентации, верования, идеалы. Главная задача этой функции – создание благоприятной атмосферы в процессе общения.

Мотивационная функция помогает мотивировать к определённой деятельности участников общения. К имиджевым характеристикам этой функции можно отнести эмоциональное рас­положение участников общения, так называемое «флюидное излучение», манеры поведения, динамику жестов.

Реализация адаптивная функция имиджа способствует скорей­шему приспособлению и пристройке участников общения друг к другу, выбору нужного ролевого поведения, соответственно данной ситуации.

Избирательная функция имиджа. Для эффективного взаимодействия необходимо правильно ориентироваться в ролях, состояниях и свойствах личности собеседника. Ис­точником информации о них служат не только содержательная (вербальная) сторона об­щения, но и более тонкие коммуникативные проявления, связанные с идеомоторной (не­вербальной) коммуникацией. Данная функция позволяет не только видеть эмоциональное со­стояние друг друга, но и предугадывать поведение субъектов общения.


Компенсаторная функция реализуется в том случае, если участники общения действует по принципу «сужения» своих характеристик, с тем чтобы в процессе взаимодействия сконцентрироваться на более узком участке коммуникативной цепочки. Эта функция имиджа позволяет его носителю продемонстрировать те свои характеристики, в которых, по его мнению, заинтересована аудитория, или он сам.

Перечисленные функции имиджа, трансформируясь, выполняют регуляторную функцию (социально-психологической регуляции поведения участников процесса общения). Следует учесть, что все функции имиджа не теряют при этом своего самостоятельного значения в процессе взаимодействия, и каждая из них может стать доминирующей в зависимости от содержательного контекста совмест­ной деятельности.

В.Г. Горчакова предлагает классификацию имиджей, основанную на их социаль­ной роли, выделяя деловой, рассчитанный на людей, обле­ченных властью, и имидж для знакомств.

По мотивации соз­дания имиджа классификация строится на основе человече­ских потребностей (Дж. Роттер): признания (потребность чувствовать себя компетентным); защиты (потребность в том, чтобы кто-то оградил от неприятностей и помог достичь зна­чимых целей); доминирования (потребность влиять на других людей); независимости (потребность принимать самостоя­тельные решения и достигать цели без посторонней помощи); любви и привязанности (потребность, чтобы вас понимали и любили); физического комфорта (потребность в физической безопасности, хорошем здоровье и отсутствии боли). По мере копирования другого выделяют органический имидж (само­построение), результирующий (копирование образца) наве­денный (промежуточный в поиске образа в котором имиджируемый чувствует себя наиболее уверенно).

Рассматривая имидж относительно разных объектов, можно подчеркнуть, что:

  • имидж человека - это мнение об этом человеке у группы людей в резуль­тате сформированного в их психике об­раза этого человека, возникшего вслед­ствие прямого их контакта с этим челове­ком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей; по сути, имидж человека - это как он вы­глядит в глазах других людей или - что одно и то же - каково о нем мнение дру­гих людей;

  • имидж фирмы - это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой фирмы, возникшего вследствие либо прямого контакта с этой фирмой, либо в результате информации, полу­ченной об этой фирме от других людей; по сути, имидж фирмы - это то, как она выглядит в глазах людей, или - что од­но и то же – каково о ней мнение лю­дей;

  • имидж товара - это мнение о дан­ном товаре у группы людей на основе об­раза данного товара, возникшего либо при покупке, использовании этого товара лично, либо на основе мнения об этом товаре других людей; по сути, имидж то­вара - это то, как он выглядит в глазах людей, или — что одно и то же - каково о нем мнение людей.