Файл: Технология создания имиджа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когда окончились рассказы (они должны состоять не более чем из шести-восьми фраз-кадров), дается несколько минут на то, чтобы вос­становить в памяти последовательность кадров в каждом рассказе. После этого любой ученик должен повторить любое из описанных путешествий.

В этом упражнении тренируются и непрерывность внутренних видений, и переключения с помощью развитого рассре­доточенного внимания, тренируется не механическое запоминание слов, а образное воспоминание чередующихся картин и распределе­ние их по заданным «полочкам».

3 Упражнение «превращение предмета». Участники выходят в полукруг и показывают оживший предмет – «развалившееся кресло», «новый торшер», «японский магнитофон», «автомат с игрушками» и другие предметы. Важно во время этого упражнения передать эмоциональное состояние изображаемого объекта, представляя что бы чувствовал предмет, если бы он был живым.

  1. Упражнение «волшебная шляпа». Участники по очереди одевают на себя воображаемую шляпу и по тому, как они ведут себя в этой шляпе, будучи её хозяином (кепка, бейсбола, классическая шляпка мексиканская шляпа, канотье, цилиндр, котелок, треуголка, ковбойская шляпа и др.) зрителя определяют её представителя.

5. Упражнение «оправдание позы». В актерской работе встречаются такие трудности, которые никак не преодолеть без умения кидаться в необычное, кидаться стремглав, очертя голову!

Тут не обойтись без отчаянной храбрости, без «творческого нахалина»! Очень это трудно – выставить себя на посмешище и, нисколько этим не смущаясь, действовать в за­данных обстоятельствах.

В центр комнаты вызываются два участника. Юноша полу­чает задание: Станьте на стул. Согните колени. Правую руку просуньте между ножкой стула и перекладиной. Левой рукой тяните себя за волосы вверх. Скривите рот... Удобно? Пожалуйста, объяснитесь девушке в любви, не меняя своего положения.

Девушка тоже получает задание: Станьте к нему спиной. Вытяните вперед руки. Сплетите их, как провод. Растяните губы, говорите басом: «Иии-иии-иии!» Поверните голову, смотрите на влюбленного, слушайте его и относитесь к этому так, как если бы какие-то необычные обстоятельства (придумайте и оправдайте их!) заставили вас обоих быть в таких положениях.

  1. Упражнение «зоопарк». Участникам предлагают «превратиться» в какое-то животное (медведь, белка, лисица, суслик, тигрица в клетке, курица, голубь, акула, золотая рыбка и др.). В этом упражнении важно научиться находить характер каждого исполняемого животного.


Например, «я – дятел». Вот я, цепко держась когтями за дерево, долблю кору. Там, под ней, – вкусные жучки. Трудно долбить, даже клюв заныл. Трудно, но я привык. Я – труженик!»

Или «я – верблюд». Вокруг меня суетится мелюзга, какие-то малорослые кошки и собачки, а я – большой, красивый, сильный, выносливый, уди­вительно спокойный. Ничему не удивляюсь и не терплю суматохи! А я черепаха. Никому не доверяю. Чуть что – голову и лапы в панцирь, и – достань-ка меня! Множество непонятных опасностей вокруг! А я цапля. Какие у меня стройные и красивые ножки! Никто не умеет так стоять на одной ноге, как я!

  1. Упражнение «зал живописи». На картине Жана Шардена «Прачки» изображены женщины, замученные непосильной работой. Участникам предлагается рассмотреть картину и оправдать, например, куда смотрит женщина, изображённая на первом плане? Чего-то боится или кого-то жале­ет? А вот парнишку ничто не волнует, ему важно выдуть мыльный пу­зырь!

Ведущий предлагает представить, что если бы вдруг в картине странно всё изменилось. Женщина бы расхохоталась и усердно принялась полоскать белье, а парнишка вдруг заревел, потому что мыло попало в глаз! Затем кого-то из участников вызывает стать на время экскурсоводом и разъяснить эту фантасмагорию.

Вывод: Использование упражнений данного блока развивает воображение и фантазию, в результате чего человек постигает не только внешние свойства и черты объекта, явления, образа, но и их внутреннюю суть.

Упражнения для развития памяти ощущений и физического самочувствия.

Цель: Тренируя осязательные восприятия, совершенствуется и зри­тельная память, и двигательные механизмы рук. Кроме того, совершенству­ется наше внимание к окружающему миру. Ведь осязание, как говорят, – это второе зрение.

1. Упражнение: «Видящие пальцы».

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза, провести подушечками пальцев по ткани брюк, рубашки, блузки. Затем тоже самое сделать с открытыми глазами, взглянуть, как подушечки поглаживают ткань, присмотритесь, какая она, ткань. Снова – с закрытыми. Затем нужно вспомнить вид ткани, уловить осязательное отли­чие одной фактуры от другой. Проверить глазами.

Затем то же самое проделать с одеждой соседа, сравнить с тканью вашей одежды.

2. Упражнение «определение предмета». Для этого упражнения завяжите партнеру глаза, подносите ему раз­ные предметы, и пусть он угадывает их по осязанию и называет по имени». В этом упражнении необходимо научиться осязать, а не щупать, не мять в руках, определяя форму предме­тов. Осязать легкими, нежными прикосновениями пальцев, подушеч­ками пальцев. После чего необходимо поменяться ролями.



3. Упражнение «кто подошёл». Все участники делятся на группы по пять человек. В своей группе каждый участник «исследует» то, открывая, то, закрывая глаза, кто к нему подошёл. Чем легче будете прикасаться, тем вернее запомните все.На изучение одежды одного человека даётся не больше трех минут. Затем, закрыв глаза необходимо «узнать» каждого подошедшего участника своей группы. Так происходит знакомство со всеми участниками.

4. Упражнение «волшебная чашка». Присоединим к известным нам видам памяти восприятий еще два: память обонятельных и память вкусовых восприятий. Ученики – в полукруге.

Ведущий: представьте, что на полу перед вами стоит чаша. Она волшебная, потому что по нашему желанию сама наполняется чем угодно. Теперь в каждой чаше перед вами – мед. Вспоминаете? Золотистый, прозрач­ный... Слегка качните чашу, убедитесь, какой густой мед. А запах его, запах цветущих липовых деревьев, вспоминаете? Под­деньте ложечкой немного меду – видите, как он стекает по ней, тяжелой струй­кой льется в чашу? Попробуйте его на вкус.

Не торопясь, помогая воспоминанию словами и мысленной речью, добиваемся четкой памяти всех ощущений.

- А теперь в чаше – бензин!

Что еще может там быть? Можно чередовать самые разнооб­разные и неожиданные вещи:

• сметана, а потом одеколон;

• нефть, а потом варенье;

• какао, а потом клей;

• йод, а потом молоко;

• кетовая икра, а потом лягушки.

- Почему чаши полны лягушек? Для чего вам приходится их пе­ребирать? Сортируете? Для чего? Ах, для биологического опыта? Отбираете самых больших?

5. Упражнение «цветочный магазин».

Ведущий: Переберите в памяти запахи цветов: гвоздика, кашка, василек, ромашка, лютик, мак, левкой, маргаритка, ирис, пион, нарцисс, хризантема, цикламен, гортензия, тюльпан, си­рень, черемуха, гиацинт.

- Наша комната – цветочный магазин. Освойтесь в нем. Расставь­те мысленно цветы, запомните, где – что. Задание каждому – подо­брать по два букета, один ко дню совершеннолетия вашей сестры, дру­гой для торжественной встречи известного спортсмена. Конечно, это будут разные, непохожие букеты. – Подобрали? Покажите, что у вас за букет. Опишите его нам. Пе­ребирая отдельные цветы, рассказывая о них, вспоминайте их цвет и запах.

6. Упражнение. «Физическое самочувствие».Упражнение тренирует память кожных и внутренностных ощущений, которые тоже определяют физическое самочувствие человека.

- Вспомните: как у вас болел зуб, как вы мучались и, наконец, не выдержав, героически отправились к зубному врачу.


- Как, где и чем вы порезали руку или ногу, как смачи­вали рану йодом, забинтовывали ее.

- Как вам попала в глаз соринка, когда вы стояли у раскрытого окна идущего поезда. Вспомните, как вы пытались изба­виться от нее, как долго она мешала вам, и как болел глаз.

- Как вы, больной, лежали с высокой температурой. Какой? Чем болели?

- Как вы упали и сильно расшиблись. Как это случи­лось?

- Как в один из особенно жарких дней вас томила жаж­да, как пересыхал рот, как вы, наконец, добрались до воды и как пили, пили...

- Как вы обожглись. Схватили сковородку с костра?

- Как вы запыхались, когда пришлось долго бежать. А куда вы спешили?

Помогайте воспоминаниям – мысленной речью, про себя. Вспо­минайте все, что вы делали тогда, старайтесь увидеть внутренним зрением как можно больше конкретных деталей. Восстанавливайте в воспоминаниях всю былую последовательность происходившего с вами, ничего не пропуская. Вспоминая, действуйте физически. Идите на площадку. Попробуйте соединить воспоминание о ка­ком-нибудь физическом самочувствии с вымышленными предлага­емыми обстоятельствами действия: несмотря на недомогание, напри­мер, вам необходимо написать срочное письмо.

Потом вы научитесь на основе испытанных физических «самочувствований» творить новые самочувствия, которых вы не испытывали. Не огор­чайтесь, что не удается воскресить былое физическое самочувствие полностью, до конца. Это неосуществимо. Но достаточно намека, тени, отблеска воспоминания, чтобы «загорелась» актерская фантазия и что­бы тело «поверило» в правду вымысла.

Вывод: С помощью таких упражнений человек не только приобретает способность понимать себя, но и начинает понимать мир и окружающих людей.

Упражнения на освобождение мышц.

Цель освоения упражнений этого цикла – научиться убирать напряженность, неловкость, смущение, страх. Уметь сосредоточиваться на том, как ведёт себя тело, анализировать, где существует зажим, и устранять его.

Физическая, или мышечная свобода человека, как и всякого живого существа, зависит от правильного распределения энергии в мышцах. Мышечная свобода – это такое состояние организма, при котором на каждое движение и положение тела в пространстве затрачивается столько энергии, сколько это движение или положение тела требуют. Способность целесообразно распределять мышечную энергию – основное условие пластичности человеческого тела. Точность «меры» этой энергии для каждого движения – основное требование пластической выразительности. Это требование можно назвать «внутренним законом», так как оно совершенно не касается внешнего рисунка движений и поз. Каков бы ни был характер и рисунок движения или позы, они, чтобы быть по-настоящему красивыми, должны быть, прежде всего, подчинены внутреннему закону пластики.


Для того, чтобы научиться управлять своим внутренним состоянием, необходимо тренировать эту способность. Сосредоточенность на межличностных отношениях, партнере дает уверенность, которая порождает внутреннюю свободу, а свобода находит свое выражение в физическом поведении человека, в пластике его тела. Внешняя свобода есть результат внутренней свободы. Убежденность в правильности своих действий и поступков, в их принятии окружающими – вот истинный источник внутренней, а следовательно, и внешней свободы.

При применении данного цикла упражнений процесс освобождения от излишнего мышечного напряжения проходит в последовательном порядке следующие этапы:

1) формирование сознательных волевых усилий, направленных на освобождение мышц от излишнего напряжения;

2) формирование сознательных волевых усилий, направленных на овладение заданным объектом внимания;

3) превращение произвольного внимания в непроизвольное, увлечение возникающим чувством внутренней свободы.

4) через определённые упражнения проверка ощущений полной физической свободы.

Цель этих упражнений – создание «внутреннего мускульного контролера». «Роль контролера трудная, он должен неустанно, как в жизни, так и на сце­не, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряже­ния, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишне­го напряжения должен быть доведен до механической бессознатель­ной приученности... Этого надо добиваться с помощью долгих упраж­нений и систематической тренировки». Первое упражнение «заклю­чается в том, чтобы лечь на спину на гладкой жесткой поверхности (например, на полу) и подмечать те группы мышц, которые без нуж­ды напрягаются... Замеченные напряжения надо тотчас же ослабить одно за другим, ища при этом все новые и новые».

Упражнение 1. Необходимо напрягать и освобождать попеременно различные мышцы: шеи, плеч, живота, рук и так далее. При этом нужно следить, чтобы как напряжение, так и освобождение каждый раз было максимальным.

Упражнение 2. Участникам нужно удобно сесть и мышца за мышцей, в определенной последовательности (снизу вверх или сверху вниз, то есть, начиная с пальцев ног и кончая мускулатурой лица или наоборот), освободить все тело от напряжения почти до нуля (состояние тела во время сна). Сохранить необходимое напряжение лишь в тех мышцах, которые удерживают тело в сидячем положении. Иначе говоря, тело должно быть освобождено до того предела, за которым следует падение со стула. Особенное внимание следует обратить на мускулатуру лица. При правильном выполнении этого упражнения голова должна упасть на грудь, рот открыться, нижняя челюсть отвиснуть; лоб при