ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г.Г. Почепцов считает, что требования канала задаются возможностями передачи информации, так как телевидение требует не столько мыслей, сколько удачной их подачи. Такого рода данные задают систему ценностей среднего человека, т.е. те болевые точки бытия, которые волнуют его в данный момент. Требования аудитории создают определённые параметры, которым должна соответствовать какая-то, выбранная для данного момента, символическая роль. Требования задачи определяют цели имиджевой коммуникации. В любой имиджевой программе очень важно определить, какая задача является первостепенной, значимой, которую нужно решить, прежде всего, в иерархии целей.
Таким образом, возможности объекта могут вступать в противоречие с целями имиджевой программы, если не будут отработаны. «Отталкиваясь от характеристик объекта, мы можем их спрятать, а можем и утрировать эти характеристики, с тем, чтобы усилить воздействие на актуальную, значимую аудиторию. Имиджмейкер акцентирует как раз те характеристики, которые важны для данного типа аудитории»9. Любая имиджевая компания должна быть хорошо продумана. В случае политических выборов – это хорошо продуманная драматургия, поскольку избирается тот, кто рассказывает избирателям именно ту «историю», которую народ хочет услышать в данный момент.
В.Н. Футин предлагает применение высокоэффективной технологии имиджирования посредством телесно-ориентированной арттерапии и личностноцентрированной психокоррекционной работы с учетом психологических закономерностей взаимосвязи духовной сущности и внешнего облика человека.
Основная идея имиджирования как средства личностного развития заключается в том, что изменение внешности и поведенческих стереотипов, составляющих основу индивидуального имиджа, должны проводиться параллельно с коррекцией негативных психоэмоциональных состояний и сочетаться с гармонизацией психологического статуса человека. Развитие всех основных сторон имиджа должно быть гармоничным. В противном случае, имиджирование может катализировать внутриличностные конфликты, приводить к психотравмирующим ситуациям.
Имиджирование проводится в двух формах: групповой и индивидуальной.
Групповая форма имиджирования осуществляется в виде групповых консультаций и групповых занятий (лекционных, практических, тренинго-вых), основными задачами которых являются: реклама современных средств и технологий имиджирования; информирование клиентов об основных приемах самоимиджирования, правилах предъявления новых элементов скорректированного имиджа в общении в рамках требований этикета.
Различают два вида индивидуального имиджирования: телесно-ориентированное и личностноцентрированное.
Телесно-ориентированное (ситуативное) имиджирование включает две стадии: моделирования (определение психотипа, подбор на основе результатов диагностики стрижки, макияжа, одежды, аксессуаров и пр.) и консультирования (обучение приемам овладения элементами скорректированного имиджа и способам самоимиджирования).
Личностноцентрированное (глубинное) имиджирование представляет собой коррекционно-развивающую технологию работы с клиентом, включающую ряд самостоятельных этапов: 1) разработка идеального образа клиента, 2) коррекция Я-концепции клиента и формирование на этой основе развивающегося имиджа и навыков его предъявления, 3) обучение приемам самоимиджирования и создания имидж-ориентированной среды.
Первый этап глубинного имиджирования посвящен моделировании: эталонного образа клиента, включает, во-первых, формулирование (описание и обоснование) клиентского запроса на имиджирование, во-вторых, разработку идеального имиджа с учетом ментальности субъекта; его антропологических, половозрастных, внешне-эстетических данных; духовно нравственного, личностно-субъектного, профессионального уровня развития социальной зрелости; степени сформированности имидж-предпочтений, наличия реальных возможностей их реализуемости и пр.
Технология второго этапа глубинного имиджирования включает, во- первых, материализацию новых элементов имиджа, их интеграцию в интра- и интерпсихические пространства клиента, овладение им новыми поведенческими стереотипами и автоматизмами, во-вторых, – синхронную объективизацию самооценки, коррекцию непродуктивных психоэмоциональных состояний, маргинальных деструктов, невротических комплексов, поведенческих реакций, вербальных и невербальных компонентов общения, поведенческих стереотипов; выработку устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, перестройку системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал человека (например, манера поведения, одежда, прическа, макияж, аксессуары и другие); повышение уровня саморегуляции, адаптированности человека к быстро изменяющимся условиям его жизни; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях и т.д., в совокупности обеспечивающих гармонизацию психологического статуса индивида, его внутреннего мира с внешним обликом и поведением, у
Таким образом, основная задача данного этапа – повышение конгруэнтности имиджа (обеспечение соответствия внутренних чувств и переживаний человека его поведению, разрешение внутриличностных конфликтов, объективизация самоотношения и др.), входит в процесс имиджирования в качестве важнейшей задачи, определяя его успешность степенью соответствия предлагаемой имидж-модели ментальности клиента, жизненным планам и намерениям.
Третий этап глубинного имиджирования включает процессы обучения клиента приемам самоимиджирования и способам создания вокруг себя имидж-ориентированной среды.
Обучение осуществляется в процессе информационных сообщений, рассказа, показа, демонстрирования необходимых элементов самоимиджирования и различных видов имидж-тренингов (например, социально психологический, коммуникативно-ролевой, операционный, инновационно-рефлексивный, коммуникативной компетентности, психотренинг и др.), способствующих усвоению новых стереотипов поведения и самовыражения.
Широко известна поговорка: «Короля делает свита». В имиджировании новый образ клиента материализуется, прежде всего, в имидж-ориентированной среде, которая представляет собой его круг постоянного общения. Это своеобразная система психологической поддержки и взаимодействия клиента с референтной группой. Имидж-ориентированная среда выступает необходимым условием успешного освоения и реализации нового имиджа. Создание такой среды связано, прежде всего, с установлением новой системы межличностных отношений со своим близким окружением, усилением личного авторитета клиента, повышением уровня доверительности и эмоциональной включенности родных, друзей в его проблемы. Формами создания такой среды могут быть групповые консультации с близким окружением клиента, его вовлечение в процесс имиджирования путем ознакомления со специальными пособиями, видеофильмами на данную тематику и пр10.
А.Ю. Панасюк относит процесс формирования имиджа к коммуникативным технологиям, даже если объектом имиджа будет не только человек, но и товар или же даже целая система (например, государство). Он выделяет две, самые важные, по его мнению, технологии формирования имиджа – это оргтехнологии11.
Первая из них называется: определение аудитории имиджа. В организационном плане процесс формирования имиджа начинается с решения следующей организационной задачи – определения конкретной аудитории имиджа (группы людей), у которой необходимо формировать имидж – нужное мнение о данном объекте (человеке, организации, товаре и т.д.). Определение аудитории имиджа зависит от потенциальной возможности ее влияния на судьбу клиента. Если клиенту необходимо, чтобы сформировали его имидж для победы на выборах, следует озаботиться той аудиторией, которая будет голосовать (или которая будет влиять на тех, кто будет голосовать). Если клиенту необходимо подняться по административной лестнице, то в данном случае будущей аудиторией имиджа могут быть администрация этого учреждения, а также коллектив.
Итак, в ходе реализации оргтехнологий определение характера аудитории имиджа – одна из первых организационных задач, которые необходимо решать имиджмейкеру.
Вторая оргтехнология называется: определение наличия «проблемы имиджа». На данном этапе необходимо решить вопрос о наличии или отсутствии «проблемы имиджа» и найти ответы на следующие вопросы:
-
какое мнение должно быть у аудитории имиджа о данном клиенте, т.е. каким должен быть status id – идеальное состояние мнения о клиенте? Ответ на этот вопрос должен быть получен либо в ходе предварительной беседы с клиентом, либо, когда клиент знает только задачу, в ходе специального социологического исследования: какие характеристики прототипа имиджа будут вызвать положительное (или отрицательное) отношение к нему со стороны членов аудитории имиджа; -
каким является в данный момент мнение аудитории имиджа о данном клиенте, т.е. каким является status quo – фактическое состояние мнения о клиенте? Ответ на этот вопрос может быть получен в основном ходе социологический исследований аудитории имиджа. -
есть ли расхождения между status id и status quo?
Если выявлено, что данные статусы совпадают, т.е. что у данной аудитории имиджа мнение о данном объекте такое же, какое и необходимо клиенту, то делается заключение: нет необходимости в формировании подобного имиджа клиента, т. к. он уже существует. В данном случае устанавливается отсутствие «проблемы имиджа».
Если выявлено, что у данной аудитории имиджа мнение о клиенте не совпадает с тем, которое ему необходимо, констатируется наличие «проблемы имиджа» и принимается решение о формировании у данной аудитории имиджа необходимого мнения.
При формировании имиджа имеется несколько уровней целеполагания:
-
создание в психике членов аудитории нужного образа данного объекта; -
создание у аудитории определенного мнения о данном образе (объекте); -
образование аттракции – психологического притяжения к данному объекту членов аудитории (либо отторжение от него).
Как правило, при формировании имиджа создается положительное мнение об объекте (возможно и отрицательное). Положительное мнение как результат процесса формирования имиджа – это оценка данного объекта как обладающего хорошими качествами, определенными достоинствами, как полезного, значимого, отвечающего определенной системе ценностей либо аудитории, либо – даже всего человечества.
При взаимодействии людей друг с другом от каждого из них исходит определенная информация, характеризующая его с той или с другой стороны. Эта информация называется имиджформирующей, которая всегда движется от прототипа имиджа к аудитории имиджа, в результате чего возникает имидж данного человека.
Имиджформирующая информация, которая поступает к объекту аудитории имиджа непосредственно от прототипа имиджа, называется прямой имиджформирующей информацией, если же информация поступает опосредованно, через других людей, у которых уже раньше сформировался имидж данного человека, тогда эта информация называется косвенной имиджформирующей информацией.
Наряду с этим, имиджформирующая информация может исходить от человека либо по его воле, и тогда ее следует называть «осознанно направляемой информацией», либо помимо его воли, и тогда ее следует называть «подсознательно направляемой информацией»12.
Таким образом, информация между общающимися субъектами может двигаться по следующим каналам: сознание – сознание, подсознание – подсознание, сознание – подсознание и подсознание – сознание. Люди строят своё поведение по отношению к нам в соответствии с той информацией, которую мы им подаём, то есть – люди поступают с нами так, как мы им позволяем. И поэтому, выстраивая индивидуальный имидж клиенту, имиджмейкер должен следить за тем, чтобы он не посылал о себе сигналы, провоцирующие нежелательное поведение других людей или просто негативные сигналы.
Так как чаще всего человека в его поведении выдает его непроизвольная реакция на определённое событие, (иначе говоря, реакция «первое, что пришло в голову», позволяет узнать, как человек ведет себя в определённой ситуации (по отношению к объекту)) и позволяет прогнозировать его поведение. Поэтому важнейшим аспектом имиджирования является перевод программ поведенческих (или оценочных) актов из сознания в подсознание. Самое главное в процессе имиджирования – это перенесение информации о поведении (оценках) в подсознание, чтобы человек использовал эти программы почти бессознательно. И этот вывод определяет одну из важнейших технологий формирования имиджа – технологию воздействия преимущественно на сферу подсознания объектов имиджелогического воздействия, а не на сферу сознания.
В.М. Шепель рассматривает технологию построения индивидуального имиджа в следующих последовательных стадиях, которые находятся в естественной взаимосвязи друг с другом.
«Первая стадия – имитационный образ. Это рисуемый в собственном воображении образ, подпитываемый литературными источниками, личными наблюдениями, советами специалистов. Он мысленно неоднократно проигрывается, обдумываются условия, которые нужны для его построения, затем осуществляется последующая апробация этих условий в собственном воображении, воплощение имитационного образца на бумаге, анализ его «плюсов» и «минусов», соответствующая коррекция эскиза-образа.