Файл: А макрологистическая с гибкой связью .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    Проектирование процессов технического обслуживания и модернизации оборудования.

    Управление поставками оборудования и управление монтажом.

    Предупредительное обслуживание, основанное на условиях (ремонт по состоянию). Продвинутые ЕАМ-системы интегрируются с системами нижнего уровня (например, АСУТП), позволяя получать от них данные, на основе которых проводится анализ необходимости выполнения тех или иных ремонтных/профилактических работ.

    Управление людскими ресурсами (персоналом) - контроль и управление доступностью ремонтного персонала, анализ квалификации, соответствия требуемой компетенции, учёт посещаемости.

    Сбор данных - штрих-коды, внешние датчики.

    Экспорт данных в другие программы (например, MS Excel, аналитические программы)

    Расширенный контроль доступа, основанный на ролях доступ к выбранным функциям и данным (обновление или только чтение), необходимость получения авторизации для выполнения отдельных операций.

    Процедуры одобрения/подтверждения/контроля, основанные на ролевом доступе.

    Продвинутое планирование и диспетчеризация наряд-заказов. Интеграция с системой управления персоналом.

    Полная регистрация всех транзакций в финансовой системе по всем процессам - снабжению, складским операциям, проектным работам.

    Полная регистрация всех расходов на ремонтные работы (материалы, время, трудозатраты) и сравнение их с запланированными.

    Управление складскими запасами - пополнение материалов на основе потребностей наряд-заказов, заказов снабжения, запланированных отпусков и уровней складских запасов.

    Управление документооборотом - по меньшей мере, возможность оперативного доступа к электронным документам, связанным с оборудованием, наряд-заказами и регламентами проведения ремонтных работ.

    Управление персоналом - управление и контроль обслуживающего и ремонтного персонала, квалификации, доступности, компетенции.

    Разделение на CMMS- и EAM -системы принципиальным не является. С помощью дополнительных компонентов, CMMS-системы могут увеличиваться до функциональности приближенной к EAM . CMMS - системы предназначены для автоматизации управления бизнес-процессами именно в пределах планово-предупредительного обслуживания и ремонтов оборудования. Что касается EAM -системы, она направлена на автоматизацию ТОиР крупного предприятия, т.е. направлена на работу с большим числом пользователей и взаимодействие с центральной базой предприятия, к тому же она рассчитана на обмен информацией с другими системами АСУП и АСУ ТП. Системы EAM - перспективное развитие систем управления ТОиР . Они поддерживают все функции CMMS-систем. Основное отличие между CMMS- и ЕАМ-системами заключается в том, что
последние управляют всем жизненным цикломоборудования, начиная с проектирования, изготовления, монтажа и сборки и, далее, последующего обслуживания, сервисных и профилактических работ, модернизации, реконструкции и списания. В рамках этих активностей ЕАМ обеспечивает поддержку всех бизнес-процессов. Вторая отличительная черта EAM - гибкость и возможность получать и вводить информацию удаленно через Интернет -порталы, поскольку она основана на Web .

    Известность CMMS/ EAM -систем во всех отраслях западной экономики обусловлена двумя факторами - полное отсутствие отрицательных показателей в процессе внедрения систем и показатель возврата инвестиций ROI (return of investments). Введение такого рода систем с целью автоматизации общепринятых, строго детерминированных на западных предприятиях бизнес-процессов использования оборудования способствует очевидной экономии, а в пределах отлаженной системы управления финансово-экономической деятельностью, легко рассчитать показатели возврата инвестиций.

    ЕАМ-система включает в себя также систему поддержки принятия решений, например, систему мониторинга эффективности работы оборудования (основанную на доступности, эффективности и качестве).

    Результаты внедрений ЕАМ-систем в мире свидетельствует об их чрезвычайно высокой отдаче. Подавляющее большинство проектов окупается менее чем за полтора-два года. Типовым является сокращение на 20 % и более затрат на ремонтные работы. Для крупных предприятий экономия может составлять миллионы долларов (например, согласно MSI Magazine, нефтеперерабатывающий завод Holly Corp из Далласа сообщил об экономии в 1,2 млн. долларов).

    ЕАМ-системы достаточно легки во внедрении и не вызывают таких сложностей как, например, внедрение MRP-планирования на производстве. Неудачные проекты фактически отсутствуют. Это во многом объясняется тем, что даже внедренная в минимальном объёме система уже дает значительный эффект.

    Хорошо описанный регистр оборудования, ведение истории всех неисправностей и ремонтных работ в единой системе, отказ от журналов регистрации неисправностей (данные сразу заносятся в систему) - все это резко улучшает качество работ, связанных с планированием наряд-заказов, снабжением и отчётностью.



    Существует ряд проблем, затрудняющих внедрение таких систем на российских предприятиях. Они достаточно очевидны. Одна из главных - так называемая задача паспортизации: для ведения регистра оборудования необходимо иметь на него всю необходимую документацию. По массе причин этой документации может не быть. Например, автору приходилось сталкиваться со следующими ситуациями: а) агрегаты находятся в работе более 70 лет, документация рассеяна, а на некоторые блоки отсутствует вовсе, ремонты производились собственными силами, никто подобную технику уже больше не поддерживает; б) оборудование получено по репарациям из Германии; документация отсутствует; предприятия, которое выпускало это оборудование, не существует со времен 2-й Мировой войны, в) бывшее в употреблении оборудование куплено как списанное у одного из европейских заводов; на момент модернизации западного предприятия никто не беспокоился о возможности повторной продажи техники; документации не осталось.

    Как видно из этих примеров, проблемы возникают из-за использования старого, изношенного оборудования. Этот случай типичен для многих российских предприятий. Однако это не делает задачу безнадежной, просто процесс заведения в систему осмысленного описания агрегата становится более трудоемким. Примером другой проблемы является создание подходящего классификатора. Эта задача не уникальна для России. Важно понимать, что готовых удобных классификаторов не существует. И что самый удобный - это тот, что был разработан именно для данной организации.

    Если окинуть взглядом мировой рынок ЕАМ-систем, то такие решения предлагает более сотни компаний-разработчиков. К ведущим из них обычно относят MRO Software, IFS, Indus, SAP, Intentia и Mincom. Indus в основном распространен в Северной Америке, IFS - в Европе, Mincom - в Азии, а SAP - в Латинской Америке. Для средних предприятий Gartner Group считает лидерами системы Intentia, IFS и MRO Software, для крупных - SAP и IFS. Согласно ARC, лидером на платформе Oracle является IFS, на MS SQL Server - MRO Software, на прочих СУБД - Intentia. В России успешные внедрения EAM-систем имеются только у системы компании IFS. Первые установки начались еще в 1995 году. Другие поставщики не спешили выходить на российский рынок, и их представительства начали возникать только в последние 2-3 года, а проблемы локализации зачастую не решены.

    В целом затраты на ремонты, потери от простоев и поломок на российских предприятиях настолько велики, что внедрение EAM-систем представляется едва ли не безусловно необходимым. Реальная же практика такова, что предприятия, приступая к программе комплексной автоматизации и приобретая тяжелое ERP-решение, начинают с бухгалтерии и финансов, “увязая” в процессе внедрения на долгие годы. Разумеется, финансовыми потоками лучше управлять с помощью компьютерной программы, однако какой ценой? Возможно, эффективней было бы выделить те управленческие цепочки, где внедрение очевидно принесет прибыль, а, главное, риск неудачного или затянутого внедрения невысок. И в этом контексте автоматизация технического и обслуживания и ремонтов представляется делом весьма привлекательным.


ЕАМ-системы

    EAM-cистема (Enterprise Asset Management System) - cистема управления основными фондами. Предназначена для автоматизации бизнес-процессов учёта, технического обслуживания и ремонта основных фондов. Обеспечивает комплексную и согласованную деятельность организации, целью которой является идеальное управление физическими активами и режимами их работы, рисками и расходами в процессе жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов организации. EAM дает возможность уменьшения простоя оборудования, сокращения затрат на техобслуживание, ремонты и материально-техническое снабжение.

    Методология EAM дает возможность за счёт применения информационных технологий, не прибегая к закупкам нового оборудования, увеличить производственную мощность предприятия. EAM-системы позволяют согласованно управлять такими процессами как:

  • ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;

  • МТС - материально-техническое снабжение;

  • ТОиР - управление складскими запасами (запчасти для);

  • в области ТОиР и МТС - управление финансами, персоналом и документами.

    EAM-системы появились из CMMS -систем (систем управления ремонтами). Сечас модули EAM являются составляющими крупных пакетов управленческого программного обеспечения, таких как ERP -систем ( IFS Applications , Oracle E-Business Suite , Галактика ERP и др.).

    Каждому EAM-объекту любого уровня присваивается карточка-паспорт, которая учитывает десятки административных, технических и экономических параметров оборудования. Каждая такая карточка-паспорт оборудования может иметь связь с корпоративной СУБД для передачи данных.

    Задачи и функции

    Фактически, задачей EAM-системы является оказание помощи руководству предприятия в поиске оптимального соотношения между затратами на изменение и ремонт производственных фондов - и потерями, которые могут возникнуть вследствие внеплановой остановки производства. В то же время EAM-системы призваны решать четыре основные задачи управления:

  • Управление финансами;

  • Управление материально-техническим обеспечением (materials management) - подходящие модули обычно объединяются с системами управления закупками, дают возможность автоматически регистрировать поступление комплектующих и деталей на склад, контролируют заказы на доставку;

  • Управление кадрами ( HRMS );

  • Управление активами (asset management) - полное описание активов, предупредительный ремонт, руководство запросами на обслуживание, составление расписания и смет на работы.


    Функциями EAM-системы являются:

  • Формирование целостной базы оборудования и нормативно-справочной информации по его обслуживанию;

  • Составление плана мероприятий по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования (ТОРО);

  • Организация заявочной компании;

  • Наблюдение за процессами обслуживания и ремонта оборудования;

  • Контроль реальных затрат в разрезе объектов и мероприятий;

  • Фиксация главных технологических подходов в работе оборудования (выходы из строя, простои);

  • Прорабатывание требующихся мероприятий по обслуживанию на базе данных АСУТП;

  • Обеспечение передачи необходимой информации в ERP;

  • Проведение оценки информации по ТОРО и организация корпоративной отчётности.

    EAM-системы являются одной из составляющих комплексных корпоративных информационных систем и дают возможность:

  • сократить производственные расходы и стоимость владения главными производственными фондами;

  • увеличить их окупаемость;

  • повысить результативность планирования ремонтов;

  • гарантировать действенность и безопасность производства.

    Все более расширяющийся круг компаний и организаций в российской нефтегазовой отрасли, проявляющих интерес к развитию систем управления ТОРО на базе современных информационных технологий, объясняется тем, что доля операционных затрат на ТОРО в общей структуре себестоимости добычи может достигать 25-30 %. Поэтому даже относительно небольшое в процентном отношении снижение затрат, может существенно улучшить общие показатели эффективности предприятия. Обычный, практически типовой, набор задач ТОРО включает: оперативный производственный учёт наличия оборудования в местах как эксплуатации, так и ремонта или временного хранения; сбор, обработку и хранение сведений о техническом состоянии оборудования, получаемых как средствами инструментальной диагностики, так и в результате визуальных наблюдений за работой оборудования; регистрацию всех событий, связанных с нарушениями или отклонениями от нормальных режимов работы оборудования, планирование и организацию ремонтно-восстановительных мероприятий по устранению нарушений, отказов или аварий; планирование мероприятий, направленных на предупреждение отказов в работе оборудования (планово-предупредительные ТОРО); оперативное управление процессами ТОРО, выполняемыми как внешними сервисными организациями, так и собственными ремонтными подразделениями; годовое планирование ТОРО и оценку потребности в ресурсах, необходимых для ремонтно-эксплуатационных нужд.