Файл: Разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности предприятия (на примере оао Красноярскнефтепродукт) содержит 76 страниц текстового документа, 1 приложение, 54 использованных источника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 5) Помимо всего этого, прибыль выполняет задачу более эффективного распределения ресурсов среди альтернативных видов производства, дистрибьюции и продаж. Предприниматели стремятся извлечь прибыль и избежать потерь. Наличие в отрасли устойчивой прибыли – это сигнал о том, что общество хотело бы расширить данную отрасль, в результате чего в нее начинается переток ресурсов от фирм и отраслей, не являющимися рентабельными. Таким образом, вознаграждение в виде прибыли становиться не только стимулом к расширению отрасли, но и финансовыми средствами, с помощью которых фирмы в этих отраслях могут увеличивать свои производственные мощности. И наоборот, убытки являются наказанием тем фирмам, которые не смогли направить свои производственные усилия на создание товаров и услуг, более всего нужных потребителю. Эти потери сигнализируют о том, что общество желало бы, чтобы масштабы не нужного ему производства сократились.
Доходами по основным видам деятельности является выручка от реализации или от продаж.
Процесс формирования прибыли предприятия направлен на:
- максимизацию величины прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и условиями рынка;
- обеспечение оптимального соотношения между величиной формируемой прибыли и уровнем риска;
- выполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами, собственниками предприятия, государственными организациями;
- получение собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития предприятия;
- обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, бизнеса;
- стимулирование персонала и решение других задач.

13
Выручка - основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем направлениям:
- основному,
- инвестиционному,
- финансовому.
Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Выручка от реализации продукции - сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий.
Выручка от реализации включает в себя выручку от реализации товаров, работ и услуг собственного производства, реализации товаров ранее приобретенных, реализации имущества, включая ценные бумаги, а также реализации имущественных прав.
Кроме выручки от реализации основной продукции предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также прибыль от прочей деятельности (доходы по операциям с ценными бумагами, сдача имущества в аренду, совместная деятельность и др.). На размер выручки от реализации влияют объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, уровень цен, формы расчетов и др.
Важным моментом в процессе формирования выручки является своевременность поступления средств.
Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.
Формирование прибыли выглядит таким образом:


14
Рисунок 1 - Формирование прибыли на предприятие
Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие.
Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.
В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
- увеличение выпуска продукции;
- улучшение качества продукции;
- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
- снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
- диверсификация производства;
- расширение рынка продаж;

15
- рациональное расходование экономических ресурсов;
- снижение затрат на производство;
- повышение производительности труда;
- ликвидация непроизводственных расходов и потерь;
- повышение технического уровня производства.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно.
Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Однако, экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен.
В зависимости от положения предприятия на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном – необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности предприятия. Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности.
Прибыль и рентабельность
– тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям.


16

1.2 Рентабельность и её виды
Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий доходность, прибыльность, эффективность производства.
Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если сумма выручки от реализации продукции достаточна не только для покрытия затрат на производство и реализацию продукции, но и для образования прибыли.
Среди основных показателей рентабельности можно выделить следующие:
- рентабельность активов;
- рентабельность текущих активов;
- рентабельность собственного капитала;
- рентабельности основных производственных фондов;
- рентабельность продукции;
- рентабельность продаж (реализации);
- рентабельность долгосрочных финансовых вложений.
Рентабельность в большей степени, чем прибыль характеризует результат деятельности предприятия, так как учитывает величину затрачиваемых ресурсов. Существует несколько видов рентабельности.
Рентабельность производства (R) - это отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОбФ):
R = П/ (ОФ + ОбФ)*100 = П/ПФ*100, (1) где ПФ – производственные фонды.
Рентабельность производства показывает, какую величину прибыли получает предприятие с материальных активов.

17
Рентабельность продукции (R
пр
) определяется как отношение балансовой прибыли к затратам на производство продукции (З):
R
пр
= П/З*100 (2)
Рентабельность продукции может быть определена как в целом по предприятию, так и по отдельным продуктам. Она показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля затрат.
Рисунок 2 – Рентабельность продаж
Рентабельность продаж (R
прод
) - это отношение прибыли от продаж Пр к выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг без НДС и акцизов Р:
R
прод
= Пр/Р*100% (3)

18
Рентабельность продаж показывает, какую прибыль получает предприятие с одного рубля выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг.
Рентабельность активов (R
ак
) определяется отношением балансовой прибыли ко всем видам активов: внеоборотным (основные средства), оборотным и нематериальным:
R
ак
= П
бал
*100/А (4)
Рисунок 3 – Рентабельность активов
При этом рентабельность может определяться и по чистой прибыли, тогда это будет чистая рентабельность.
Чистыми активами в рыночной экономике считается сумма внеоборотных и оборотных активов за минусом текущей задолженности.
Отношение балансовой прибыли к чистым активам составит рентабельность чистых активов.


19
Рентабельность собственных средств (R
сс
) характеризует, насколько эффективно используются собственные средства (СС). Она определяется по чистой прибыли (ЧП):
R
сс
= ЧП*100/СС, (5)
Рентабельность - синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятия за определенный период. В экономической теории применяются несколько определений категорий рентабельности:
1) прибыль;
2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;
3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;
4) интегральный показатель, обобщающий показатели эффективности.
В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и т. п.
Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой практики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.
Собственников (акционеров и учредителей) показатели рентабельности интересуют с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных

20 акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес по вложениям в данное предприятие падает.
Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.
В мировой практике достаточно широко используется система показателей рентабельности для оценки эффективности работы фирмы, его текущего положения, для сравнительного анализа привлекательности различных сфер бизнеса.
С целью углубленного анализа рентабельности производственных фондов можно рассчитать по аналогии и другие частные коэффициенты: отдельно рентабельность основных фондов, рентабельность оборотных средств и др.
Торговое предприятие для организации торгового процесса привлекает значительное число работников. Расходы на оплату их труда занимают большой удельный вес в общей сумме текущих издержек. Поэтому для предприятия становится важным определение эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя частными показателями: прибылью в расчете на одного торгового работника и прибылью к среднедневной численности в расчете на один рубль затрат, связанных с их содержанием.
В странах с развитой экономикой в качестве показателя рентабельности выступает норма прибыли на вложенный капитал. Его иногда называют коэффициентом прибыли на активы. Он отвечает на вопрос, насколько работает предприятие, какую прибыль приносят вкладываемые в бизнес