Файл: Технология создания имиджа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приступая к воплощению придуманного образа исполнитель должен подробно, поэтапно осваивать желаемый образ. Можно представить его движения, пластику тела или то, какая у него речь, представить его тембральную характеристику и внимательно изучить её. Сначала в своём воображении, а затем уже в жизненных событиях. Повторяя этот процесс, исполнитель совершенствует свой образ, пока выбранная им для воплощения деталь не станет близкой, пока он не достигнете легкости в ее исполнении. При этом каждую репетицию необходимо добавлять всё новые и новые детали, чтобы роль «росла» и «совершенствовалась».

Переходя, таким образом, от одной черты к другой, прорабатывая и воплощая шаг за шагом конкретную роль, он подойдёт к чувству целостности образа и лёгкости самочувствия в нём. И тогда можно использовать драматический материал, но при этом, не заучивая роль, как в театре, а импровизируя текстом автора. Позднее он всегда может вернуться к описанному приему, если почувствует, что в силу тех или иных причин отклонился от правильного пути, и в созданной роли появилась фальшь.

М. Чехов считал, что нет нехарактерных ролей, как нет двух внешне и внутренне одинаковых людей. То, что различает их друг от друга, есть их характерность, как бы слабо ни была она выражена. Работа над ролью по методу Чехова, совершается в двух направлениях: с одной стороны, исполнитель приспосабливает образ роли к себе, с другой – себя к образу роли. Так постепенно происходит сближение с ролью. Обычное разделение характерности на внутреннюю и внешнюю, по его мнению, справедливо только отчасти. Человек не может усвоить манеры внешнего поведения другого лица, не проникнув в его психологию и наоборот. Всякая характерность есть всегда внешняя и внутренняя одновременно, лишь с большим уклоном в ту или другую сторону.

Работая над усвоением характерных черт роли в подготовительных тренинговых упражнениях, необходимо развивать своё воображение, для того чтобы находиться в состоянии готовности к импровизации, в творческом самочувствии. Необходимо раскрывать психологию роли не рассудочным анализом, а через чувственное постижение образа.

Упражнение: «диалог с образом» (в этом упражнении исполнитель задаёт сам себе вопросы и внутренне отвечает на них, как бы от лица своего персонажа); «репетиция в воображении» (упражнение аналогично предыдущему, только в воображении проигрывается, как вёл бы себя выдуманный персонаж в предполагаемых событиях); «атмосфера и образ» (то же, в ситуациях с различной атмосферой). В упражнениях: «действие с определённой окраской», «психологический жест» (ПЖ), «безобразное тело», «красивое тело» исполнитель выполняет определённые действия уже непосредственно от лица этого персонажа, ищет его пластическую выразительность; «воплощение образа» (в этом упражнении объединяются все приобретённые ранее качества, отрабатываются рече-голосовые характеристики играемого персонажа, выстраивается темпоритмический рисунок роли).


7. Упражнение: «лилипуты и великаны». Группа делится пополам.

Вы лилипуты, настоящие сказочные лилипуты, ростом не больше десяти сантиметров. Как бы вы вели себя, если бы попали в эту нормальную, не лилипутскую комнату? Нет, не надо семенить ножками и пищать тонкими голосами. Не изображайте кого-то не­знакомого, а действуйте так, как если бы именно вы были крошечны­ми и вас окружали громадные люди (они не причинят вам зла), гро­мадные стулья, громадные окна; если бы по комнате летали громад­ные мухи и гудели, как реактивные самолеты.

А вы великаны трехметрового роста, как раз под потолок. Каж­дый полтонны весом. Действуйте, но помните, что кроме вас в комна­те есть еще крошечные лилипуты, не раздавите их случайно. Поста­райтесь не смять и не раздавить ни одного стула. Не топайте, а то пробьете пол и провалитесь на первый этаж.

Займитесь сообща одним делом и лилипуты, и великаны вме­сте: например, приготовьте и украсьте нашу комнату к приходу важного и до­рогого гостя.

8. Упражнение: «важный гость».

Представьте себе, что мы ждем в гости знаменитого актера из дале­кой страны.

Один из учеников выходит из комнаты и вновь появляется, дей­ствуя так, как если бы он был знаменитым актером. Ничего не на­игрывая и не изображая: здоровается со всеми по очереди, усаживает­ся, отвечает на вопросы, стараясь правильно говорить по-русски. Нужно добиться полной достоверности его поведения и отношения к нему остальных учеников.

9. Упражнение: «церемония».

Сейчас мы встретим вождя одного из маленьких полинезийских племен. Сделаем ему сюрприз, выполним тот этикет, который принят на его острове. При его появлении все должны упасть на колени, про­тянуть к нему руки, трижды резко тряхнуть головой и громко про­петь «о-оо-ои!»

Он обойдет всех, прикоснется к затылку каждого — нужно скло­нить голову и тихо пропеть «и-ии-ио!»

И в этом, или в подобном ему, церемониале нужно добиться полной веры всех в предлагаемые обстоятельства, строгой логики и последова­тельности всех действий, составляющих торжественную церемонию.

  1. Упражнение: «социальные роли».

Ведущий предлагает отправиться на телепередачу: «Встречи по субботам». В студии встречаются люди различной социальной направленности: бомж, актриса, руководитель лицея, бизнесмен и отвечают на вопросы по теме передачи (тему предлагают участники) соответственно своей социальной роли.



Вывод: С помощью таких упражнений человек приобретает способность понимать себя, умение анализировать своё поведение с позиции другого, играть разные роли.

3.2. Упражнения из практики режиссуры.

Упражнения на взаимодействие, общение.

Цель: Овладеть приёмами свободного публичного и непубличного общения, импровизационного поведения в общении, пристроек различного уровня в процессе общения.

Органический процесс общения человека с человеком складывается из пяти стадий: 1-ая стадия – ориентирование в окружающих условиях выбор объекта;

2-я стадия – привлечение на себя внимания выбранного -объекта (партнера) с помощью действий;

3-я стадия – зондирование души партнера щупальцами глаз (чтобы узнать, в каком он настроении), то есть подготовление объекта для восприятия мыслей, чувств, видений субъекта;

4-я стадия – передача своих мыслей, эмоций, видений объ­екту (партнеру) с помощью лучеиспускания, слов, голоса, ин­тонаций, приспособлений. Попытка заставить объект не только понять, услышать, но и увидеть передаваемое внутренним зре­нием так, как видит его сам общающийся с ним субъект;

5-я стадия – момент отклика объекта.

Сценическое общение, сцепка, хватка (по выражению К- С. Станиславского) требуют участия всего творческого ап­парата актера, как внутреннего, так и внешнего. Он говорил: «У нас на сцене должна быть хватка – в глазах, в ушах, во всех органах пяти чувств. Коли слушать, так уж слушать и слышать. Коли смотреть, так уж смотреть и видеть. Не забывайте, что хватка отнюдь не чрезмерное физическое на­пряжение, а большое, активное, внутреннее действие».54

Упражнения на отношение к объекту.

1. Перевязать раненую руку: а) знаменитому человеку; б) близкому другу; в) человеку, причинившему вам горе и страдание (действие, то есть «что делаете», одно и то же – перевязываете руку, но то, как делаете должно быть разным).

2. Подать пальто (или помочь одеться): а) уважаемому всеми педагогу; .6) девушке, с которой дружите; в) сестре, на которую вы сердиты.

3. Вернуться домой после нескольких дней отсутствии: а)к.
матери; б) в семью брата, где вам не рады; в) к товарищу, с
которым хотите помириться.


4. Встретить и принять прибывших к вам домой: а) из дли­тельной командировки друга; б) начальника; в) нежеланного скучного гостя.


5. Поздороваться с человеком: а) которому должен и еще не скоро сможешь отдать долг; б) со старичком соседом по квартире; в) с ректором института.

6. Преподнести подарок: а) знаменитому актеру в день eго
юбилея; б) новобрачным.


7. Навещать больного: а) дочку, младшую сестренку, мать или отца; б) сослуживца (по поручению); в) умирающего друга.

8. Ответить на приветствие: а) человека, с которым в ссо­ре; б) которого не знаете; в) которого не уважаете.

9. Уступить место: а) пожилому незнакомому человеку; б) девушке, которая вызвала в вас чувство симпатии; в) на­чальнику; г) женщине с ребенком.

В этих упражнениях можно разрешить минимум слов, если они необходимы для действия (одну-две фразы).

Упражнения на общение в условиях органического молчания.

1. На рыбной ловле. На берегу реки сидит рыбак с удоч­кой. Приходит девушка, громко поющая песню. Рыбаку надо подать знаки, чтобы она не подходила близко, ушла в сторону и не пугала рыбу.

  1. Вызвать девушку на свидание, ведя разговор через за­крытое окно дома.

  2. Читальный зал или аудитория, где идет собрание. Две подруж­ки сидят в разных рядах. Им надо уходить на занятия.

  3. Больница. Больной говорить не может, действует только одна правая рука. Надо попросить у сестры палаты ручку и бумагу, чтобы написать домой письмо.

  4. В засаде. В этот дом должны прийти враги, изменники Родины.

  5. Уничтожить вражеский склад с оружием. Действующие лица – три молодых партизана.

  6. Передать задание подпольной организации. Место дейст­вия – городской сад, скамейка на крайней аллее, кругом на­род.

Все жесты и движения в этих упражнениях должны быть конкретны, выразительны и оправданы необходимостью, логи­кой.

В этих формах общения все время присутствуют также лу­чеиспускание и лучевосприятие.

Упражнения на правильный выбор приемов, спосо­бов общения, исходя из предлагаемых обстоятельств.

1. В подполе сидит партизан. В избу вошли посторонние. Надо предупредить спрятавшегося, чтобы он не выходил.

2. Сквер. На скамье сидит молодой человек. Познакомиться с понравившейся девушкой, сидя­щей на скамейке.

3. Испания. Встреча советского туриста-рабочего с безра­ботным испанцем. Признание в братской солидарности и друж­бе.


4. Встреча молодежи в дни Всемирного фестиваля в Моск­ве. Разные специальности, разные языки, идет общение.

5. Отпроситься у матери пойти в гости к приятелю, к кото­рому она не особенно благоволит.

1. Упражнение: «подарок» соединяет тренировку взаимодействия партнеров с па­мятью восприятий.

У вас в руке яблоко. Большое, спелое, душистое. Рассмотрите его, какое оно аппетитное! Вспомните его вес (памятью мышц), его глянце­вую кожицу (памятью пальцев), его запах (памятью обоняния). Все эти воспоминания, то одно, то другое, будут все время связаны и со зри­тельной памятью – вы будете видеть на своем внутреннем экране вооб­ражения и его румяный бочок, и черенок с зеленым листком.

Не выпуская из рук яблока, выберите себе молчаливо партнера, незаметно для остальных. Убедитесь, что партнер понял вас.

Теперь так же молчаливо догово­ритесь, кто из вас кому подарит яблоко. Добейтесь, чтобы партнер понял – это вы ему кинете яблоко, а он пусть ловит его. Под­мигивать запрещается!

Кидайте!

Надо обратить внимание участников этого упражнения, какая крепкая связь с партнером получается у них (и они не могут ее не чувствовать), когда они договариваются друг с другом и обменива­ются яблоками.

2. Упражнение «тень».

Выберите партнера. Первый (договоритесь – кто) будет Человеком, пусть он ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, пусть он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения.

Если Человек задумчив, грустен может ли Тень веселиться? Повторяя движения Человека, Тень должна действовать в том же рит­ме и в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо еще по­пытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его дей­ствий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.

  1. Упражнение «зеркало».

Станьте парами друг против друга. Решите, кто из вас Человек, а кто Зеркало. Пусть Человек делает то, что обыкновенно делает перед зеркалом: причесывается, бреется, «наводит косметику», примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить все действия Человека.

У Человека есть, конечно, конкретная цель его действий: допустим, он причесывается и приглаживается, готовясь к встрече Нового года; он бреется наспех, боясь опоздать на занятия; он примеряет костюм, впер­вые в жизни сшитый в ателье, а не купленный в магазине готового пла­тья. Он живет в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них. Зеркало не должно механически повторять все движения Чело­века. Надо, чтобы в нем отразилась и внутренняя жизнь Человека, надо угадать его цели (хотя бы приблизительно!), надо жить его мыс­лями (предполагаемыми вами).