Файл: Повышение энергетической эффективности предприятия на примере ооо Сибирский элемент содержит 80 страниц текстового документа, 51 использованный источник, 4 рисунка, 21 таблицу.pdf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24 стандарты на оборудование. Они охватывают двигатели, насосы, вентиляторы и компрессоры;
- для стимулирования совместной выработки тепла и электрической энергии используются такие мероприятия, как благоприятный ценовой режим, денежные дотации, когда часть капиталовложений обеспечивается правительством. Правда, существуют они в странах, составляющих менее половины от входящих в ЕС.
1.2
Вопросы энергосбережения в концепции энергетической
стратегии России на период до 2030г.
Российская
Федерация, как государство, осознающее свою ответственность в предопределении исторических перспектив страны, играет важную позитивную роль, так как является практически единственным экономическим субъектом, способным вырабатывать стратегии развития и быть инициатором мотива заделов инвестирования в инновации, в создание предпосылок эффективного развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Настоящая Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.
Настоящая Стратегия обеспечивает расширение временного горизонта до
2030 года в соответствии с новыми задачами и приоритетами развития страны.
25
Главной целью настоящей Стратегии является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам
России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.
Достижение указанной цели требует последовательного продвижения в решении следующих основных задач:
- повышение эффективности воспроизводства, добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на них;
- модернизация и создание новой энергетической инфраструктуры на основе масштабного технологического обновления энергетического сектора экономики страны;
- формирование устойчиво благоприятной институциональной среды в энергетической сфере;
- повышение энергетической и экологической эффективности российской экономики и энергетики, в том числе за счет структурных изменений и активизации технологического энергосбережения;
- дальнейшая интеграция российской энергетики в мировую энергетическую систему.[6]
Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. В данной сфере намечаются: обеспечение гарантированной энергетической безопасности
России и ее регионов; рост душевого потребления различных энергоресурсов на 40-85% к уровню 2005 г. (с учетом мер по повышению энергоэффективности); более чем полутора кратное снижение износа производственных фондов; ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенерирующих мощностей.
Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энергетической эффективности экономики является максимально
26 рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности производителей и потребителей энергии в энергосбережении, а также инвестировании в эту сферу.
Намеченные ориентиры: не менее чем двукратное снижение удельной энергоемкости ВВП, кратный рост объема энергосервисных услуг, ежегодное снижение удельных потерь и расходов на собственные нужды на предприятиях
ТЭК, 10%-ное снижение удельных расходов топлива на производство тепла котельными. Доведение ежегодного объема экономии энергоресурсов по сравнению с современным уровнем до не менее чем 300 млн. т.у.т./год (с использованием не менее 75% существующего потенциала организационного и технологического энергосбережения).
Главной целью в сфере экономической (бюджетной) эффективности энергетики является гармонизация соотношения вклада ТЭК в налоговые поступления в бюджетную систему страны и в общий объем инвестиций в основной капитал, обеспечивающая финансово-экономическую устойчивость предприятий ТЭК при выполнении ими своих бюджетных обязательств.
Базовыми задачами в сфере обеспечения экологической безопасности энергетики являются двукратное снижение удельной нагрузки ТЭК на окружающую среду (удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса загрязненных сточных вод в водоемы, образования отходов), и ограничение выбросов парниковых газов к 2030 году на уровне 100-105% от
1990 г.
При подготовке новой Энергостратегии были разработаны проекты
«дорожных карт» развития по всем основным направлениям, предложены индикаторы их поэтапной реализации – в частности, для политик недропользования и управления государственным фондом недр; развития внутренних топливно-энергетических рынков; а также формирования рационального топливно-энергетического баланса; региональной, социальной, научно-технической и инновационной политики в энергетическом секторе.
27
Существенно изменится структура производства и потребления первичных энергоресурсов: в производстве вырастет доля газа и уменьшится доля жидких энергоресурсов (нефть и конденсат); в потреблении – напротив, уменьшится доля газа и возрастет доля нефти. В обоих случаях (и в производстве, и в потреблении) увеличится доля угля и, особенно, не топливных энергоресурсов.
Развитие не топливной энергетики – атомной, возобновляемой, включая гидроэнергетику – является одной из важных стратегических инициатив ЭС-
2030. Это обусловлено необходимостью ограничения нагрузки на экологию со стороны предприятий ТЭК, а также перспективной стабилизацией уровней добычи углеводородов в условиях продолжающегося роста спроса на энергоресурсы. ЭС-2030 предусматривает развитие атомной энергетики и гидроэнергетики сообразно с региональными особенностями спроса на электроэнергию, а также особенностями регулирования графика нагрузок и размещения разных видов генерирующих мощностей.
Будут развиваться новые возобновляемые источники энергии
(геотермальной, солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии и др.) – к концу периода годовой объем производства электроэнергии на их базе составит не менее 80-100 млрд. кВт.ч., т.е. вырастет более чем на порядок.
В целом, предусматривается увеличить к концу третьего этапа долю не топливных источников в производстве электроэнергии с примерно 32% (2008 г.) до не менее чем 38%.
При этом конкретные траектории и относительные темпы развития каждой из указанных не топливных составляющих на различных этапах реализации ЭС-2030 подлежат уточнению в рамках соответствующих программных документов – в первую очередь, в рамках Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.
Осуществляя поддержку данного важного для страны направления развития энергетики, мы не должны забывать о повышении надежности и
28 устойчивости функционирования энергетических объектов. Авария на Саяно-
Шушенской ГЭС – дополнительное и серьезное напоминание об этом.
Прогнозируемая динамика экспорта энергоресурсов будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода. Эта тенденция согласуется с долгосрочной экономической политикой государства, ориентированной на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости страны от экспорта
Уже на первом этапе реализации ЭС-2030 российский нефтяной комплекс должен будет обеспечить необходимые объемы добычи и экспорта нефти в соответствии с динамикой внутреннего и внешнего спроса в условиях выхода страны из экономического кризиса, а также необходимый прирост пропускной способности магистральных трубопроводов и экспортных терминалов.
На завершающем этапе реализации ЭС-2030 добыча нефти достигнет своего технологического и экономического максимума; экспорт нефти и нефтепродуктов будет устойчиво снижаться; значительно интенсифицируется развитие высокотехнологичных нефтехимических производств и энергетического сервиса. Российский нефтяной комплекс будет активно использовать свои мощности для обеспечения транзита нефти, производства и экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча нефти сможет составить 530-535 млн. т (рост на 8,7% - 9,7% к уровню 2008 г.); ее переработка - 275-311 млн. т (рост на 16% - 31%); экспорт нефти и нефтепродуктов – 306-329 млн. т (снижение на 0% - 6,4%).
В настоящее время активно осуществляется реализация установок действующей Энергостратегии по вопросам развития газовой промышленности
– в части ввода в эксплуатацию новых месторождений, строительства новых газопроводных систем, газификации российских регионов.
Уже на первом этапе реализации ЭС-2030 необходимо будет не только обеспечить внутренние и экспортные потребности российской экономики в природном газе (главным образом, за счет эксплуатации действующих и ввода
29 новых месторождений Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области), но и выполнить активную работу по подготовке и вовлечению в эксплуатацию новых газовых месторождений Ямала, Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа арктических морей, осуществить управляемую либерализацию рынка и развить биржевую торговлю природным газом.
На завершающем этапе реализации Энергостратегии развитие российской газовой промышленности будет направлено на расширение сферы использования газа в экономике не только как энергоносителя, но и как ценного химического продукта.
Широкое развитие должны получить высокотехнологичная газохимия и производство синтетического жидкого топлива на основе газа.
Внутри страны будет завершена газификация ее регионов, продолжатся работы по расширению восточной газотранспортной системы с возможным, в случае экономической эффективности, подключением к Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Более четверти объема добычи газа в стране будут давать независимые производители газа. Начнется освоение месторождений восточных арктических морей. Будут созданы технологические предпосылки для добычи и промышленного использования газогидратов. Российская трубопроводная инфраструктура станет составной частью энергомоста между
Европой и Азией.
Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча газа сможет составить 885-940 млрд. куб. м (рост на 33% - 42%); его экспорт (с учетом транзита) - 349-368 млрд. куб. м (рост на 45% - 53%).
В ходе реализации действующей Энергостратегии в угольной промышленности возобновился после длительного перерыва ввод новых добычных мощностей (80 млн. т за пятилетие); в полтора раза возрос объем переработки углей на обогатительных фабриках; в 1,6 раза увеличился объем экспорта угля, достигнув почти 100 млн. т. Вместе с тем, перечень подлежащих решению проблем здесь по-прежнему широк.
30
На первом этапе реализации ЭС-2030 в угольной промышленности планируются: реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли в условиях снижения объемов производства угля; завершение мероприятий по реструктуризации отрасли; техническое перевооружение и интенсификация угольного производства; дальнейшее увеличение объемов обогащения угля; снижение аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях, развитие экспортного потенциала отрасли.
На завершающем этапе реализации стратегии предусматривается обеспечить кардинальное повышение производительности труда в угольной отрасли при обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля; промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и т.п.) и сопутствующих ресурсов
(метан, подземные воды, строительные материалы).
Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча угля сможет составить 425-470 млн. т (рост на 30% - 44%); охват обогащением каменных энергетических углей – 65-70% (рост в 1,8 раза); экспорт угля, как ожидается, сохранится примерно на существующем уровне.
В электроэнергетике завершается процесс реформирования отрасли, предусмотренного действующей Энергостратегией.
ЭС-2030 предусматривает, что Единая энергосистема России будет развиваться как путем присоединения к ней ныне изолированных энергосистем и энергообъединений, так и путем развития межсистемных и внутрисистемных электрических сетей всех классов напряжений, в том числе для экспорта электроэнергии. Будут созданы межсистемные линии электропередач для транспорта электрической энергии и мощности из энергоизбыточных в энергодефицитные регионы в объемах, не превышающих требований надежности работы ЕЭС России.
Будет оптимизирована конфигурация системообразующих и распределительных электрических сетей с целью обеспечения эффективного
31 функционирования ЕЭС России и систем распределённой генерации с высокими показателями надёжности их работы. Будут обеспечены условия для привлечения частного капитала в распределительный электросетевой комплекс и осуществлен переход от административных к экономическим методам стимулирования эффективности сетевых компаний.
Главной задачей развития гидроэнергетики на весь период действия ЭС-
2030 станет дальнейшее освоение богатых гидроресурсов России в увязке со спросом на электроэнергию и режимами ее потребления.
В сфере атомной энергетики предусматриваются увеличение объемов выработки электроэнергии на АЭС; формирование и развитие инжиниринга основного энергетического оборудования; развитие ядерного топливного цикла, сырьевой и производственной базы атомной энергетики; создание инфраструктуры управления жизненным циклом АЭС. На третьем этапе получит развитие использование малой атомной энергетики (включая плавучие атомные электростанции) для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также модульных высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов для производства электроэнергии, коммунального тепла для жилищно- коммунального сектора и высокотемпературного тепла для технологических целей, в том числе для производства водорода.
Будет завершено формирование оптового и розничного рынка электрической энергии (мощности), обеспечены соответствующие нормативно- правовые и институциональные условия деятельности сбытовых и энергосервисных компаний.
Будет проводиться предсказуемая государственная долгосрочная тарифная политика в электроэнергетике, которая должна обеспечить ограниченный рост среднеотпускной цены электроэнергии для конечных потребителей в течение всего периода реализации стратегии.
Индикаторы стратегического развития электроэнергетики предусматривают в том числе поэтапное повышение вероятности бездефицитной работы энергосистем России (с 0,996 до 0,9997); изменение