ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приступая к воплощению придуманного образа исполнитель должен подробно, поэтапно осваивать желаемый образ. Можно представить его движения, пластику тела или то, какая у него речь, представить его тембральную характеристику и внимательно изучить её. Сначала в своём воображении, а затем уже в жизненных событиях. Повторяя этот процесс, исполнитель совершенствует свой образ, пока выбранная им для воплощения деталь не станет близкой, пока он не достигнете легкости в ее исполнении. При этом каждую репетицию необходимо добавлять всё новые и новые детали, чтобы роль «росла» и «совершенствовалась».
Переходя, таким образом, от одной черты к другой, прорабатывая и воплощая шаг за шагом конкретную роль, он подойдёт к чувству целостности образа и лёгкости самочувствия в нём. И тогда можно использовать драматический материал, но при этом, не заучивая роль, как в театре, а импровизируя текстом автора. Позднее он всегда может вернуться к описанному приему, если почувствует, что в силу тех или иных причин отклонился от правильного пути, и в созданной роли появилась фальшь.
М. Чехов считал, что нет нехарактерных ролей, как нет двух внешне и внутренне одинаковых людей. То, что различает их друг от друга, есть их характерность, как бы слабо ни была она выражена. Работа над ролью по методу Чехова, совершается в двух направлениях: с одной стороны, исполнитель приспосабливает образ роли к себе, с другой – себя к образу роли. Так постепенно происходит сближение с ролью. Обычное разделение характерности на внутреннюю и внешнюю, по его мнению, справедливо только отчасти. Человек не может усвоить манеры внешнего поведения другого лица, не проникнув в его психологию и наоборот. Всякая характерность есть всегда внешняя и внутренняя одновременно, лишь с большим уклоном в ту или другую сторону.
Работая над усвоением характерных черт роли в подготовительных тренинговых упражнениях, необходимо развивать своё воображение, для того чтобы находиться в состоянии готовности к импровизации, в творческом самочувствии. Необходимо раскрывать психологию роли не рассудочным анализом, а через чувственное постижение образа.
Упражнение: «диалог с образом» (в этом упражнении исполнитель задаёт сам себе вопросы и внутренне отвечает на них, как бы от лица своего персонажа); «репетиция в воображении» (упражнение аналогично предыдущему, только в воображении проигрывается, как вёл бы себя выдуманный персонаж в предполагаемых событиях); «атмосфера и образ» (то же, в ситуациях с различной атмосферой). В упражнениях: «действие с определённой окраской», «психологический жест» (ПЖ), «безобразное тело», «красивое тело» исполнитель выполняет определённые действия уже непосредственно от лица этого персонажа, ищет его пластическую выразительность; «воплощение образа» (в этом упражнении объединяются все приобретённые ранее качества, отрабатываются рече-голосовые характеристики играемого персонажа, выстраивается темпоритмический рисунок роли).
7. Упражнение: «лилипуты и великаны». Группа делится пополам.
– Вы лилипуты, настоящие сказочные лилипуты, ростом не больше десяти сантиметров. Как бы вы вели себя, если бы попали в эту нормальную, не лилипутскую комнату? Нет, не надо семенить ножками и пищать тонкими голосами. Не изображайте кого-то незнакомого, а действуйте так, как если бы именно вы были крошечными и вас окружали громадные люди (они не причинят вам зла), громадные стулья, громадные окна; если бы по комнате летали громадные мухи и гудели, как реактивные самолеты.
– А вы великаны трехметрового роста, как раз под потолок. Каждый полтонны весом. Действуйте, но помните, что кроме вас в комнате есть еще крошечные лилипуты, не раздавите их случайно. Постарайтесь не смять и не раздавить ни одного стула. Не топайте, а то пробьете пол и провалитесь на первый этаж.
– Займитесь сообща одним делом и лилипуты, и великаны вместе: например, приготовьте и украсьте нашу комнату к приходу важного и дорогого гостя.
8. Упражнение: «важный гость».
– Представьте себе, что мы ждем в гости знаменитого актера из далекой страны.
Один из учеников выходит из комнаты и вновь появляется, действуя так, как если бы он был знаменитым актером. Ничего не наигрывая и не изображая: здоровается со всеми по очереди, усаживается, отвечает на вопросы, стараясь правильно говорить по-русски. Нужно добиться полной достоверности его поведения и отношения к нему остальных учеников.
9. Упражнение: «церемония».
– Сейчас мы встретим вождя одного из маленьких полинезийских племен. Сделаем ему сюрприз, выполним тот этикет, который принят на его острове. При его появлении все должны упасть на колени, протянуть к нему руки, трижды резко тряхнуть головой и громко пропеть «о-оо-ои!»
Он обойдет всех, прикоснется к затылку каждого — нужно склонить голову и тихо пропеть «и-ии-ио!»
И в этом, или в подобном ему, церемониале нужно добиться полной веры всех в предлагаемые обстоятельства, строгой логики и последовательности всех действий, составляющих торжественную церемонию.
-
Упражнение: «социальные роли».
Ведущий предлагает отправиться на телепередачу: «Встречи по субботам». В студии встречаются люди различной социальной направленности: бомж, актриса, руководитель лицея, бизнесмен и отвечают на вопросы по теме передачи (тему предлагают участники) соответственно своей социальной роли.
Вывод: С помощью таких упражнений человек приобретает способность понимать себя, умение анализировать своё поведение с позиции другого, играть разные роли.
3.2. Упражнения из практики режиссуры.
Упражнения на взаимодействие, общение.
Цель: Овладеть приёмами свободного публичного и непубличного общения, импровизационного поведения в общении, пристроек различного уровня в процессе общения.
Органический процесс общения человека с человеком складывается из пяти стадий: 1-ая стадия – ориентирование в окружающих условиях выбор объекта;
2-я стадия – привлечение на себя внимания выбранного -объекта (партнера) с помощью действий;
3-я стадия – зондирование души партнера щупальцами глаз (чтобы узнать, в каком он настроении), то есть подготовление объекта для восприятия мыслей, чувств, видений субъекта;
4-я стадия – передача своих мыслей, эмоций, видений объекту (партнеру) с помощью лучеиспускания, слов, голоса, интонаций, приспособлений. Попытка заставить объект не только понять, услышать, но и увидеть передаваемое внутренним зрением так, как видит его сам общающийся с ним субъект;
5-я стадия – момент отклика объекта.
Сценическое общение, сцепка, хватка (по выражению К- С. Станиславского) требуют участия всего творческого аппарата актера, как внутреннего, так и внешнего. Он говорил: «У нас на сцене должна быть хватка – в глазах, в ушах, во всех органах пяти чувств. Коли слушать, так уж слушать и слышать. Коли смотреть, так уж смотреть и видеть. Не забывайте, что хватка отнюдь не чрезмерное физическое напряжение, а большое, активное, внутреннее действие».54
Упражнения на отношение к объекту.
1. Перевязать раненую руку: а) знаменитому человеку; б) близкому другу; в) человеку, причинившему вам горе и страдание (действие, то есть «что делаете», одно и то же – перевязываете руку, но то, как делаете должно быть разным).
2. Подать пальто (или помочь одеться): а) уважаемому всеми педагогу; .6) девушке, с которой дружите; в) сестре, на которую вы сердиты.
3. Вернуться домой после нескольких дней отсутствии: а)к.
матери; б) в семью брата, где вам не рады; в) к товарищу, с
которым хотите помириться.
4. Встретить и принять прибывших к вам домой: а) из длительной командировки друга; б) начальника; в) нежеланного скучного гостя.
5. Поздороваться с человеком: а) которому должен и еще не скоро сможешь отдать долг; б) со старичком соседом по квартире; в) с ректором института.
6. Преподнести подарок: а) знаменитому актеру в день eго
юбилея; б) новобрачным.
7. Навещать больного: а) дочку, младшую сестренку, мать или отца; б) сослуживца (по поручению); в) умирающего друга.
8. Ответить на приветствие: а) человека, с которым в ссоре; б) которого не знаете; в) которого не уважаете.
9. Уступить место: а) пожилому незнакомому человеку; б) девушке, которая вызвала в вас чувство симпатии; в) начальнику; г) женщине с ребенком.
В этих упражнениях можно разрешить минимум слов, если они необходимы для действия (одну-две фразы).
Упражнения на общение в условиях органического молчания.
1. На рыбной ловле. На берегу реки сидит рыбак с удочкой. Приходит девушка, громко поющая песню. Рыбаку надо подать знаки, чтобы она не подходила близко, ушла в сторону и не пугала рыбу.
-
Вызвать девушку на свидание, ведя разговор через закрытое окно дома. -
Читальный зал или аудитория, где идет собрание. Две подружки сидят в разных рядах. Им надо уходить на занятия. -
Больница. Больной говорить не может, действует только одна правая рука. Надо попросить у сестры палаты ручку и бумагу, чтобы написать домой письмо. -
В засаде. В этот дом должны прийти враги, изменники Родины. -
Уничтожить вражеский склад с оружием. Действующие лица – три молодых партизана. -
Передать задание подпольной организации. Место действия – городской сад, скамейка на крайней аллее, кругом народ.
Все жесты и движения в этих упражнениях должны быть конкретны, выразительны и оправданы необходимостью, логикой.
В этих формах общения все время присутствуют также лучеиспускание и лучевосприятие.
Упражнения на правильный выбор приемов, способов общения, исходя из предлагаемых обстоятельств.
1. В подполе сидит партизан. В избу вошли посторонние. Надо предупредить спрятавшегося, чтобы он не выходил.
2. Сквер. На скамье сидит молодой человек. Познакомиться с понравившейся девушкой, сидящей на скамейке.
3. Испания. Встреча советского туриста-рабочего с безработным испанцем. Признание в братской солидарности и дружбе.
4. Встреча молодежи в дни Всемирного фестиваля в Москве. Разные специальности, разные языки, идет общение.
5. Отпроситься у матери пойти в гости к приятелю, к которому она не особенно благоволит.
1. Упражнение: «подарок» соединяет тренировку взаимодействия партнеров с памятью восприятий.
– У вас в руке яблоко. Большое, спелое, душистое. Рассмотрите его, какое оно аппетитное! Вспомните его вес (памятью мышц), его глянцевую кожицу (памятью пальцев), его запах (памятью обоняния). Все эти воспоминания, то одно, то другое, будут все время связаны и со зрительной памятью – вы будете видеть на своем внутреннем экране воображения и его румяный бочок, и черенок с зеленым листком.
– Не выпуская из рук яблока, выберите себе молчаливо партнера, незаметно для остальных. Убедитесь, что партнер понял вас.
– Теперь так же молчаливо договоритесь, кто из вас кому подарит яблоко. Добейтесь, чтобы партнер понял – это вы ему кинете яблоко, а он пусть ловит его. Подмигивать запрещается!
– Кидайте!
Надо обратить внимание участников этого упражнения, какая крепкая связь с партнером получается у них (и они не могут ее не чувствовать), когда они договариваются друг с другом и обмениваются яблоками.
2. Упражнение «тень».
Выберите партнера. Первый (договоритесь – кто) будет Человеком, пусть он ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, пусть он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения.
– Если Человек задумчив, грустен может ли Тень веселиться? Повторяя движения Человека, Тень должна действовать в том же ритме и в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.
-
Упражнение «зеркало».
Станьте парами друг против друга. Решите, кто из вас Человек, а кто Зеркало. Пусть Человек делает то, что обыкновенно делает перед зеркалом: причесывается, бреется, «наводит косметику», примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить все действия Человека.
– У Человека есть, конечно, конкретная цель его действий: допустим, он причесывается и приглаживается, готовясь к встрече Нового года; он бреется наспех, боясь опоздать на занятия; он примеряет костюм, впервые в жизни сшитый в ателье, а не купленный в магазине готового платья. Он живет в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них. Зеркало не должно механически повторять все движения Человека. Надо, чтобы в нем отразилась и внутренняя жизнь Человека, надо угадать его цели (хотя бы приблизительно!), надо жить его мыслями (предполагаемыми вами).