Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
третий этап – осуществление программы.
В дальнейшем переходим к реализации плана, этап выполнения данной программы лучше организовать с начала учебного года. На данном этапе могут проявиться противостояния отдельных групп и личностей, так как:
– некоторые ученики не относят притеснение(травлю) к проблеме;
– родители некоторых детей хотят видеть в них агрессивность, а не наоборот;
– учителя не воспринимают тот факт, что в их обязанности должно входить обучение детей заботе о себе.
С данными вопросами должен заниматься ответственное лицо – руководитель программы. Главная задача – это подготовка учителя, что делать им в ситуации травли.
Основные действия педагога при обнаружении насилия или травли в классе:
– быть сдержанным и руководить;
– расценивать произошедший случай или повествование о нем серьезно;
– принять меры как можно скорее;
– поддержать потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным и глупым;
– обеспечить пострадавшего конкретной помощью, советом и поддержкой
– показать обидчику, что вы не согласны с его поведением
– обидчик должен так же ознакомиться с точкой зрения жертвы на происходящую ситуацию;
– обидчик должен понести наказание, но нужно подойти к этому очень взвешенно;
– конкретно объяснить наказание и, в следствии чего оно назначается;
Авторами, этих методик, также рекомендуется организация так называемых групп поддержки для детей-жертв-травли, индивидуальная психологическая работа с детьми жертвами.
Для этих целей предлагается виктимно-ориентированым школьникам пережить альтернативный опыт в виде различных тренингов из арсенала межличностных отношений [3].
Основные идеи по работе с детьми-жертвами:
– работа с жертвами, диагностика индивидуально-психических черт личности с целью выявления «группы риска», предрасположенность к виктимизации.
– формирование коммуникативных навыков, приемлемых форм и стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях.
– беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения и противостоянию противоправных действий, и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях.
Отсюда следует, что в России с проблемой насилия в школе борются при помощи трех подходов: «не вмешиваться», «железная рука», «сплочение».
Таким образом, можно обозначить три метода профилактики: методы, ориентированные на определенных подростков; методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка; методов отношений пострессовых последствий школьного насилия. Профилактика реализуется путем: организация условий недопущения школьного насилия; быстрое и грамотное разобщение подростка с возникшими стрессовыми воздействиями; установление защитных сил личности и организма в противостоянии травле.
Вторичная профилактика
Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у детей и подростков патологических последствий школьного насилия и оказание им специализированной эффективной и комплексной помощи [11, с. 15].
Групповая психотерапия является мощным средством помощи детям и подросткам, пережившим школьное насилие, так как она:
– снимает эффект уникальности пострадавшего;
– удовлетворяет естественную потребность детей подросткового возраста в общении с ровесниками;
– дает универсальную возможность пережить поддержку группы и самим предложить ее своим сотоварищам;
– способствует быстрейшему достижению желательных терапевтических эффектов, по сравнению с индивидуальной работой, благодаря социально-психологической специфике функционирования малых групп.
Важным вопросом является формирование группы. Нужно учитывать: особенности пола, возраста, агрессивности, расторможенности, замкнутости и застенчивости пострадавших детей. Так, для младших подростков рекомендован преимущественно однополый состав групп. Для старших, в силу специфики их возрастного этапа развития, целесообразна работа в смешанных группах. Количество явно полярных по интенсивности эмоциональной и поведенческой экспрессии участников группы не должно превышать более двух человек. В противном случае группа будет обречена на развал или же резкое уменьшение в связи с выпадением из нее «полярных» участников.
Мотивация участников. Важно уже на первых этапах формирования группы психотерапевту уметь хорошо мотивировать пациентов, особенно тех, которые, по его мнению, особенно могут оказаться полезными для группы, или тех, которым группа чрезвычайно показана.
Затем важно, чтобы участникам группы было интересно на протяжении всей ее работы. Для этого психотерапевту важно узнавать интересы ее участников. Также психотерапевт должен обладать живым воображением, непосредственностью и любопытством и уметь хорошо играть. Иными словами, в нем должен хорошо функционировать для терапевтической деятельности его собственный Ребенок.
Количество и продолжительность сессий. Опыт показывает, что с подростками достаточно 1 – 2 встреч в неделю, с детьми – чаще, чтобы иметь достаточно времени для игровой терапии.
Открытость и закрытость группы. При всей очевидности наибольшего эффекта закрытых групп, в практике часто по совокупности причин приходится сталкиваться с необходимостью работы в открытых группах. Отсюда – дополнительные сложности, как для группы, так и для психотерапевта.
Важным моментом формирования группы является нозологическая гомогенность – гетерогенность группы. При очевидном приоритете гомогенных групп (например, только пострадавшие от насилия дети и подростки) для части пациентов, как показывает наш опыт, групповая психотерапия возможна и в целом гетерогенного функционирования (например, дети и подростки с разной нервно – психической патологией, объединенные на проблеме общения). Однако здесь, как нигде, для всех участников должна обеспечиваться абсолютная психологическая и даже физическая безопасность (например, опасность «агрессии возмездия» в результате переноса своего опыта насилия одним подростком на другого с агрессивными тенденциями в поведении). Лучше, чтобы у психотерапевта был ко–терапевт (помощник, ассистент). Желательно иметь разнополый состав ведущих группы.
Когнитивно-поведенческий подход, так же, как и в индивидуальной работе, является средством выбора и в групповой терапии с пострадавшими от насилия несовершеннолетними. В этом ключе терапия начинается с оценки. Изменения начинаются с того момента, когда ребенок задумывается о своих эмоциях и о том, что он собирается делать. Общение с другими детьми увеличивает количество выборов.
Групповая терапия основана на когнитивно-поведенческом подходе по С.Аршаду включает следующие методические приемы [2]:
— завершение предложения;
— придумывание рассказа;
— ролевые игры;
— игра в чувства;
— игра в решение проблем
Третичная профилактика
Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли, с явлениями нозологической трансформации и стремительной социальной дезадаптации. В эту же группу входит реабилитация пострадавших от насилия с декомпенсацией основного соматического заболевания или психического расстройства.
Отечественный опыт показывает, что практически всегда врач-психиатр, психотерапевт или психолог в работе с несовершеннолетними, пострадавшими от травли, вынужден функционировать, в том числе, и как социальный психиатр. Здесь речь идет о том, что для организации защиты пострадавших от травли детей специалистам порой требуется прилагать серьезные усилия в диалоге с различными инстанциями. В этой связи самым тяжелым «фронтом» является школа, так как:
Во-первых, придется преодолевать скепсис и негативизм со стороны администрации школ и учителей. Часть педагогов, крайне болезненно реагирует на инициацию сотрудничества с нашими специалистами. Мотивы этого негативизма могут быть разные:
– «сор вышел из избы»;
– отрицание ситуации;
– ассоциация с врачом-психотерапевтом, как с «вышестоящей инстанцией»;
– «психиатры покушаются на нашу работу в школе»;
– защита чести мундира и т.д.
Во-вторых, при позитивной ответной реакции со стороны школы зачастую ее сотрудники сообщают о своей полной несостоятельности в совладении с травлей. Причем часто педагоги просят педагогов-психологов дать советы или же приехать в школу и «провести занятия с детьми или педагогами на тему «Насилие».
В этом случае специалисты, работающие с пострадавшими, должны уметь давать эффективные рекомендации как по защите ребенка от насилия, так и по взаимодействию с его агрессивными обидчиками. Специалисты выходят и на уровень вышестоящих образовательных организаций, а в некоторых случаях осуществляет связь с инспекторами ОДН и прокуратурой. Через них различными путями добиваются обеспечения физической и психологической защиты пострадавших. Активная поддержка подобных кризисных детей врачами и социальными работниками сближает их с так называемыми коммунитарными психологами в США и Англии. Коммунитарная психология – это «третья волна» после медицинской психологии и школьной психологии. В дополнение к ним коммунитарный психолог в определенный сложный момент жизни своего клиента может временно стать для него поддерживающей фигурой. То есть, фактически концепция коммунитарной психологии предполагает 2 существенных момента:
1. В периоды кризиса ребенок проникается доверием к специалисту, ощущает его поддержку и защиту, готов рассказать ему о самых «постыдных» и самых «страшных» тайнах своей жизни.
2. При необходимости этот специалист в различных инстанциях может и по конкретным позициям должен представлять интересы своих подопечных независимо от возможной одновременной юридической помощи.
Выводы по 1 главе
На основании рассмотренного теоретического материала, можно сделать вывод, что при исследовании общей характеристики проблемы школьного насилия в образовательной среде были выявлены общие подходы зарубежных и отечественных авторов к пониманию данного явления, также были изучены основные особенности форм его проявления и причины возникновения.
При рассмотрении индивидуально-личностных особенностей участников школьной травли были выделены общие характеристики психоэмоционального состояния и черт характера каждого из субъекта. В свою очередь, причины и последствия школьного насилия в образовательной среде позволяют определить главные мотивы совершения насилия в рамках травли и масштаб причинения вреда таковым.
Перечисленные аспекты проблемы школьного насилия обусловливают необходимость составления профилактической программы по противодействию насилию в рамках образовательного процесса:
– организация профилактических мер на основе принципов целесообразности, стратегической целостности, многоаспектности и профессиональной компетентности;
– проводить диагностику предрасположенности подростков к отклоняющемуся поведению, выявлять группы риска;
– проводить профилактическую работу по основным направлениям: превентивное воспитание, психологическая работа со школьниками группы социального риска, подготовка педагогов и работа с родителями.
В дальнейшем переходим к реализации плана, этап выполнения данной программы лучше организовать с начала учебного года. На данном этапе могут проявиться противостояния отдельных групп и личностей, так как:
– некоторые ученики не относят притеснение(травлю) к проблеме;
– родители некоторых детей хотят видеть в них агрессивность, а не наоборот;
– учителя не воспринимают тот факт, что в их обязанности должно входить обучение детей заботе о себе.
С данными вопросами должен заниматься ответственное лицо – руководитель программы. Главная задача – это подготовка учителя, что делать им в ситуации травли.
Основные действия педагога при обнаружении насилия или травли в классе:
– быть сдержанным и руководить;
– расценивать произошедший случай или повествование о нем серьезно;
– принять меры как можно скорее;
– поддержать потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным и глупым;
– обеспечить пострадавшего конкретной помощью, советом и поддержкой
– показать обидчику, что вы не согласны с его поведением
– обидчик должен так же ознакомиться с точкой зрения жертвы на происходящую ситуацию;
– обидчик должен понести наказание, но нужно подойти к этому очень взвешенно;
– конкретно объяснить наказание и, в следствии чего оно назначается;
Авторами, этих методик, также рекомендуется организация так называемых групп поддержки для детей-жертв-травли, индивидуальная психологическая работа с детьми жертвами.
Для этих целей предлагается виктимно-ориентированым школьникам пережить альтернативный опыт в виде различных тренингов из арсенала межличностных отношений [3].
Основные идеи по работе с детьми-жертвами:
– работа с жертвами, диагностика индивидуально-психических черт личности с целью выявления «группы риска», предрасположенность к виктимизации.
– формирование коммуникативных навыков, приемлемых форм и стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях.
– беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения и противостоянию противоправных действий, и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях.
Отсюда следует, что в России с проблемой насилия в школе борются при помощи трех подходов: «не вмешиваться», «железная рука», «сплочение».
Таким образом, можно обозначить три метода профилактики: методы, ориентированные на определенных подростков; методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка; методов отношений пострессовых последствий школьного насилия. Профилактика реализуется путем: организация условий недопущения школьного насилия; быстрое и грамотное разобщение подростка с возникшими стрессовыми воздействиями; установление защитных сил личности и организма в противостоянии травле.
Вторичная профилактика
Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у детей и подростков патологических последствий школьного насилия и оказание им специализированной эффективной и комплексной помощи [11, с. 15].
Групповая психотерапия является мощным средством помощи детям и подросткам, пережившим школьное насилие, так как она:
– снимает эффект уникальности пострадавшего;
– удовлетворяет естественную потребность детей подросткового возраста в общении с ровесниками;
– дает универсальную возможность пережить поддержку группы и самим предложить ее своим сотоварищам;
– способствует быстрейшему достижению желательных терапевтических эффектов, по сравнению с индивидуальной работой, благодаря социально-психологической специфике функционирования малых групп.
Важным вопросом является формирование группы. Нужно учитывать: особенности пола, возраста, агрессивности, расторможенности, замкнутости и застенчивости пострадавших детей. Так, для младших подростков рекомендован преимущественно однополый состав групп. Для старших, в силу специфики их возрастного этапа развития, целесообразна работа в смешанных группах. Количество явно полярных по интенсивности эмоциональной и поведенческой экспрессии участников группы не должно превышать более двух человек. В противном случае группа будет обречена на развал или же резкое уменьшение в связи с выпадением из нее «полярных» участников.
Мотивация участников. Важно уже на первых этапах формирования группы психотерапевту уметь хорошо мотивировать пациентов, особенно тех, которые, по его мнению, особенно могут оказаться полезными для группы, или тех, которым группа чрезвычайно показана.
Затем важно, чтобы участникам группы было интересно на протяжении всей ее работы. Для этого психотерапевту важно узнавать интересы ее участников. Также психотерапевт должен обладать живым воображением, непосредственностью и любопытством и уметь хорошо играть. Иными словами, в нем должен хорошо функционировать для терапевтической деятельности его собственный Ребенок.
Количество и продолжительность сессий. Опыт показывает, что с подростками достаточно 1 – 2 встреч в неделю, с детьми – чаще, чтобы иметь достаточно времени для игровой терапии.
Открытость и закрытость группы. При всей очевидности наибольшего эффекта закрытых групп, в практике часто по совокупности причин приходится сталкиваться с необходимостью работы в открытых группах. Отсюда – дополнительные сложности, как для группы, так и для психотерапевта.
Важным моментом формирования группы является нозологическая гомогенность – гетерогенность группы. При очевидном приоритете гомогенных групп (например, только пострадавшие от насилия дети и подростки) для части пациентов, как показывает наш опыт, групповая психотерапия возможна и в целом гетерогенного функционирования (например, дети и подростки с разной нервно – психической патологией, объединенные на проблеме общения). Однако здесь, как нигде, для всех участников должна обеспечиваться абсолютная психологическая и даже физическая безопасность (например, опасность «агрессии возмездия» в результате переноса своего опыта насилия одним подростком на другого с агрессивными тенденциями в поведении). Лучше, чтобы у психотерапевта был ко–терапевт (помощник, ассистент). Желательно иметь разнополый состав ведущих группы.
Когнитивно-поведенческий подход, так же, как и в индивидуальной работе, является средством выбора и в групповой терапии с пострадавшими от насилия несовершеннолетними. В этом ключе терапия начинается с оценки. Изменения начинаются с того момента, когда ребенок задумывается о своих эмоциях и о том, что он собирается делать. Общение с другими детьми увеличивает количество выборов.
Групповая терапия основана на когнитивно-поведенческом подходе по С.Аршаду включает следующие методические приемы [2]:
— завершение предложения;
— придумывание рассказа;
— ролевые игры;
— игра в чувства;
— игра в решение проблем
Третичная профилактика
Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли, с явлениями нозологической трансформации и стремительной социальной дезадаптации. В эту же группу входит реабилитация пострадавших от насилия с декомпенсацией основного соматического заболевания или психического расстройства.
Отечественный опыт показывает, что практически всегда врач-психиатр, психотерапевт или психолог в работе с несовершеннолетними, пострадавшими от травли, вынужден функционировать, в том числе, и как социальный психиатр. Здесь речь идет о том, что для организации защиты пострадавших от травли детей специалистам порой требуется прилагать серьезные усилия в диалоге с различными инстанциями. В этой связи самым тяжелым «фронтом» является школа, так как:
Во-первых, придется преодолевать скепсис и негативизм со стороны администрации школ и учителей. Часть педагогов, крайне болезненно реагирует на инициацию сотрудничества с нашими специалистами. Мотивы этого негативизма могут быть разные:
– «сор вышел из избы»;
– отрицание ситуации;
– ассоциация с врачом-психотерапевтом, как с «вышестоящей инстанцией»;
– «психиатры покушаются на нашу работу в школе»;
– защита чести мундира и т.д.
Во-вторых, при позитивной ответной реакции со стороны школы зачастую ее сотрудники сообщают о своей полной несостоятельности в совладении с травлей. Причем часто педагоги просят педагогов-психологов дать советы или же приехать в школу и «провести занятия с детьми или педагогами на тему «Насилие».
В этом случае специалисты, работающие с пострадавшими, должны уметь давать эффективные рекомендации как по защите ребенка от насилия, так и по взаимодействию с его агрессивными обидчиками. Специалисты выходят и на уровень вышестоящих образовательных организаций, а в некоторых случаях осуществляет связь с инспекторами ОДН и прокуратурой. Через них различными путями добиваются обеспечения физической и психологической защиты пострадавших. Активная поддержка подобных кризисных детей врачами и социальными работниками сближает их с так называемыми коммунитарными психологами в США и Англии. Коммунитарная психология – это «третья волна» после медицинской психологии и школьной психологии. В дополнение к ним коммунитарный психолог в определенный сложный момент жизни своего клиента может временно стать для него поддерживающей фигурой. То есть, фактически концепция коммунитарной психологии предполагает 2 существенных момента:
1. В периоды кризиса ребенок проникается доверием к специалисту, ощущает его поддержку и защиту, готов рассказать ему о самых «постыдных» и самых «страшных» тайнах своей жизни.
2. При необходимости этот специалист в различных инстанциях может и по конкретным позициям должен представлять интересы своих подопечных независимо от возможной одновременной юридической помощи.
Выводы по 1 главе
На основании рассмотренного теоретического материала, можно сделать вывод, что при исследовании общей характеристики проблемы школьного насилия в образовательной среде были выявлены общие подходы зарубежных и отечественных авторов к пониманию данного явления, также были изучены основные особенности форм его проявления и причины возникновения.
При рассмотрении индивидуально-личностных особенностей участников школьной травли были выделены общие характеристики психоэмоционального состояния и черт характера каждого из субъекта. В свою очередь, причины и последствия школьного насилия в образовательной среде позволяют определить главные мотивы совершения насилия в рамках травли и масштаб причинения вреда таковым.
Перечисленные аспекты проблемы школьного насилия обусловливают необходимость составления профилактической программы по противодействию насилию в рамках образовательного процесса:
– организация профилактических мер на основе принципов целесообразности, стратегической целостности, многоаспектности и профессиональной компетентности;
– проводить диагностику предрасположенности подростков к отклоняющемуся поведению, выявлять группы риска;
– проводить профилактическую работу по основным направлениям: превентивное воспитание, психологическая работа со школьниками группы социального риска, подготовка педагогов и работа с родителями.